Признаки и определение права

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………….3

1 Общая теория государства и права, понятия, признаки, теоретитеские соотношения….……………………………………………………………………...…..6

     1.1 Понятие государства………………………......................................................6

1.2 Признаки и определение права…………………………………….…….…11

1.3 Теория права и государства в системе наук………………………………14

2 Соотношение государства и права…………………………………………..16

2.1 Тип соотношения государства и права……………………..……….…….16

2.2 Методологические аспекты соотношения государства и права…….......20

Заключение………………………………………………………………………...24

Глоссарий……………………………………………………………………….…27

Список сокращений……………….………………………………………….…29

Список использованных источников ….……………………………………….30

Приложение..…………………………………………………………………...….

 

Введение

 

Соотношения государства и права в ее конкретных проявлениях – применение права, правотворчество, законность формы реализации права, правообразование, толкование права, правовые основы деятельности госаппарата и др.

Анализ этих проблем дает развернутую картину взаимодействия государства и права. Однако интересно проследить этот процесс с позиций более общего характера не наблюдая их взаимодействие по конкретным связям, каналам, формам, а прослеживая их отношения как двух целостных, самостоятельных в известной степени самодостаточных образований.

Общепринято, что соотношение явлений есть принцип всеобщий закон. В нем не отражены конкретные особенности бесчисленных форм взаимосвязи в различных сферах объективного мира, скорей он отражает то общее, что живет в отдельных проявлениях взаимодействий. Изучение принципа универсальной связи государства и права необходимы для выработки мировоззренческих общефилософских представлений, анализ конкретных соотношений государства и права – это является целью настоящей работы.

Тема курсовой работы – «Право и государство в их соотношении». По интересующей нас проблеме в юридической литературе фигурируют такие понятия как «отношение», «связь», «взаимодействие», «причинно-следственная зависимость», «функциональная зависимость». Однако эти понятия неоднозначны. Они различны как по своему содержанию, так и по тем реальным связям которые они отражают. Речь идет о различных формах и степенях конкретных взаимосвязей между конкретными объектами. Наиболее общее из них – «отношение» под которым чаще всего понимается любая совместная определенность нескольких объектов (членов отношения). «Связь» – это вид «отношения»[1]. Она определяется как отношение зависимости при котором изменение одного из взаимосвязанных явлений предполагает изменение другого. Понятие «связь» очень близко к понятию «отношение», однако они не полные синонимы. Отношение не сводится к связи хотя и предполагает ее. Особый вид взаимосвязи – это категория взаимодействия которая выражает более глубокие отношения. Не всякая связь и естественно не всякое отношение может выступать как взаимодействие. Взаимодействие предполагает, что данное явление реализует свою специфическую природу только через свое взаимоотношение с другим,  и вне взаимодействия не способно существовать как определенное явление.

Известны самые различные классификации соотношений связей взаимодействий причинно-следственных отношений, которые (классификации) не всегда совпадают по содержанию, однако показывают всю сложность и многообразие данных явлений. Различают, к примеру, следующие типы связей:

а) внутренние и внешние;

б) непосредственные и опосредованные;

в) прямые и обратные;

г) устойчивые и неустойчивые;

д) существенные и несущественные;

е) простые и сложные;

ж) бинарные и многочисленные и др.

Среди основных видов причинности выделяют:

а) внутренние;

б) внешние;

в) статические;

г) механические;

д) психические;

е) социальные и др.

Связи взаимодействия в частности делят на:

а) связи порождения;

б) связи преобразования;

в) связи развития и др.

Таким образом, исходя из цели работы перед автором стоит ряд задач которые необходимо рассмотреть в этой работе:

В первой главе мной будут рассматриваться вопросы общей теории государства и права, понятия, признаки, теоретические соотношения. Изучаться – теория права и государства в системе наук. Во второй главе – соотношение государства и права – будут рассмотрены вопросы: тип соотношения государства и права а так же методологические аспекты соотношения государства и права. В заключении – подведен общий итог проделанной работы.

 

Общая теория государства и права, понятия, признаки, теоретические соотношения

 

Понятие государства

Приступая к рассмотрению вопросов первой главы курсовой работы исходными чертами государства является то, что оно есть[2]:

а) явление общественное;

б) явление политическое;

в) представляет собой систему, т.е. целостность, имеющую свой состав и свою структуру и ориентированную на решение определенных задач.

В целом же понятийную характеристику государства следует проводить по двум направлениям:

а) «по вертикали» – отличие государства от органов власти общинно-ро­дового строя;

б) «по горизонтали» – отличие государства от других политических орга­низаций общества.

От органов власти первобытного общества государство отличает следующее:

– признак «публичной» власти. Публичной, т.е. обществен­ной является всякая власть, но в данном случае в этот термин вкладывается специфический смысл, а именно то, что государство как субъект носитель власти функционально отделено от своего объекта (общества) отчуждено от него (власть организована по принципу «субъект - объект»). Этот момент на­ходит проявление в существовании профессионального государственного ап­парата. Органы же власти первобытного общества были организованы по принципу самоуправления и находились как бы внутри самого общества, т.е. субъект и объект власти совпадали (полностью или частично). Фридрих Энгельс замечал, что родовой старейшина «стоит внутри общества» тогда как монархи и другие государственные деятели «вынуждены пытаться представ­лять собой нечто вне его и над ним». Т.о. одним из основных признаков государства является то, что оно представляет собой аппарат публич­ной власти. С позиций этого признака государство характеризуется как орга­низация политической публичной власти:

– в родовом обществе люди управлялись можно сказать непосредствен­но, будучи объединены по признаку кровного родства. В государственно-ор­ганизованном же обществе непосредственно управляются и организуются со­циальные процессы, происходящие на определенной (государственной) территории: люди подпадают под власть государства в целом или государст­венного органа управляющего той или иной административно-территори­альной единицей, постольку поскольку они находятся на их территории, т.е. власть государства организуется по территориальному принципу и в этом смысле государство есть страна;

– признак государственной казны с существованием которой связаны такие явления как налоги (учрежденные публичной властью поборы с насе­ления взыскиваемые принудительно в установленных размерах и в заранее определенные сроки), внутренние и внешние займы, государственные креди­ты, долги государства, т.е. все то, что характеризует экономическую де­ятельность государства и обеспечивает его функционирование. В теории марксизма отмечается что «в налогах воплощено экономически выраженное существование государства». В учебной литературе можно часто встретить мысль такого рода, что налоги необходимы «для содержания разветвленного государственного аппарата, не принимающего непосредственного участия в производстве материальных благ для содержания этой публичной власти»[3]. Если бы дело обстояло только так, то было бы проще не заниматься поборами с населения, а упразднить этот аппарат. Видимо акцент здесь нужно сделать на том что сбор налогов – это один из важней­ших способов формирования пополнения государственной казны, которая является материальной основой жизнедеятельности государства, экономиче­ским условием выполнения его функций. Разумеется,  что содержание госу­дарственного аппарата является одной из статей государственных расходов.

От других политических организаций государство отличает, прежде всего, его суверенность. Суверенитет государства представляет собой единство двух сторон:

а) независимости государства вовне;

б) верховенства государства внутри страны.

Независимость государства вовне ограничивается суверенитетом других государств (точно так же как свобода одного человека ограничивается свобо­дой другого).

Из суверенитета государства (верховенства государственной власти) выте­кают и другие признаки государства отличающие его от иных политических организаций:

- государство распространяет свою власть на всю территорию страны обозначенную государственной границей;

- государство имеет устойчивую юридическую связь с населением (в виде подданства или гражданства) распространяет на него свою власть и обеспе­чивает защиту как внутри страны, так и за ее пределами;

- только государство обладает правом издавать властные общеобязатель­ные веления (юридические нормы). При этом оно вправе отменить признать ничтожным любое проявление всякой другой общественной власти;

- только государство обладает монополией на легальное применение силы (в том числе и физического принуждения) в отношении населения;

- у государства имеются такие средства воздействия, какими никакая другая политическая организация не обладает (армия, полиция, органы безо­пасности, тюрьмы и т.п.).

Иногда признаком государства называют право[4]. Думаю что это не совсем

правильно. Право не является признаком государства так же, как государство не являет­ся признаком права. Право и государство – явления самостоятельные и каж­дое из них обладает своим собственным набором признаков. Право является не признаком государства, а признаком существования государства в общест­ве, что не одно и то же. (Государственная организация общества таким же об­разом позволяет судить о наличии в нем и права.) Если же речь идет о преро­гативе (исключительном праве) государства на издание юридических норм, то это тоже не дает оснований считать право признаком государства.

В литературе можно часто встретить как применительно к государству, так и к другим явлениям, такое словосочетание как «понятие и сущность»[5]. Одна­ко в случае целостной понятийной характеристики того или иного явления его сущность выступает как сущностный признак и этот признак, как и всякий другой, должен входить в понятие как совокупность всех основных признаков объекта. Поэтому характеристика сущности государства является составной ча­стью его понятия. Другое дело, что сущностный признак государства выделя­ется из ряда других его признаков своей философской природой, а значит сложностью и неоднозначностью. «Сущность» как философская категория ха­рактеризует то главное в явлении, что определяет его природу, что делает явле­ние самим собой: при изменении сущности объект перестает быть тем, что он есть и становится другим явлением[6].

По поводу сущности государства высказаны различные мнения. В поли­тической мысли акцент делался то на классовой, то на общесоциальной природе государства. В любом случае   можно сказать, что с опреде­ленного момента развития общества государство является необходимым спо­собом его организации неотъемлемым условием его существования и жизне­деятельности.

С точки зрения современных представлений государство должно высту­пать как властная система организующая общество в интересах человека.

И, как и всякая система, государство должно быть целостным: как во власт­но-организационном плане, так и в территориальном. Государство есть «обо­лочка»[7], которая сохраняет целостность той или иной социальной общности.

Сложность государства как социального явления обусловливает и много­образие его определений. В учебной литературе последних лет государство определяется например как «форма организации политической власти в об­ществе обладающая суверенитетом и осуществляющая управление общест­вом на основе права с помощью специального механизма» (А. Иванов). Или: «государство есть публично-правовая и суверенная организация власти обес­печивающая общие интересы всего населения и выступающая гарантом прав и свобод человека и гражданина» (В.И. Гойман-Червонюк)[8].

Сам термин «государство» может употребляться двояко. Государство в уз­ком смысле или собственно государство понимается как особая политичес­кая организация аппарат публичной власти. Государство же в широком смысле есть государственно-организованная социальная общность располо­женная на определенной территории. Именно к последнему пониманию имеет отношение термин «страна» и лишь в этом случае можно сказать что мы живем «в государстве».

Однако государство и как аппарат публичной власти есть конкретная сово­купность людей в рамках общества. При этом людской субстрат государствен­ного аппарата должен отвечать определенным требованиям быть подготовлен профессионально в том числе и профессионально-этически. Последнее каче­ство весьма важно ибо именно оно превращает государственных служащих в «государственных мужей».  Деятель государства должен думать в первую оче­редь не о своих интересах, а об интересах государства и общества и соответст­венно использовать данную ему власть.

Людской субстрат - это состав государственного механизма но государ­ство как и любая система имеет и другую сторону — структуру (целесооб­разный способ связи элементов системы) то есть то что делает государство организацией. Структура государства относительно самостоятельна: челове­ческий состав может меняться, а структура системы государства может оста­ваться неизменной.

И еще один атрибут государственного механизма: чтобы существовать и полноценно функционировать он должен опираться на материальную базу, т.е. иметь то, что в теории марксизма называли «вещественными придат­ками» государства.

Признаки и определение права

К признакам права можно отнести следующие:

1) Право – это явление общественное. Оно возникает как продукт общест­ва на определенной ступени его развития.

2) Право есть регулятор социально значимого поведения человека, разно­видность социальных норм. Оно имеет дело с социальной сферой, которая включает в себя:

а) людей;

б) отношения между людьми (общественные отношения);

в) поведение субъектов общественных отношений.

3) Содержание права определяется потребностями общественного разви­тия интересами участников общественного процесса отраженными в обще­ственном сознании.

4) Право по своей природе (сущности) есть средство (инструмент форма) социального компромисса в масштабе общества, установления баланса соци­альных интересов, справедливого распределения благ,  мера социальной сво­боды индивида.

5) Через механизмы общественного сознания и коллективной воли реаль­ный баланс интересов в зависимости от расстановки политических сил, более или менее адекватно отражается в формальных источниках права, что оз­начает приближение права к своему идеалу или отступление от него, от сво­ей сущности.

6) Право, как разновидность социальных норм обладает качеством нор­мативности; оно действует, как типовой регулятор, адресаты которого опре­делены не конкретно поименно, а общими признаками (возраст вменяе­мость общие признаки юридического лица и т.п.). Нормативность права проявляется и в неоднократности действия юридических норм: они вступа­ют в процесс регулирования всякий раз, когда возникают типовые ситуации, установленные как условия их действия. Нормативность формируется как результат обобщения и фиксации устойчивых повторяющихся социально по­лезных отношений и поступков людей.

7) Действие права основано на принципе применения равных мер к участни­кам общественных отношений, независимо от их индивидуальных особенностей (физической силы умственных способностей социального положения и т.п.), т.е. к фактически неравным субъектам (принцип формального равенства).

8) Нормы права должны быть объективированы вовне, закреплены в опре­деленных официальных формах (источниках права в формальном смысле): нор­мативно-правовых актах, правовых обычаях, юридических прецедентах и др.

9) С точки зрения внутренней организации право есть система (целост­ность) состоящая из элементов связанных целесообразными отношениями (структурой) и взаимодействующих друг с другом.

10) Право общеобязательно. В отличие от других социальных норм, оно представляет собой единую (и единственную) общегосударственную норматив­ную систему, которая распространяет свое действие на всех членов общества.

11) Праву присуща процедурность. Процедуру, как детально регламентиро­ванный порядок, последовательность в осуществлении тех или иных дейст­вий в какой-то мере используют все социальные регуляторы. Но в праве процедурность (как и нормативность) выражена наиболее глубоко: в системе права существуют целые процедурные отрасли (гражданское, процессуальное, уголовно-процессуальное и др.). Процедура касается как реализации, так и издания юридических норм.

12) Право действует как интеллектуально-волевой регулятор поведения. Право имеет не только специально-юридический сугубо правовой механизм действия, но и психологический механизм: оно не может регулировать пове­дения иначе как через сознание и волю людей. В определенном аспекте пра­во можно рассматривать, как информационную систему содержащую инфор­мацию властного характера, которая будучи осознана детерминирует волю и поведение субъектов.

13) Право тесно связано с государством. Государство выявляет правовые притязания общества и оформляет их в процессе издания нормативно-право­вых актов (а также путем делегирования полномочий на издание норматив­но-правовых актов санкционирования устоявшихся обычаев создания юри­дических прецедентов), т.е. «возводит в закон». Оно также осуществляет контроль, за осуществлением юридических предписаний и в необходимых случаях обеспечивает их властную реализацию.

14) Право охраняется государственным принуждением. Никакие другие социальные нормы не обеспечены возможностью государственно-принуди­тельной реализации (речь может идти лишь об их поддержке со стороны го­сударства).

15) Признанием необходимости государственной охраны права в понятие права вводится понятие правонарушения: право для того и нужно чтобы пре­секать отклонения от наиболее важных с общественной точки зрения вариан­тов поведения. Т.е. в качестве признака права можно назвать то, что оно всегда имеет дело с отклоняющимся от нормы поведением.

Определений права существует множество. И это вполне закономерно, поскольку никакое определение не может охватить всех признаков понятия. Тем более такого понятия как «право», к характеристике которого существу­ют самые разнообразные подходы. В то же время в какой-то мере такое мно­гообразие определений права полезно, так как оно позволяет рассмотреть право с разных позиций под разными углами зрения и на этой основе соста­вить о нем многомерное объемное представление.

С учетом названных признаков вероятно можно дать свое определение права. Право есть оформлен­ная в официальных источниках и гарантированная государством единая в масштабе общества нормативная система, призванная регулировать социаль­но значимое поведение участников общественного процесса на основе балан­са интересов, согласования воль и правовых притязаний всех слоев общества.

А вообще более плодотворным в этом направлении является не формули­рование каких-либо определений, а совершенствование правопонимания на основе углубленного изучения свойств права.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: