Приватизация в ГДР и Восточной Европе

 

В основу реформирования хозяйства ГДР была положена концепция ускоренной и всеобъемлющей приватизации. Хозяйство ГДР структурно было организовано в 250 комбинатов, в которых в свою очередь входило около 8000 предприятий. После объединения Германии все они были переданы под управление ведомства по реорганизации и приватизации, называемого Попечительским или Опекунским советом. Но не все предприятия могли быть приватизированы. Поэтому параллельно с приватизацией были и другие подходы поиска эффективного управления [7].

Первым путем был роспуск комбината: входящие в него предприятия получали полную самостоятельность, выбирали директоров и действовали на свой страх и риск. Второй путь – превращение комбината в штаб – квартиру с координационными и поддерживающими функциями, которые предприятию выгодно делегировать такого рода центру. Третий путь – это создание холдингов вместо прежних производственных объединений.

В марте 1990 года в ГДР был издан закон об учреждении и деятельности частных предприятий и об участии в капитале, где определялись условия приватизации.

После того как обозначились временные рубежи объединения, понадобилось примерно 4 месяца, чтобы завершить формирование правовой базы для приватизации восточногерманских предприятий. Договор о создании валютного, экономического и социального союза между ФРГ и ГДР от 18 мая 1990 года учреждал Опекунский совет по управлению государственным имуществом. К нему переходил государственный долг ГДР в том объеме, в каком он мог быть погашен будущими доходами от реализации государственного имущества. Оставшаяся задолженность распределялась между новыми восточными землями [8 с. 5].

При анализе деятельности предприятий выяснилось, что лишь 8 % рабочих мест являются рентабельными, а производительность труда в ГДР составляла менее 30 % от западногерманского уровня. Тем не менее, к концу 1994 года, когда попечительское ведомство завершило свою деятельность, удалось приватизировать или вернуть прежним владельцам около 20000 предприятий, преимущественно производственных. При этом в договорном порядке были получены гарантии создания 1,5 миллиона рабочих мест и выделения инвестиций на сумму 210 миллиардов марок. Как показывает текущая проверка выполнения гарантий, данных предприятиями, в среднем было создано больше рабочих мест и вложено инвестиций, чем это предусматривалось договорами [8, с. 6].

После Попечительского совета были созданы другие организации, которые занимаются приватизацией оставшихся в руках государства производственных предприятий и контролируют выполнение договоров, заключенных с инвесторами.

Важным фактором, создавшим предпосылки для довольно быстрого и успешного старта приватизации в Венгрии, стала достаточно высокая степень готовности экономики и общества к радикальным преобразованиям, заложенным реформаторскими традициями 60—70–х годов XX века. В 80–е годы практически 75 % взрослого населения Венгрии наряду с участием в социалистическом производстве было занято в различных формах «второй» экономики. Частный сектор уже в эти годы давал более 50 % предоставляемых населению услуг, обеспечивал 1/3 розничного товарооборота, 15 % объема строительно–монтажных работ.

В Венгрии строго соблюдаются два основных принципа проведения приватизации. Венгрия представляет собой исключение из всех постсоциалистических стран, охваченных идеями всеобщего и бесплатного раздела госимущества. Строго соблюдается закрепленный законодательным порядком принцип проведения приватизации только на основе платности.

В Венгрии считают, что смысл приватизации не просто в смене собственника, а в утверждении слоя новых владельцев, способных к ответственным и заинтересованным действиям ради приумножения капитала. При этом изначально была отброшена, как несостоятельная, модель создания нового слоя собственников на основе административного передела. Это коренное отличие венгерской модели приватизации от российской.

Вторым принципом приватизации в Венгрии является ее подчиненность задачам повышения экономической эффективности. То есть речь не просто о том, чтобы как можно скорее распродать все государственное имущество, а о том, чтобы провести этот процесс наиболее рационально.

В 1990 году из 600 млн. форинтов доходов от приватизации 511 млн., то есть 85 %, были направлены на погашение государственного долга, в 1991 году от приватизации было уже получено 40 млрд. форинтов, из которых 20 млрд., то есть 50 %, поступило в госбюджет.

В Чехословакии каждый взрослый гражданин мог за сумму, равную средней недельной заработной плате, купить книжку купонов. Ценность купонов была выражена не в денежных единицах, а в пунктах. В ходе первой волны приватизации каждый владелец ваучерной книжки мог использовать купоны общим достоинством в 1000 пунктов. Акции каждого предприятия также были оценены в пунктах. 45 % владельцев купонных книжек полностью доверились инвестиционным фондам, 30 % частично передали их в фонды, частично вложили сами. Около 25 % предпочли действовать самостоятельно, не прибегая к услугам фондов. Всего было создано 434 фонда, аккумулировавших 72 процента ваучерных пунктов. Особой популярностью пользовались крупные, известные фонды.

В Польше приватизация основывается на законе, принятом в июле 1990 года. В соответствии с ним было создано министерство по реформе собственности (МРС) и в кратчайшие сроки проведена “малая приватизация” в торговле и сфере бытового обслуживания. Ею было охвачено 60 тыс. предприятий (ранее подчинявшихся в основном местным органам власти), которые были проданы или сданы в аренду частному сектору в 1990—1991 годах. Помимо этого, в торговле и услугах было создано несколько сот тысяч новых частных предприятий.

В промышленности, однако, положение совсем иное. В 1990—1994 годах из 3107 предприятий, действующих в добывающих и обрабатывающих отраслях, приватизировано не больше 100—150. Главный метод приватизации средних предприятий (с числом занятых до 500) — это льготная продажа их трудовому коллективу путем так называемой «ликвидации» (этот термин используется потому, что существующие государственные предприятия формально ликвидируются и вместо них как бы заново создаются предприятия, принадлежащие трудовым коллективам — рабочим и администрации). Еще семь предприятий были приватизированы в конце 1991 года «традиционными» методами: пять крупных фирм — на открытых торгах, одна продана зарубежному инвестору и одна — ее прежней администрации. Несколько десятков госпредприятий были частично приватизированы, приобретя статус совместных (с зарубежными инвесторами) компаний. Однако большая часть крупных промышленных предприятий по–прежнему принадлежит государству. По имеющимся данным, в промышленности действуют теперь около 6400 фирм. Однако на их долю приходится лишь около 1/4 промышленной продукции, 3/4 все еще выпускаются государственными предприятиями.

С конца 1995 года в Польше началась «ваучерная» приватизация. По своей модели она напоминает приватизацию в Чехии. Так же, как в Чехии и Словакии, приватизационные купоны (ваучеры) являются именными, что значительно снижает возможности проведения финансовых махинаций с ними. Как правило, они делимы. По сравнению с российским аналогом значительно более понятной является техника обмена ваучеров (купонов) на акции предприятий. Польское правительство установило жесткий контроль над инвестиционными (приватизационными) фондами, которые играют большую роль в реализации государственной собственности. Одновременно поощряется приобретение предприятий в собственность рабочими и менеджерами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: