Структура мировой торговли

Наряду с энергичным увеличением объемов мирового товарооборота меняется и его номенклатура. Статистика отмечает опережающий рост торговли готовыми товарами, в том числе особенно машинами и оборудованием. Наиболее высокими темпами растет торговля электроникой, средствами связи, электротехнической продукцией. В целом на готовые изделия приходится до 70% стоимости международной торговли. Остающиеся 30% делят между собой приблизительно поровну добывающие отрасли, производящие сырьевые товары, и сельскохозяйственное производство. При этом доля сырьевых товаров имеет тенденцию к относительному сокращению.[7]

В товарной структуре мировой торговли преобладали сырьевые товары (1890 г. – 68%, 1913 г. – 62,5%). Торговая политика в начале XIX в. характеризовалась протекционизмом. Обеспечив промышленное превосходство в мире после наполеоновских войн, Британия начала борьбу за свободу торговли и отмену пошлин. Уменьшение торговых барьеров в Западной Европе началось с 1860 г. после заключения англофранцузского торгового соглашения, когда в подобные договоры стали включаться положения о режиме наиболее благоприятствуемой нации. США после Гражданской войны перешли к политике замещения импорта. Уровень среднего тарифа на обработанные товары у них составлял 45% в 1866-1883 гг. В 80-е годы началось постепенное усиление протекционистских мер в европейских странах.

Торговая политика в индустриальной подсистеме к 1913 г. нередко характеризуется как острова либерализации среди моря протекционизма. В ныне развивающихся странах картина была обратная. Открытость их хозяйства во многих случаях была результатом колониального правления, один из главных принципов которого-обеспечение свободного доступа ко всем товарам колониальных стран.[8]

В географическом распределении международной торговли отмечается, прежде всего, опережающий темп ее прироста между промышленно развитыми странами. На эти страны приходится до 60% стоимости мирового товарооборота. В то же время, развивающиеся страны до 70% своего экспорта также направляют в индустриальные страны. Таким образом, наблюдается своего рода концентрация международной торговли вокруг промышленно развитых стран, что неудивительно — США, Япония и Германия, например, имея 9% мирового населения, концентрируют до трети мировой покупательной способности.

В международной торговле очень заметным становится присутствие новых индустриальных стран. Это, прежде всего, Южная Корея, Тайвань, Сингапур. Набирают вес Малайзия, Индонезия, Китай.
Все это вместе с экономической мощью Японии заметно изменило географию мирового хозяйства и международной торговли, придав ей трехполюсный характер: Северная Америка, Западная Европа и Тихоокеанский регион. Нельзя, однако, не замечать и быстрые успехи латиноамериканских стран, формирующих четвертый экономический полюс в глобальных мирохозяйственных связях.

B системе международных экономических отношений морской транспорт представляет собой важнейший элемент реализации мирохозяйственных связей. Международная торговля, 70-80% которой традиционно имеет характер торговли морской, т.е. связанной с доставкой товара морем, не может существовать без морского транспорта. Вместе с тем деятельность морского транспорта в мирохозяйственных связях целиком и полностью определяется международной торговлей: ее объемы, география и товарная структура оказывают решающее влияние на развитие морского транспорта, его специализацию и организацию деятельности. В органической связи морского транспорта с международной торговлей заключается одна из его особенностей: судоходство вынуждено быстро реагировать на изменения в международной торговле, обеспечивая адекватность транспортных средств всем видам перевозимых морем готовых товаров - энергоносителей, сырья и сельскохозяйственной продукции, - транспортные характеристики которых постоянно меняются в ходе научно-технического прогресса. Объемы международной торговли в последние полтора десятилетия показывают стабильный рост. Мировой экспорт за это время увеличился в два с лишним раза. Теми же темпами росли и показатели мирового импорта.
Темпы роста международной торговли были заметно выше приростов мирового производства. Это результат продолжающегося процесса международного разделения труда. В него в той или иной мере оказываются втянутыми все большее число стран. Районы производства сырья, сельскохозяйственных продуктов, промышленных товаров претерпевают географическую диверсификацию, производство осваивает все новые и новые уголки земного шара, и это ведет к расширению международного товарообмена.[9]




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: