Меры по охране природных ресурсов

Охрана природных ресурсов — комплекс международных, национальных и региональных административно-хозяйственных, политических и общественных мероприятий по сохранению физических, химических и биологических параметров функционирования природных систем в необходимых, с точки зрения человека, пределах, а также по рациональному использованию, предотвращению загрязнения и других видов деградации компонентов окружающей среды, воспроизводству и восстановлению природных ресурсов. В словаре терминов по охране природных ресурсов, подготовленном Американским обществом по охране земельных ресурсов, охрана ОС трактуется как защита, улучшение и рациональное использование природных ресурсов в соответствии с принципами, обеспечивающими их наиболее высокую экономическую и социальную эффективность.

Казахстан утвердил Концепцию перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 годы, целью которой является достижение баланса экономических, социальных, экологических и политических аспектов развития Республики Казахстан как основы повышения качества жизни и обеспечения конкурентоспособности страны в долгосрочной перспективе.

После обретения независимости Казахстан подписал итоговые документы Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-92), стал активным участником процесса «Окружающая среда для Европы», присоединился к важнейшим международным конвенциям по изменению климата, борьбе с опустыниванием и сохранению биоразнообразия. Казахстан является постоянным участником международных форумов по охране окружающей среды, членом Комиссии Устойчивого Развития ООН, а также активно инициирует соглашения на двусторонней основе и региональном уровне.

Для решения приоритетных экологических проблем следует провести институциональные преобразования в природоохранной деятельности и оптимизировать ее финансирование, усовершенствовать законодательство, мониторинг и систему отчетности, вовлечь научные круги, НПО и общественность в решение экологических задач, сформировать систему экологического образования и воспитания. Все эти задачи нашли отражение в разработанном Национальном плане действий по охране окружающей среды для устойчивого развития Республики Казахстан (НПДООС УР). На основе Концепции устойчивого развития и НПДООС УР Республики Казахстан разработана Долгосрочная стратегия «Экология и природные ресурсы – 2030».

Основные принципы экологической политики государства нашли свое выражение в существующей правовой системе охраны окружающей среды. Деятельность по охране окружающей природной среды закреплена в качестве одного из важных направлений в Конституции Республики Казахстан 1995 года (ст. 31). Распоряжением Президента Казахстана в 1996 г. одобрена Концепция экологической безопасности, которая определила стратегические направления экологической политики государства, а также систему организационных, правовых, экономических, социальных мероприятий по охране окружающей среды. В 1997 г. принят Закон «Об охране окружающей среды», благодаря которому урегулирован широкий спектр вопросов в сфере общественных экологических отношений, законы «Об особо охраняемых природных территориях», «Об экологической экспертизе».

Вопросы организации мониторинга окружающей среды и природных ресурсов решаются на основе принятых Правительством Республики Казахстан Положений о мониторинге лесных экосистем (1993г.), земель (1997г.), недр (1997г.). Земля и недра Казахстана, его воздушный бассейн и водные ресурсы, богатейшая флора и фауна нуждаются в эффективной системе государственной защиты. В 1997 г. приняты новые редакции Гражданского и Уголовного кодексов Республики Казахстан, в которые включены статьи об ответственности за нарушение экологического законодательства. Также были приняты в 1993 г. Лесной кодекс, Водный кодекс, Закон «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира»; в 1995 г - Указ Президента «О земле», в 1996 г. – Указ Президента «О недрах и недропользовании», а также Закон «О нефти»; в 1998 г. – Закон «О радиационной безопасности населения».

В течение 2003-2005 годов проведена работа по обновлению нормативно – правовой базы в области лесного и охотничьего хозяйства, особо охраняемых природных территорий. 8 июля 2003 года утвержден новый Лесной кодекс Республики Казахстан, 9 июля 2004 года был принят Закон Республики Казахстан «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира», принято Постановление Правительства Республики Казахстан от 5 января 2005 года N 1 «Об утверждении Правил ведения государственного учета, кадастра и мониторинга животного мира в Республике Казахстан». Закон Республики Казахстан «Об особо охраняемых природных территориях» принят 7 июля 2006 года.

Сохранение природно-ресурсного потенциала и его воспроизводство в определенной мере обеспечиваются созданием заповедных территорий, которые позволяют не только охранять флору и фауну, но и осуществлять научно- исследовательскую работу по сохранению генетического кода планеты, а также по созданию новых видов растений и животных. К настоящему моменту в Казахстане имеется 113 ООПТ республиканского значения различного типа, в том числе и так называемые “городские”, представленные 5 ботаническими садами и 3 зоопарками. Реальная охрана дикой природы ведется на территориях, имеющих статус юридических лиц в 10 заповедниках, 7 национальных парках и 2 природных резерватах. Общая площадь республиканских ООПТ в Казахстане — 13 527,1 тыс. га, ООПТ областного значения занимают 203,9 тыс. га. Все это составляет чуть более 5% от территории страны.

Государственное регулирование в области управления экологическими рисками включает в себя: - государственную экологическую экспертизу материалов оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) на стадии проектирования; - экологический контроль и мониторинг, аудит действующих предприятий.

Выделяются три группы методов управления природоохранной деятельностью:

I группа: установление нормативов, лицензирование, сертификация;

II группа: стандартизация, экологический аудит;

III группа: плата за загрязнение окружающей среды, налоги за загрязнение окружающей среды, экологическое страхование.

В первую группу вошли административные методы управления. В основном они выполняют функции регулирования и контроля, характеризуются низкой эффективностью в достижении целей охраны окружающей среды и в отношении затрат на их осуществление. Главным недостатком административных методов управления является то, что они не стимулируют к поиску наиболее эффективных решений.

В целях охраны природной среды государством применяются такие меры как лицензирование, лимитирование природопользования. Лимитирование природопользования также как и лицензирование обусловлено ограниченностью запасов природных ресурсов. Лимиты на природопользование представляют собой установленные предприятиям - природопользователем на определенный срок объемов предельного использования природных ресурсов, выбросов и сбросов в окружающую природную среду. Лимиты устанавливаются государственными органами охраны окружающей природной среды.

Природопользование может осуществляться в двух направлениях: изъятие природного вещества из природы, внесение антропогенного вещества в природу. Отсюда лимитирование делится на два вида: 1) предельно допустимые нормы изъятия природного вещества из природной среды; 2) предельно допустимые нормы выбросов, сбросов вредных веществ в природную среду. Виды деятельности, подлежащие лицензированию в части использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, определяются статьей 21 Закона РК “Об охране окружающей среды”. Помимо экологической аудиторской деятельности, лицензированию подлежат осуществление выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду, а также захоронение и хранение отходов производства и потребления, представляющих особую опасность для окружающей среды и здоровья населения.

Вторая группа методов управления относится к системе экологического менеджмента. Стандартизация и экологический аудит мотивируют предприятия применять принципы экологического менеджмента. Деятельность в области экологического менеджмента способна привести к существенному экономическому эффекту за счет экономии и сбережения сырья, материалов, энергетических ресурсов, уменьшения экологических платежей и штрафных санкций.

Третья группа содержит экономические методы управления, реализующие следующие функции: стимулирование, перераспределение и аккумулирование. Платежи за загрязнение окружающей среды являются экономическими методами стимулирования природоохранной деятельности предприятий. Также введены платежи за землепользование, недропользование, водопользование и за пользование лесными ресурсами.

В соответствии с Концепцией экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015 годы, одобренной Указом Президента Республики Казахстан от 3 декабря 2003 года № 1241, и в целях усиления контрольной и правоприменительной деятельности в области охраны окружающей среды, утверждена Концепция развития эколого-аналитического контроля в области охраны окружающей среды в Республике Казахстан на 2005-2007 годы. Закон «Об обязательном экологическом страховании» введен в действие с 1 января 2006 года; 7 июля 2006 года принят Закон «Об охране здоровья граждан», 23 января 2007 года был принят Экологический кодекс.

Экологическое страхование обеспечивает возможность компенсации части причиняемых загрязнением окружающей среды убытков и создает дополнительные источники финансирования природоохранных мероприятий.

Развитие природоохранной деятельности — необходимая предпосылка выхода из кризисной ситуации в экологии. Природоохранную деятельность часто понимают в довольно узком смысле — как ликвидацию уже нанесенного природе ущерба (улавливание, очистка и т.п.). Однако в современных условиях содержание и направление деятельности по охране природы и сохранению природно-ресурсного потенциала значительно расширились. С целью сохранения этой части национального богатства в процессе природопользования необходимо определить:

- соответствие имеющихся на планете (в стране, регионе) природных ресурсов, их геологического положения и состояния целям и желаемым темпам экономического развития;

- возможность развития того или иного производства в зависимости от состояния окружающей среды;

- изменение темпов роста экономики в связи с ограничением некоторых ресурсов;

- ограничение потребления некоторых природных ресурсов в интересах будущих поколений;

- влияние загрязнения окружающей среды на дальнейшее развитие экономики;

- основные стратегические пути решения экономических и экологических проблем;

- возможности разведки природных ресурсов и влияние НТП на этот процесс;

- возможности замены традиционных видов топлива, энергии и других природных ресурсов нетрадиционными и т.п.

В развитых странах значительная часть указанных проблем уже решается с помощью безотходных технологий. В других случаях возможны ограничение или отказ от производства и потребления тех или иных товаров.

Природоохранная деятельность включает целый комплекс направлений и мероприятий:

- обеспечение сохранности природных ресурсов и предотвращение загрязнения их компонентов;

- ликвидацию негативных воздействий человеческой деятельности на окружающую среду;

- воспроизводство компонентов природных ресурсов;

- восстановление природных ресурсов;

- рационализацию использования сырьевых и других природных ресурсов, обеспечивающую их минимальное потребление в производстве;

- минимизацию отходов производства и потребления, их полную утилизацию и оптимальное, экологически приемлемое размещение производства в природной среде;

- охрану уникальных природных комплексов от уничтожения, загрязнения и других видов деградации.

Главными направлениями природоохранной деятельности, обеспечивающими кардинальное решение многих проблем, являются предотвращение деградации природной среды путем развития безотходных технологий и экологически чистых производств, а также удовлетворение потребностей в природных ресурсах на основе производства заменителей природных материалов, использования нетрадиционных и неисчерпаемых видов энергии.

Результаты природоохранной деятельности имеют свою специфику, и их определение необходимо прежде всего для оценки эффективности производимых затрат экологического назначения, а также для выявления позитивного антропогенного влияния на окружающую среду. Характеристика этих результатов — особая методологическая проблема статистики. Она предполагает также наличие четкой классификации всех направлений природоохранной деятельности.

Специфика данной деятельности, во-первых, состоит в том, что эффект от нее, как правило, носит комплексный характер, т.е. выражается в достижении экологических, экономических и социальных последствий, четкое определение которых не всегда возможно. Во-вторых, экологический эффект часто сопровождает проведение тех или иных экономических мероприятий, и его также трудно учесть.

Рационализация природопользования требует четкой организации сбора, обработки и анализа статистической информации. В развитых странах создаются новые информационные центры, в которых действует специальная система обработки и хранения данных для выдачи ин формации потребителям как государственного, так и частного сектора. В статистической науке и практике выделилась самостоятельная отрасль статистики — статистика окружающей среды.

Система показателей статистики природных ресурсов. В статистике природных ресурсов применяются следующие показатели:

- показатели наличия, использования, загрязнения и охраны всех компонентов и ресурсов (водных, лесных, земельных, атмосферного воз духа, заповедников и других охраняемых территорий, растительного и животного мира);

- состояния природно-ресурсного потенциала и всех его составляющих (воздушного бассейна, водных, лесных, минеральных ресурсов, флоры и фауны и др.);

- качества компонентов природной окружающей среды и ее изменения;

- степени воздействия на состояние природных ресурсов различных видов деятельности;

- эффективности мероприятий, проводимых для нейтрализации отрицательного антропогенного воздействия на среду обитания;

- образования, улавливания, утилизации, уничтожения и захоронения промышленных и бытовых отходов;

- эффективности авансированных и текущих затрат, связанных с охраной природных ресурсов и рационализацией природопользования.

Качество среды характеризуется, как правило, показателями численности и распространенности источников ее загрязнения (число автомобилей на 1000 жителей, на 1 км территории; объемы выбросов в атмосферу или сброса в водные источники загрязняющих веществ и т.д.). Для оценки качества среды широко используются средние и относительные показатели уровня качества (содержание вредных веществ и бактерий в воздухе, воде, почве, растениях). Кроме того, определяют разовые и среднесуточные концентрации вредных веществ, а также приходящиеся на единицу массы или объема ресурсов ОС.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: