Политика как вид социального взаимодействия

Содержание

Политика как вид социального взаимодействия. 3

Общество и политика. 6

Политическая система. 8

Власть: понятие, функции. 11

Социология политики современной России. 14

Список литературы.. 16



Политика как вид социального взаимодействия

 

Социология политики - наука о взаимодействии политических и социальных систем в процессе функционирования и распределения власти, о закономерностях протекания политических процессов, развертывания политических отношений, о функционировании политических режимов, политических норм, ценностей, политических ожиданий, ориентаций и стремлений, свойственных различным социальным группам.

Социология политики - отрасль социологии, представляющая собой соединительное звено между социологией и наукой о политике - политологией. Социология политики считается, с одной стороны, специальной дисциплиной социологии, обязанной данной науке теоретико-систематизирующим и историко-эмпирическим аспектами, а с другой, она открывает широкий доступ к комплексным исследованиям политики и к теории политологии. Находясь на стыке философских, социологических, политологических, исторических, экономических наук, социология политики как самостоятельная отрасль научных знаний в начале 21 в., несомненно, станет одним из важнейших направлений в развитии гуманитарных наук. Это объективно обусловлено интенсивным процессом политизации общественной жизни, что обостряет потребность в более глубоком и обстоятельном социологическом анализе всех аспектов политики.

Социология политики - сравнительно молодая научная дисциплина. Только в 1920-1930-е американская политология стала тесно сближаться с рядом общественных наук, главным образом с социологией, представленной прежде всего ставшей знаменитой к тому времени Чикагской социологической школой, широко разрабатывающей методику и инструментарий социологических исследований. Однако социологическое исследование политических процессов начиналось не с нуля. Оно опиралось на учение выдающихся древнегреческих философов Платона и Аристотеля, внесших основной вклад в создание основ теории политики и государства. Аристотель, в частности, может считаться одним из первых предшественников социальной политики: ведь именно он исследовал конституциональные системы 158 городов-государств, сформулировал основы политики и назвал ее «королевой наук». Эти же проблемы в более широком и конкретном плане были развиты такими видными мыслителями Нового времени, как Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Ш. Монтескье, А. Токвиль, Ж. Боден. Однако решающий вклад в становление теоретических предпосылок собственно социологии политики внесло первоначально теоретическое различение гражданского общества и государства французскими энциклопедистами, а затем А. Сен-Симоном, А. Фергюсоном и Г.В.Ф. Гегелем, получившее углубленное развитие в работах К. Маркса, а потом, уже в 20 в., изучение политических процессов во взаимодействии с социальной сферой М. Вебером, В. Парето, Г. Лассуэлом. Причем социология политики не просто заимствует концепции и методы из философских и политических теорий, а существенно перерабатывает их в соответствии с общей методологией социологии. Так, например, структурный функционализм и теория социальной системы Т. Парсонса и его последователей была преобразована социология политики в теорию политических систем, в том числе и в структурно-функционалистской ее разновидности.

Специфика социологии политики заключается в том, что она рассматривает политику через анализ социальной структуры, через деятельность социальных институтов, общественного мнения и поведения, политических интересов, норм и отношений, ценностей, ожиданий и ориентаций.

Что же такое политика, с точки зрения социологии? Отвечая на этот вопрос, М. Вебер утверждал: «Политика... означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает». Всякий, кто занимается политикой, тот стремится к власти над другими людьми и их группами. Выступая в качестве самостоятельной научной дисциплины, политическая социология имеет свой предмет исследования, свою структуру и свой категориальный аппарат. Вместе с тем она под специфическим, только ей свойственным углом зрения использует основную содержательную проблематику социологии как науки об обществе и личности и политологии как науки о политики, но интерпретирует эту проблематику в социальном контексте. Ее специфический интерес - изучение процесса функционирования и распределения политической власти в государственно-организованном обществе [4, c. 15].

Исходной категорией социологии политики является политическая сфера, представляющая собой специфическую подсистему общества, связанную с определением коллективных политических целей, принятием соответствующих решений, осуществлением власти. Чтобы яснее представить сущность данной сферы и ее особенности, следует обратиться к сформулированной французским социологом П. Бурдье концепции социальной топологии. Она представляет социальный мир в виде многомерного пространства, построенного по принципу дифференциации и распределения средств и свойств, способных придавать их владельцу силу и власть в соответствующем секторе (сфере) социального пространства. Социальное пространство состоит из нескольких полей, в каждом из которых существует определенный капитал (власть) - экономический, социальный, политический (престиж, репутация, имя и т.п.). Каждый вид капитала (например, политический) представляет собой власть над соответствующим полем, а позиция каждого индивида или группы определяется распределением власти в этом поле. Совокупность существующих в политическом поле позиций представляет собой процесс и результат альянсов и конфликтов в борьбе за доминирование в сфере П., за установление господства в системе властных отношений, за сохранение или трансформацию существующих властных структур и систем государственной власти. При анализе политического поля (сферы), считает П. Бурдье, необходимо учитывать соотношение политического спроса и предложения в каждый данный момент времени и определяемую в зависимости от этого соотношения политическую позицию индивида или группы, чем и обусловливается логика поведения и борьбы в политическом поле (сфере). В этом взаимодействии индивидов и групп, занимающих различные политические позиции, политические выступления подпадают под своеобразную структурную двойственность. С внешней стороны они непосредственно относятся к мандатам (депутатов, членов партии и т.п.), а в действительности направлены против конкурентов в политическом поле, борьба в котором принимает особенно ожесточенный характер в вопросе о государственной власти [6, c. 19].

Общество и политика

Политика в обществе всегда выступает в определенных конкретных видах и направлениях. В зависимости от субъекта политики, характера и содержания проблем и вопросов, которые она решает (сфера управления, объем, масштаб и т.п.), существуют разные классификации видов политики.

Так, если рассматривать политику в широком смысле, то, с точки зрения ее субъектов, можно выделить: государственную политику, партийную политику, политику социальной или корпоративной группы (например, политика дворянства), политику организации и политику в организации (например, политика администрации фирмы), политику конкретного лидера (например, политика мэра города).

Но чаще всего под политикой понимают политику государства — то есть государственную политику. Существуют различные классификации видов государственной политики.

Усложнение политической жизни современного общества, возникновение новых политических институтов и процессов требуют постоянного научного исследования, выявления и изучения закономерностей развития общества, не только интуитивного предугадывания событий, но и научного прогнозирования политических явлений и процессов. Поэтому общепризнано, что политика — это наука и искусство одновременно.

Роль политики в жизни общества проявляется в ее функциях:

обеспечение общественного порядка;

разработка целей развития общества и мобилизация масс на их выполнение;

учет и согласование разнообразных интересов групп и слоев населения;

осуществление связей с зарубежными странами.

Политика неразрывно и многообразно связана со всеми сферами жизни общества: экономикой, моралью, правом, духовной, религиозной и другими сферами. Она не должна господствовать над ними, но только она может и должна обеспечить благоприятные условия для эффективного функционирования всех звеньев общественной системы. Именно в этом заключается универсальный характер политики. Можно сказать, что не все в обществе имеет политический характер, но почти все может иметь политическое значение.

Хотя политика управляет многими сферами жизни общества, она, в то же время, сама испытывает на себе влияние многих факторов: социально-экономических, этнонациональных, глобальных. В результате политические отношения вызывают целую гамму других отношений, посредством которых индивиды включаются в борьбу за усиление своего влияния, за возможность занять доминирующее положение в обществе. Данная сложная совокупность образует взаимосвязанную целостность, в этом проявляется системный характер политики.

Таким образом, основными чертами политики являются ее универсальность, системность, всеобщность.

В здоровом обществе люди осуществляют формы политического участия эпизодически, в основном в период избирательных кампаний. Политикой занимаются профессионалы, а население осуществляет над ними контроль, доверяя и проверяя их деятельность, ощущая свою сопричастность с властью, ее зависимость от народа. Таким образом, политика -- это борьба за завоевание, удержание и использование власти, за влияние на государственные дела. Политика определяет формы, задачи и содержание деятельности государства.

Важное предназначение политической сферы общества — осуществлять управление обществом в целом. Вез политического руководства жизнь общества уподобилась бы броуновскому движению, представляющему спонтанный процесс столкновения разнообразных частных интересов [5, c. 165].

 

Политическая система

 

Совокупность политических взаимодействий в обществе не представляет собой хаотического нагромождения различных поведенческих актов, союзов и борьбы между отдельными индивидами и группами, а складываются в определенную систему, погруженную в социальную среду и реагирующую на ее взаимодействия. Это и есть политическая система - базисная категория социальной политики. Этим термином охватывается система органов государственной власти, политических партий, общественных организаций, которые формируются в процессе борьбы за политическую власть, оказывают ей поддержку или находятся в оппозиции к ней, а также ценностей, норм и правил, регулирующих политическое поведение индивидов и социальных групп. Нормативная сторона политической системы представляет собой своеобразные «правила политической игры», которые регулируют взаимоотношения между различными ветвями власти - законодательной, исполнительной и судебной, отношения между политическими партиями и государственными органами, деятельность общественных движений, партий, их статус, права и обязанности. К области действий, входящих в ее структуру, следует отнести и систему голосования, участие граждан в выборах центральных и местных органов власти.

В процессе общественного развития складывается многообразие политических систем. Американские социологи Г. Алмонд и Д. Пауэлл подразделяют политические системы на примитивные, традиционные и современные. Современные политические системы обладают дифференцированными правительственно-политическими структурами (законодательными, исполнительными, судебными органами), а также дифференцированной политической инфраструктурой: политическими партиями, заинтересованными группами и средствами массовой коммуникации. Такие системы, в свою очередь, подразделяются на два основных типа. Первый из них составляют демократические политические системы, в которых вместо «культуры подчинения» превалирующей становится «культура участия», а «подданные» превращаются в «участников». Второй тип - это авторитарные системы, основанные на смешанной политической культуре «подчинения – участия». Они предстают в четырех разновидностях: а) радикально-тоталитарные (СССР); б) консервативно-тоталитарные (нацистская Германия); в) консервативно-авторитарные (Испания во времена диктатуры Франко); г) авторитарно-модернизирующие (Бразилия).

Социальная политика уделяет серьезное внимание анализу функций, выполняемых политическими системами. Наиболее существенные из них сводятся к следующему:

1. Функция артикуляции, т.е. расчленения интересов, посредством которой индивиды и группы формируют свои требования к политикам, принимающим решения.

2. Функция выработки правил политической деятельности, применения этих правил и контроля за их выполнением.

3. Разделение и распределение законодательных, исполнительных и судебных обязанностей в политической деятельности.

4. Функция политической коммуникации, которая обеспечивает распространение, передачу политической информации между правителями и управляемыми, а также между различными составными элементами политической системы.

5. Политическое рекрутирование - процесс, с помощью которого готовится и отбирается персонал, который должен взять на себя главные роли в П.

6. Политическая социализация - функция, посредством которой политические идеи, ценности, нормы (политическая культура) внедряются в сознание и передаются индивидам, которые усваивают эти ценности и ориентиры в отношении политической системы.

7. Функция адаптации, т.е. приспособления политической системы к изменяющимся условиям социальной среды (например, изменение соотношения политических сил).

8. Функция сохранения системы - совокупность действий, направленных на сохранение целостности и устойчивости политической системы по отношению к любым, в том числе и неблагоприятным воздействиям на нее.

Так, в целом, правомерен вывод: политическая система есть реальный сложный механизм формирования и функционирования власти в обществе.

Критерием же различения политических систем по их типам является политический режим. Политический режим - это характер и способы организации власти, средства и методы формирования политических процессов и отношений, социальные механизмы взаимоотношений власти, общества (народа) и личности (граждан). Существует три основных типа политических режимов - тоталитарный, авторитарный и демократический. Для тоталитарного политического режима характерно полное господство власти над обществом и личностью, всеобъемлющий контроль за гражданами со стороны государства. Авторитарный политический режим отличается неограниченной властью одного лица или группы лиц над гражданами при сохранении автономии личности и общества во внеполитических сферах (например, в экономике или культуре). Демократический политический режим базируется на признании народа источником власти, его праве участвовать в решении государственных дел в сочетании с широким кругом гражданских прав и свобод, осуществлением контроля общества (большинства) над властью [3, c. 95].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: