И причины её возникновения

           С ростом кредитного портфеля перед любым банком встаёт проблема инкассирования предоставленных в пользование заёмных средств. Если заёмщик (будь то физическое или юридическое лицо) платёжеспособен и хочет платить по кредиту, то решение однозначно – разработать наиболее эффективную как для заёмщика, так и для банка систему инкассирования кредитных средств и процентов за пользование ими. Однако данное решение комплексное и требует системного подхода, выходя за рамки данного дипломного проекта.

    Если в процессе возврата кредита заёмщик становится неплатёжеспособным или у него пропадает желание платить по кредиту, то у банка возникает проблема с инкассированием предоставленных заёмных средств.

Если недобросовестным заёмщиком оказывается юридическое лицо, то процедура возврата предоставленных заёмных средств имеет свои особенности. Хотя на стадии рассмотрения кредитной заявки такой заёмщик подвергается комплексному финансовому анализу банка, платёжеспособность компании имеет сильную волатильность вследствие ряда причин. Обеспечение по кредиту типа МСБ[12] (в основном это залог основных средств и части текущих активов) также может оказаться недостаточным. Крайне низкая ликвидность активов компании часто приводит к долговременному замораживанию средств банка в значительной величине сомнительной или безнадёжной задолженности. Всё это ведёт к снижению прибыльности и отвлечению капитала, так как банку необходимо создавать обязательные резервы для обеспечения сомнительной задолженности.

Законодательно банк имеет достаточно широкий круг инструментов по взысканию задолженности с недобросовестных заёмщиков - юридических лиц, но зачастую эффект этих инструментов нивелируется из-за множественных претензий по возврату предоставленных заёмных средств (часто компания оказывается должна нескольким субъектам) или в связи с форс-мажорными обстоятельствами, повлекшими за собой проблему с неликвидности компании и, как следствие, снижению уровня её платёжеспособности. Кроме вышеперечисленного, привести компанию к дефолту способен неграмотный менеджмент, в первую очередь, финансовый. Здесь имеет место неверная кредитная политика предприятия в целом и неадекватная оценка финансового рычага, в частности.

Поэтому на современном этапе развития сектора кредитования МСБ банки всё больше внимания уделяют предварительному анализу кредитоспособности и платёжеспособности компании, подающей кредитную заявку. Следовательно, создание качественной системы защиты банка от неплатёжеспособных предприятий малого и среднего бизнеса является актуальной задачей.

Не менее актуальной остаётся проблема роста просроченной задолженности по потребительским кредитам: на 1 января 2008г. составляла 4,1% от совокупного кредитного портфеля коммерческих банков [по данным Центрального Банка РФ]

На рисунке 7 изображено соотношение величин совокупного кредитного портфеля и совокупной просроченной задолженности во Владимирском филиале ОАО АКБ «Росбанк».

 

Рис. 7. Соотношение величин кредитного портфеля розничных кредитов ВФ ОАО АКБ «Росбанк» и просроченной задолженности за период с 1 января 2006 года по 1 января 2008 года

 

Причины возникновения просроченной задолженности очень разнообразны. В ходе исследования, проведённого автором данного дипломного проекта, они были объединены в следующие группы по степени важности:

1. Низкая платёжная дисциплина заёмщиков;

2. Преднамеренная недобросовестность заёмщиков;

3. Снижение платёжеспособности заёмщика;

4. Неадекватное определение клиентом на этапе оформления кредита своего «свободного дохода», который может быть израсходован на обслуживание задолженности перед банком;

5. Операционные и технические проблемы в работе банка;

6. Клиентские ошибки.

Первая группа причин включает всевозможные обстоятельства низкой платёжной дисциплины заёмщиков, такие как забывчивость или легкомысленное отношение к принятым обязательствам.

    Ко второй группе причин относятся различные виды мошенничества со стороны заёмщиков.

    К третьей группе причин относятся те, которые вызывают снижении платёжеспособности заёмщиков. На снижение платёжеспособности влияют множество факторов, таких как:

¾ потеря работы заёмщиком;

¾ нахождение на длительном курсе лечения;

¾ потеря имущества заёмщика в результате пожара, кражи и т.д.;

¾ увеличение количества иждивенцев;

¾ предстоящий призыв на срочную воинскую службу;

¾ уменьшение уровня оплаты труда;

¾ другие существенные обстоятельства.

Прогнозировать возникновение той или иной форс-мажорной ситуации силами банка не представляется возможным, поэтому возникающие в данном случае риски являются случайными и наиболее эффективным способом защиты от их влияния является создание достаточного резерва на покрытие возможных потерь.

В настоящее время четвертая группа причин возникновения просроченной задолженности является одной из наиболее управляемых. Для устранения данных причин необходимо прогнозирование «свободного дохода» клиента и, если рассчитанный экспертным путём «свободный доход» окажется ниже некоторого порогового значения, банк имеет право отказать в предоставлении кредита. Для управления данной группой причин возникновения просроченной задолженности целесообразно создать систему финансовой безопасности. Однако стандартной системы финансовой безопасности для банка в настоящее время не существует. 

Пятая группа причин включает:

¾ задержки в перечислении платежей клиентов «Почтой России» (или любой другой платёжной системы);

¾ задержки платежей при прохождении внутри банковской информационной системы;

¾ ошибки сотрудников банка при формировании графика платежей по кредиту;

¾ сбои в работе банковской информационной системы.

Эти причины, являются техническими, поэтому приводят к так называемой «технической просроченной задолженности».

К шестой группе причин возникновения просроченной задолженности можно отнести все неточности и ошибки, совершаемые клиентами непреднамеренно. Это может быть неверное указание специального банковского счёта для погашения кредита, номера кредитного договора и прочих реквизитов. Эти ошибки могут возникать, во-первых, вследствие низкой финансовой грамотности отдельных заёмщиков и, во-вторых, из-за невнимательности при заполнении платёжных документов. Устранение причин этой группы видится в максимальной автоматизации инкассирования предоставленных заёмных средств. Конкретными инструментами решения проблемы растущей просроченной задолженности по рассматриваемой причине являются развитие систем электронных платежей (Интернет-банк), внедрение пластиковых карт для погашения кредита, а также использование специальных банкоматов с функцией «cash in».

В настоящее время ликвидация просроченной задолженностью во Владимирском филиале ОАО АКБ «Росбанк» ведётся силами нескольких структурных подразделений: отделом мониторинга и инкассации кредитов, юридического отделом, службой безопасности. Их функции, несмотря на то, что они прописаны в нормативных документах банка, не систематизированы. Это приводит к дублированию некоторых из них, например, подача исковых заявлений в суд, а также к появлению функций, которые не выполняются ни одним структурным подразделением, например, реализация предметов залога. Кроме того, центры и мера ответственности за выполнение каждой конкретной функции чётко не определены, что влечёт неадекватную ответственность одних и безответственность других.

Таким образом, в настоящее время актуальной остаётся проблема роста просроченной задолженности по потребительским кредитам: на 1 января 2008г. составляла 4,1% от совокупного кредитного портфеля коммерческих банков [по данным Центрального Банка РФ]. Возникновение данной задолженности обусловлено рядом причин, всё множество которых можно разделить на шесть групп, представленных в таблице 2.2.

Таблица 2.2

Причины возникновения просроченной задолженности и факторы, способствующие их возникновению

№ п/п Группа причин возникновения просроченной задолженности Факторы, способствующие их возникновению
1 Низкая платёжная дисциплина заёмщиков Забывчивость, легкомысленное отношение к принятым обязательствам и другие
2 Преднамеренная недобросовестность заёмщиков Различные виды мошенничества
3 Снижение платёжеспособности заёмщика потеря работы заёмщиком, нахождение на длительном курсе лечения, потеря имущества заёмщика в результате пожара, кражи, увеличение количества иждивенцев, предстоящий призыв на срочную воинскую службу, уменьшение уровня оплаты труда; другие существенные обстоятельства
4 Неадекватное определение клиентом на этапе оформления кредита своего «свободного дохода» Неадекватная оценка потенциальным заёмщиком своих финансовых возможностей
5 Операционные и технические проблемы в работе банка Задержки в перечислении платежей клиентов «Почтой России» (или любой другой платёжной системы), задержки платежей при прохождении внутри банковской информационной системы, ошибки сотрудников банка при формировании графика платежей по кредиту, сбои в работе банковской информационной системы
6 Клиентские ошибки Неточности и ошибки, совершаемые клиентами непреднамеренно

 

Ликвидация просроченной задолженностью во Владимирском филиале ОАО АКБ «Росбанк» ведётся силами нескольких структурных подразделений, функции и мера ответственности которых чётко не определены.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: