Глава 1. Теоретические и методологические аспекты исследования креативности

Содержание

Введение…………………………………………………………...…………...3

Глава 1. Теоретические и методологические аспекты исследования креативности………………………………………………………………………7

1.1. Анализ проблемы креативности в современной психолого-педагогической науке……………………………………………………...……..7

1.2 Структура и содержание креативности…...……………….…………...12

1.2.1 Биологический компонент креативности………………………...…...12

1.2.2 Когнитивный компонент креативности………………………...…….13

1.3. Факторы актуализации креативности…………………………….....…19

Глава 2. Младший школьник как субъект творческой деятельности….....23

2.1. Критерии и показатели развития креативности у младших школьников………………………………………………………………………23

2.2. Выявление творческих способностей младших школьников……...…28

2.3. Методика развития креативности младших школьников…………….30

Глава 3. Организация и проведение экспериментального исследования, анализ его результатов…………………………………..………………………35

Глава 4. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования…………………………………………………………………….52

Заключение…………………………………………………………………...84

Литература……………………………………………………………...…….88

Приложение………………………………………………..…………………91

 

 

 

 

Введение

Актуальность проблемы исследования. Талант и творчество личности в современных социально-экономических условиях являются двигателем интенсивного экономического развития страны и содействующим фактором национального престижа. Как выяснилось, интеллектуала с высоким уровнем развития творческих способностей не возможно заменить ни кибернетической машиной, ни коллективом индивидуумов со средними интеллектуально-творческими способностями.

Творчески направленная личность более открыта для получения внешней информации, она переживает проблемы мира, как свои, её энергия не терпит смирения, ищет выход, пути решения.

Креативность – это способность к творчеству, способность порождать необычные вещи, придумывать, находить, видеть мир как-то по особенному. Это творчество, которое полезно и на работе, и в жизни. Креативный человек – это выдумщик. Это тот, кто придумывает и фантазирует, делая жизнь ярче, интереснее, превращая всё во что-то новое, неповторимое.

Сейчас как раз то время, когда общество осознало это, и стремится развивать в человеке творческую нить. И ведь не зря современные руководители, работодатели, педагоги независимо от рода деятельности, требуют от своих коллег, сотрудников, учеников творческого подхода, находчивости, разносторонности, оригинального новаторства, иными словами креативности. И не зря именно сейчас на наших глазах идёт не просто развитие прогресса, а его стремительный бег. Только и успеваешь следить, как на страницах газет мелькают заголовки «новое изобретение», «решение проблемы найдено», «новейшие модели…» и т. п.

Проблема творчества и творческих способностей изучалась многими научными работниками (Дж. Гилфорд, А. Маслоу, Т. Андерсон, В. Андреев, В. Библер, А. Брушлинский, С. Гольдентрихт, О. Матюшкин, Я. Пономарев и др.). Результатом их многолетних исследований стали выводы, что творчество не является особым дарением для избранных, оно, наоборот, есть свойством, которая распределяется между всем человечеством в большей или меньшей мере, а творческое мышление начинает работать у любого нормального человека, если сама жизнь, практика наталкивают ее на какие-то трудности, преграды, которые выступают в виде более или менее сложных задач.

Научные исследования настоящего имеют тенденцию к переходу от разработки общей теории творчества к нахождению путей обучения творческой деятельности. Но в самой проблеме обучения творчеству заложено внутреннее разногласие. Феномен творчества предусматривает создание качественно нового, которое раньше не существовало. Поэтому нельзя научить по тому, что не создано, но можно научить механизмам его создания, сформировать способности к творческой деятельности, ее движущие мотивы.

Психолого-педагогические исследования (Д. Богоявленская, Л. Выготский, А. Жуганов, В. Кан-Калик, Н. Кириллова, В. Краевский, Ю. Кулюткин, М. Лазарев, В. Лозовая, Р. Низамов, А. Петровский, В. Смагин, О. Сущенко, П. Шевченко и др.) дают нам основание считать: определяющим качеством творческой личности есть ее творческая активность, которая рассматривается как интегративная характеристика личности, в которой, с одной стороны, отображены новые глубокие образования в структуре личности (творческие потребности, мотивы, домогательство), а, со второй, - находят свое выражение качественные изменения в деятельности, которая становится более целенаправленной, мощной, продуктивной.

Проблемам креативности посвящали свои труды такие отечественные психологи, как Я. А. Пономарев, Д. Б. Богоявленская, Р. М. Грановская, В. Н. Дружинин, Л. Б. Ермолаева-Томина, В. Н. Козленко и другие. А также следующие зарубежные авторы: Дж. Гилфорд, Е. Торранс, К. Тейлор, М. Боден, Э. Дебоно и другие.

Однако многие основополагающие проблемы креативности, как то, ее природа, факторы влияющие на креативность, компоненты остаются мало освещенными.

Чтобы формировать творческую личность в процессе воспитания и обучения, каждый учитель-воспитатель должен знать особенности творческого процесса обучения и воспитания, уметь диагностировать уровень развития творчества у детей, знать современные организационные формы, пути и механизмы формирования творческой личности как системы качеств, чтобы уметь формировать такие качества у своих учеников. Этим и обоснована актуальность выбранной темы: «Развитие креативности у младшего школьника».

Цель исследования: рассмотрение психолого-педагогических условий развития креативности младшего школьника.

Гипотеза исследования включала в себя следующие основные допущения:

1. Креативность имеет интегративный, комплексный характер и способно к развитию.

2. На развитие креативности младшего школьника оказывает влияние определенная система психологических факторов: внутренних и внешних, в их глубокой взаимосвязи.

3. Процесс развития креативности младшего школьника может быть оптимизирован в результате целенаправленного психологического воздействия на ряд психологических факторов с использованием программы, оптимизирующей процесс развития креативности.

Объект исследования: креативность младшего школьника.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития креативности в младшем школьном возрасте.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Изучить природу креативности и ее психологическое содержание.

2. Рассмотреть основные концепции исследования креативности.

3. Организовать экспериментальное исследование с целью выявления уровня креативности младших школьников.

4. Проинтерпретировать полученные результаты.

5. Провести обработку полученных данных с применением математико-статистических методов.

6. Разработать методы оптимизации развития креативности личности на основе выделенных психологических факторов.

Методы исследования:

В качестве основных и дополнительных методов использовались:

─ теоретический анализ литературы по проблемам креативности;

─ ________________________________________________________;

─ качественный анализ и содержательная интерпретация результатов;

─ статистический анализ (корреляционный анализ).

Методологической основой исследования явились: принцип детерминизма, принцип деятельностного подхода, концептуальные положения теории креативности.

Практическая значимость данного исследования заключается в возможности использования полученных результатов в работе практических психологов при проведении психологического исследования младших школьников. Материалы работы могут быть использованы в психологической и педагогической деятельности, в социально-культурной деятельности при организации мероприятий, разработке сценариев.

База исследования. Исследование проводилось на базе образовательных учреждений г. Серова.

В экспериментальную группу были включены 30 учащихся. Возрастная категория – от 7 до 8 лет.



Глава 1. Теоретические и методологические аспекты исследования креативности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: