Анализ рентабельности

Абсолютная сумма прибыли в отрыве от доходов, полученных от реализации ТПРУ, их себестоимости, величины активов и других показателей, характеризующих средства достижения прибыли, не позволяет оценить эффективность работы организации. Поэтому анализ прибыли дополняют анализом рентабельности. Показатели рентабельности рассчитывают как процентное отношение прибыли к выручке от реализации ТПРУ, их себестоимости, к стоимости активов и т.д.

Данные для анализа берутся из «Отчета о прибылях и убытках».

Показатели:

 

1.Рентабельность продаж:

Рп = (Пр/ В) х 100%

В – выручка (нетто) от реализации ТПРУ

 

2.Рентабельность затрат:

Рз = (Пр/С) х 100%

 

С – полная себестоимость, включая коммерческие и управленческие расходы

 

Таблица 3. Уровень рентабельности ТПРУ

Показатель Отчетный период Базисный период
1 Прибыль от реализации (Пр) 28 561 28 022
2 Выручка (нетто) от реализации (В) 106 969 99 017
3 Себестоимость(С) 78 408 70 995
4 Уровень рентабельности реализованных ТПРУ,%:                         уровень рентабельности продаж                         уровень рентабельности затрат   26,7 36,4   28,3 39,4

 

Таким образом из расчета видно, что рентабельность продаж в отчетном периоде снизилась на 1,6%,т.е. на 1 рубль выручки в отчетном периоде приходится 26,7 копеек прибыли. В свою очередь прибыль от каждого вложенного рубля снизилась с 39,4коп. в базисном периоде до 36,4 коп. в отчетном периоде.

Из таблицы 1 видно, что себестоимость ТПРУ в отчетном году была снижена на 459 пунктов, однако огромный перерасход коммерческих и управленческих расходов, их суммарное увеличение на 7 872 пункта, привело к снижению рентабельности продаж и затрат, несмотря на увеличение выручки.

 

Одним из синтетических показателей экономической деятельности предприятия в целом является рентабельность активов. Это самый общий показатель, отвечающий на вопрос, сколько прибыли организация получает в расчете на рубль своего имущества. В показателе рентабельности активов результат текущей деятельности анализируемого периода (прибыль) сопоставляется с имеющимися у не основными и оборотными средствами (активами). С помощью тех же активов организация получает прибыль и в последующие периоды. Прибыль же является,главным образом, результатом от реализации ТПРУ. Выручка от реализации – показатель, напрямую связанный со стоимостью активов: он складывается из натурального объема и цен реализации, а натуральный объем производства и реализации определяется стоимостью имущества. Эту зависимость можно проследить если добавить в формулу рентабельности активов множитель В/В:

 

Ра = Пб х 100  = Пб              х В х100 = Пб х    В         х 100 = Рп х ОбА

  ср.ст-ть А ср.ст-ть А    В         В   ср.ст-ть А

        

ср.ст-ть А – среднегодовая стоимость активов;

ОбА – коэффициент оборачиваемости активов.

Рп – рентабельность продаж анализируемого периода

Таблица 4. Динамика уровня рентабельности активов.

Показатель Отчетный период Базисный период
1 Прибыль 28 561 28 022
2 Среднегодовая стоимость активов * 321 441 300 882
3 Уровень рентабельности активов 8,9 9,3
4 Выручка (нетто) от реализации 106 969 99 017
5 Уровень рентабельности продаж 26,7 28,3
6 Коэффициент оборачиваемости активов 0,333 0,329

*Средне годовая стоимость активов рассчитана по данным об остатках активов на начало каждого квартала по способу средней хронологической.

В отчетном году остатки активов составили:

на н.г. – 318 669

1.04 - 320 579

1.06 - 322 028

1.10 - 322 512

на к.г. – 322 619

ср.ст-ть А = (318669/2 + 320579 + 322 028 + 322512 + 322619/2)/4 =321441

 

УрА= 28561/321441 х 100%= 8,9

УрА= 28022/300882 х 100%= 9,3

КобА= 106969/321441= 0,333

КобА= 99017/300882 = 0,329

 

Анализ показал, что базисном периоде активы использовались лучше и каждый рубль вложений теперь приносит на 0,4 коп. меньше, чем в прошлом году.

Проанализируем влияние основных факторов на изменение уровня рентабельности активов, используя метод цепных подстановок.

 

1-ая подстановка. (уровень рентабельности активов в базисном году) =

=28,3 х 0,329=9,3

2-ая подстановка. (расчетный уровень рентабельности активов при отчетной рентабельности продаж и базисной оборачиваемости активов) =

= 26,7 х 0,329=8,78

3-я подстановка. (уровень рентабельности активов в отчетном периоде) =

= 26,7 х 0,333=8,9

Изменение уровня рентабельности активов под влиянием:

1) снижения уровня рентабельности продаж = 8,78-9,3= -0,52

2) снижения коэффициента оборачиваемости А= 8,9-8,78= +0,12

Расчет показал, что снижение рентабельности активов произошло под влиянием изменения уровня рентабельности продаж (на 0,52 процентных пункта), а под влиянием увеличения деловой активности возрос на 0,12 процентных пункта.

Таким образом, тенденция снижения рентабельности продаж и незначительный рост деловой активности привели к общему снижению рентабельности активов на 0,4 пункта.

Следовательно, рост массы прибыли не подкреплен соответствующим улучшением эффективности финансово-хозяйственной деятельности.

 

АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: