Греко-римские корни понятий

 

Многозначность понятий «рациональное» и «иррациональное» заключена уже в соответствующих им понятиях греческого языка и латыни. Латинское rationalis в качестве своего основного значения имеет «счётный, учётный», и лишь затем — «разумный, одарённый разумом»} Ещё более многозначно латинское ratio: спектр его значений - от «счёт, подсчёт» и далее по логике «деловые связи, выгода, интерес» до «мышление, размышление» и «разум»? Из этого можно заключить, что важнейшим критерием рациональности выступает умение подсчитать, вычислить и достичь определённой выгоды.

Латинское irratio появляется, видимо, позднее (зафиксировано у Тер-туллиана), когда за понятием ratio закрепляется его последнее значение -«мышление, разум». Образованное как антипод ratio, оно означает «неразумие» в смысле не недостатка разума, а, скорее, его отрицания. Более многозначно irrationalis: у Сенеки оно трактуется как «неразумный», а в разговорной латыни зафиксировано как «бессознательный» (usus irrationalis -механическое упражнение). По-видимому, в этой двузначности понятия заключена причина того, что на протяжении длительного времени «иррациональное» и «внерациональное» отождествлялись и вопрос об их чётком разграничении до сих пор не решён.

На основании вышеизложенного можно заключить, что в латыни понятие «рациональное» связано как с разумом, так и с вычислением, счётом. А, эта связь не может не проявиться в дальнейшей эволюции понятия. Несомненно, что irrationalis вторично по отношению к rationalis. Их симметричность свидетельствует о том, что, по крайней мере, на определённом этапе развития античной мысли rationalis принимается за образец.

Интересную информацию об эволюции смысла понятий даёт получивший распространение в средневековой философии синоним irrationalis. У Герхарда Кремонского и Леонардо Пизанского как антипод rationalis употребляется заимствованное у арабов понятие surdus. Спектр его значений — от «глухой, неслышный, беззвучный, безмолвный, немой» и «не услышанный, тайный» до «пустой, бессмысленный». Таким образом, понятие rationalis соотносится с голосом, словом и, как следствие, смыслом. Причина этого соотнесения выясняется при обращении к греческим соответствиям интере-, сующих нас понятий.

В греческом языке существует ряд понятий, соотносимых с латинскими понятиями rationalis и irrationalis. Во-первых, это идущие от пифагорейцев понятия рг|то и аррцто, зафиксированные в «Началах» Евклида: «Назовём теперь заданную прямую рациональной, а соизмеримые с ней, как линейно, так и только в степени, будем называть рациональными, несоизмеримые же с ней — иррациональными...».

Переведённое как «рациональный» понятие рг|то?, означает, прежде всего, «сказанный, выразимый», и далее по логике «то, что можно сказать, не тайный, явный» и «то, что можно выговорить, произносимый». Образованное по аналогии с ним аррг|то? означает «не сказанный, неизвестный».

 

Литература

1. Фуко М. Безумие и неразумие. История безумия в классическую эпоху. — СПб, 1997.

2. Гегель Г. Ф. Сочинения. -М- Л., 1929. Т. 1.

3. Мудрагей Н.С. Рациональное и иррациональное как философская проблема. (Читая Шопенгауэра).// ВФ, 1994, №9

4. Латино - русский словарь (под ред. И.Х Дворецкого). - М, 1979.

5. А.M. Каримский, Сёрль Дж. Сознание, мозг и наука // Путь. 1993, № 4

6. А.Г. Спиркин. Философия: учебник. – М.: Гардарики,1999.

7. http://www.socfil.narod.ru/glava_1_2.htm

8. http://filosof10.narod.ru/lib/ref/smirnov.doc

9. Шпаргалки по философии. – М.: Дрофа, 2003

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: