Проблемы рационализации использования водных ресурсов

Важным направлением охраны и рационального использования водных ресурсов является улучшение качества поверхностных и подземных вод. Под антропогенным воздействием существенно изменился гидрохимический, гидрологический и санитарный режим практически всех рек и водоемов Казахстана. Поэтому необходимы создание экономических и правовых механизмов, разработка экологических норм и нормативов, системы мониторинга воды, почв и производства сельскохозяйственной продукции.

Нерациональное использование водных ресурсов на орошение и в промышленности внутри страны приводит к их истощению и требует оптимизации управления. Продолжается процесс загрязнения, засорения и истощения поверхностных вод, основной причиной которых является сброс в водоемы неочищенных или недостаточно очищенных сточных вод.

Ежегодные сбросы в водные объекты составляют порядка 2,5 млн. тонн. В 2009 году данный объем составил 2,85 млн. тонн, что на 1,7 % ниже по сравнению с 2008 годом. По-прежнему остро стоит проблема доступа населения к качественной питьевой воде. Большинство предприятий перерабатывающего и энергетического комплексов имеет несовершенную технологию, морально и физически изношенные основные производственные фонды, что способствует увеличению количества вредных выбросов.

Дефицит водных ресурсов в Казахстане является существенным фактором, сдерживающим освоение природных богатств, развитие производительных сил и экономический рост в целом. Ситуация усугубляется тем, что аналогичная проблема имеет место в других государствах региона. Казахстан является одной из наиболее вододефицитных стран Евроазиатского континента. Из всего объема ресурсов поверхностных вод около половины формируются за пределами республики, треть идет транзитом через Казахстан на территорию соседних государств. С нарастанием трансграничного воздействия на международные реки наблюдается тенденция сокращения естественных ресурсов поверхностных вод Казахстана.

Для решения существующих проблем постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 января 2002 года N 71 одобрена Концепция развития водного сектора экономики и водохозяйственной политики Республики Казахстан до 2010 года, в которой определены основные пути решения проблем сохранения и рационального использования водных ресурсов. Также постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 января 2002 года N 93 утверждена Отраслевая программа "Питьевые воды" для устойчивого обеспечения населения питьевой водой в необходимом количестве и гарантированного качества, приняты Водный кодекс Республики Казахстан и Закон Республики Казахстан "О сельских потребительских кооперативах водопользователей", в 2005-2010 годы проведены работы по разработке схем комплексного использования и охраны водных ресурсов основных речных бассейнов.

Программа «Питьевая вода» позволила остановить дальнейшее ухудшение состояния водоснабжения, сделала упор на улучшении качества воды, ее доступности. С 2002 года удалось снять проблему водоснабжения в 3 417 сельских населенных пунктах с охватом более 3,5 млн. человек, построены 13 288 км водопроводных сетей. Сократилось число сельчан, пользующихся привозной водой. Так, если в 2002-м их было 445 тыс., то на 1 января 2010 года – уже 83 тыс. человек. На эти цели были направлены 205,4 млрд. тенге. Многие нерешенные обязанности своей «предшественницы» берет на себя новая программа «Ак булак» на 2011–2020 годы. Она ставит дополнительные задачи: привлечение частного капитала, максимальное использование потенциала подземных вод, более жесткий контроль проектирования и строительства объектов, внедрение технологий экономии.

Чрезвычайная ситуация складывается в Прикаспии, где в результате затопления объектов нефтегазового комплекса происходит загрязнение морских вод и, как следствие, сокращение численности промысловых рыб, тюленей, водоплавающих птиц. Каспийское море является одним из наиболее продуктивных рыбохозяйственных водоемов планеты. Концентрация мирового генофонда осетровых определяется уникальными свойствами экосистемы северной части Каспийского моря и впадающих в него рек. В Каспийском море сосредоточено 80% мировых запасов осетровых и по экспертной оценке некоторых ученых, предполагаемая прибыль от экспорта соизмерима с возможными поступлениями от углеводородного сырья Каспийского моря, причем в отличие от нефти рыбные запасы в принципе восполняются.

16 мая 2003г. в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан была утверждена государственная Программа освоения Казахстанского сектора Каспийского моря на 2003-2015гг., включающая экологический аспект. В числе конкретных первоочередных действий - поэтапное осуществление консервации и ликвидации затопленных нефтяных и гидрогеологических скважин Государственного фонда пробуренных в 30-80 годы в прибрежной зоне. Наибольшую опасность представляют скважины, находящиеся в зоне затопления Каспийского моря.

В период 2003-2005 гг. осуществлены обследование нефтяных скважин, находящихся под водой, ликвидация и консервация нефтяных скважин на суше и в зоне затопления, гидрогеологических скважин, содержащих в воде радионуклиды, высокодебитных скважин, изливающих пресные воды. Для этих целей казахстанскими специалистами создана специализированная буровая передвижная установка.

В результате проведения ликвидационных работ в Республике Казахстан снята экологическая угроза нефтяного загрязнения акватории Каспийского моря и ее прибрежной части. Будут приостановлены потери и восстановлены запасы подземных вод, значительная часть которых составляют пресные подземные воды питьевого качества, процессы оврагообразования, заболачивания пастбищных угодий, восстановлены загрязненные нефтепродуктами, радионуклидами и другими токсичными веществами земельные участки.

Планом мероприятий к Программе освоения КСКМ предусмотрено, что перед проведением масштабных разведочных и добычных работ будет проведено функциональное зонирование заповедной зоны северной части Каспийского моря, предусматривающее экологическое картирование района работ с проведением фоновых исследований и выявление особо чувствительных зон, включая ОВОС. Планом мероприятий по реализации 1-этапа Программы также предусмотрено создание региональной единой автоматизированной системы экологического мониторинга и прогнозирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: