Д.Граббе «Дон Жуан и Фауст» 1829

Где Фауст и Дон Жуан выступают как сюжетные соперники и драматургические противники. Объектом их соперничества становится донна Анна. Ее сердце принадлежит Дон Ж.уану, хотя она знает, что именно он убил ее отца. Однако Фауст имеет преимущество в силу своего чародейства. Колдовством Фауст переносит донну Анну на Монблан, в замок, построенный духами, где держит ее взаперти. Туда проникает Дон Жуан, но, будучи опознанным Фаустом, выдворяется вон. Не добившись любви донны Анны, Фауст убивает ее, а потом погибает сам от руки некоего Рыцаря, под личиной которого скрывается Мефистофель. Теперь очередь за Дон Жуаном: его ждет смерть, если он не покается, о чем его предупреждает каменное изваяние отца донны Анны. Героя настигает все тот же Рыцарь и пе­ред тем, как забрать его душу, требует, чтобы Дон Жуан прижался к телу мертвого Фауста: «Ведь вы оба стремились к одной цели».

Косвенным комментарием к драме Д.Граббе является эссе С.Кьеркегора, в котором отчетливо выражено романтическое толкование образа Дон Жуана, рассматриваемого в сопоставлении с Фаустом. Оба героя, согласно Кьеркегору, — носители демонического начала: Дон Жуан — демонизма чувственных наслаждений, Фауст — разума и интеллектуальных усилий. Оба соединяются «в общую силу для штурма небес», но используют разные средства. Фауст с его интеллектуализмом принадлежит миру слова, Дон Жуан как воплощение «абсолютной чувствен­ности» — порождение духа музыки. Поэтому лучшим Дон Жуаном Кьеркегор считал моцартовско-го. Симпатии датского философа на стороне Дон Жуана — более естественной и непосредственной натуры, способной покорять силой чувственного желания; Фауст же побеждает словами, т.е. ложью, и оттого лишен радостной обольстительности Дон Жуана.

 

А. С. Пушкин «Каменный гость».

 

Герой трагедии А. С. Пушкина «Каменный гость» развивает тему не только - возмездия, сколько преображения. Герой Пушкина своеобычен и умен. В нем

очень мало от легкомысленного волокиты. Лоперелло не понимает своего хозяина, ведь он персонаж традиционно буффонный. Он простоват до глупости, но вместе с тем доверенное лицо героя. Испанский гранд запросто советуется со своим слугой, рассуждая короле, о своей ссылке. Ему же он описывает свое восхищение Донной Анной. Великодушие отличает его от большинства предшествующих героев, не знающих никаких привязанностей. Все его стычки -это благородные поединки, дело чести. Пушкин дает понять, что его герой не хватается за шпагу по пустякам. С какой теплотой он вспоминает погибшую Инезу. Лепорелло стремится охладить пыл его лирических излияний по поводу умершей, намекая на то, что будут и другие. Лоперолло не верит в чистоту намерений своего господина, и его ничто не переубедит. Но Дон Гуан отнюдь не отождествляет себя с образом развратника и безбожника, созданным расхожей молвой. Он не спорит со своей порочной славой, но исподволь разрушает ее. Более того. Дон Гуан стремится к добродетели. До встречи с Доной Анной это присутствует в нем неосознанно. «Вас полюбя, люблю я добродетель», -признается Дон Гуан. И Дона Анна начинает ему верить. Камондор, апофеоз финала, действительно лишь каменный гость, явившейся из преисподней. Герой Пушкина погибает в тот момент, когда должно совершиться чудо преображения:

«Мне кажется, я весь переродился». Явление командора пресекает эту возможность. Оттого пушкинский Дон Гуан - трагический герой. Оттого - то «Каменный гость» - трагедия, а не комедия, как у Мольера, и не «веселая драма», как у Моцарта.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: