Тема: «Кривошипно-шатунный механизм»

Группа: 12 М

Дата проведения: 29.10.05

Цели:

1) обучающая – научить студентов объяснять устройство, принцип работы приборов системы смазки;

2) воспитательная – способствовать осознанию студентов необходимости знания и умения применить этот материал на практике;

3) развивающая – развивать профессиональную речь путём освоения новых терминов, мышление в процессе анализа практических ситуаций и решения технических учебных задач.

Наглядные пособия: плакат с изображением КШМ трактора МТЗ-80

Форма занятия — урок.

Тип урока — комбинированный.

Время занятия: 45 мин.

Основные методы: словесные (объяснение, беседа), наглядные (иллюстрация, демонстрация). Данные методы способны активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся и позволяют за короткий промежуток времени передать большую по объёму информацию.

 

Ход занятия

 

1. Начало занятия (1-2 минуты): взаимное приветствие, контроль посещения занятия, проверка готовности учащихся и аудитории к занятию, организация внимания.

 

2. Работа с пройденным ранее учебным материалом (проверка выполнения домашнего задания) (5-7 минут): устный опрос по теме «Классификация двигателей».

 

Вопросы для устного опроса:

· перечислите виды двигателей

· какой тип двигателя применяется в тракторе МТЗ-80

· в каких тракторах применяют V-образный двигатель

· нарисовать (схематически) на доске двигатель оппозитного типа

 

3. Работа над новым учебным материалом(25-27 минут): выдача раздаточного материала, объяснение с элементами беседы.

 

4.  Закрепление изученного материала (6 минут): опрос по теме, решение и разбор познавательных задач.

 

Вопросы:

· Назовите назначение КШМ.

· Из каких частей состоит КШМ.

· Назовите основные неполадки КШМ.   

 

5. Выдача домашнего задания (2-3 минуты): инструктаж выполнения домашнего задания; проконтролировать запись учащимися.

 

Учебники: Томушев М. М. Устройство автомобилей и тракторов. М.: МАШГИЗ, 1962 (Гл.16) или Михайловский Е. В., Серебряков К. Б. Трактора и автомобили. - М.: Машиностроение, 1967 (Гл.6)

 

6. Окончание занятия (до 1 мин): подведение итогов занятия, выставление оценок, организованное завершение занятия.

 

Методика проведения занятия.

 

1. Методика проведения начала занятия. Преподаватель входит в аудиторию, здоровается с учащимися, отмечает присутствующих. В ответ на приветствие преподавателя учащиеся встают и замолкают. Взаимное приветствие позволяет настроить учащихся на занятие. Перекличка по журналу. Преподаватель проверяет готовность аудитории к занятию: подготовленность доски, наличие мела, чистота в аудитории, освещенность, наличие необходимых ТСО. Преподаватель рассказывает о целях урока, порядке его проведения, знаниях и умениях, которые получат учащиеся в результате этого занятия. Учащиеся должны закрепить знания по пройденной теме «Классификация двигателей», а также изучить новую тему «КШМ», и затем провести закрепление полученных знаний. Поэтому целесообразно выбрать такую форму организации занятия, как комбинированный урок.

 

2. Методика работы с пройденным ранее учебным материалом. Педагог проверяет подготовленность учащихся к уроку, спрашивает о домашнем задании. Для проверки выполнения домашнего задания, а также уровня подготовленности учащихся к уроку преподаватель применяет устный опрос. Преподаватель по списку выбирает учащихся, которые должны отвечать на устные вопросы.

 

3. Методика изучения нового материала. Преподаватель переходит к следующему этапу урока – работе над новым учебным материалом по теме «КШМ». Педагог объявляет тему с особой интонацией, чтобы учащиеся смогли осознать ее и записать в тетрадях.

Объясняя новый материал, преподаватель находится в основном у доски, так как существует необходимость обращаться к наглядному материалу, а также записывать некоторые данные на доске, приводить примеры.

Изложение нового материала осуществляется с применением различных методов: основная часть знаний сообщается при помощи объяснения с элементами беседы, обязательно активно используются наглядные материалы: схема (КШМ трактора МТЗ-80). Учебный материал преподаватель сообщает громким, отчетливым голосом, что мобилизует и настраивает на усвоение знаний. В зависимости от степени сложности и важности материала педагог изменяет темп изложения информации, например, выделяя интонацией основной материал, делая паузы в речи при формулировке и конспектировании учащимися выводов по изучаемой теме, или подробно останавливаясь на тех частях материала, которые наиболее сложны либо непонятны для учащихся.

Основной материал

1. Устройство кривошипно-шатунного механизма

Кривошипно-шатунный механизм служит для восприятия давления газов в такте рабочего хода и преобразования возвратно-поступа­тельного движения поршней во вращательное движение коленчатого вала. Он состоит из блока цилиндров, гильз и головок цилиндров, поршней с кольцами и поршневыми пальцами, шатунов, коленча­того вала, коренных и шатунных подшипников и маховика.

 

2. Блок цилиндров

 

Блок цилиндров представляет собой жесткую моно­блочную V-образную конструкцию, отлитую из легированного се­рого чугуна как одно целое с верхней частью картера. Высокая жесткость блока обеспечивается разделением картерного прост­ранства на отдельные отсеки поперечными перегородками с си­ловым оребрением и низким расположением плоскости разъема верхней, половины картера с масляным поддоном (значительно ниже осе коленчатого вала).

 

3. Поршни

 

Поршни изготовлены из высококремннетого алюмини­евого сплава Применение алюминиевого сплава улучшает теплоотдачу и уменьшает массу поршней, а следовательно, и инерционные силы, действующие в кривошипно-шатунном механизме из-за не­равномерного движения поршней.

В толстостенном днище поршня выполнена открытая тороидаль­ная камера сгорания, а в головке поршня — три канавки под порш­невые кольца. Верхняя канавка, наиболее нагруженная, имеет вставку из жаропрочного чугуна.

Боковая поверхность поршня по высоте бочкообразная (диа­метр головки поршня меньше диаметра юбки). В поперечном сече­нии юбка имеет форму эллипса, причем большая ось эллипса рас­положена в плоскости, перпендикулярной к оси пальца. Такая кон­струкция поршня обеспечивает практическую независимость зазора между поршнем и гильзой в плоскости движения шатуна от теплово­го состояния двигателя и тем самым предотвращает заклинивание поршня при работе прогретого двигателя. В то же время вследствие эллиптичности поршня при работе непрогретого двигателя снижает­ся шум благодаря уменьшенному зазору между поршнем и стенкой Цилиндра в направлении действующей на поршень боковой силы от шатуна.

 

 

4. Шатуны

 

Шатуны стальные, двутаврового сечения. Нижняя головка ша­туна разъемная. Для точной посадки вкладышей подшипника ниж­нюю головку шатуна окончательно обрабатывают в сборе с крыш­кой, вследствие чего крышки шатунов невзаимозаменяемые. На крышке и шатуне нанесены метки спаренности в виде трехзначных порядковых номеров. Кроме того, на крышке шатуна выбит поряд­ковый номер цилиндра.

Подшипниками скольжения в верхней головке шатуна служат биметаллические неразъемные втулки с рабочим бронзовым слоем;» нижней головке шатуна — съемные взаимозаменяемые вклады­ши. Крышка нижней головки шатуна крепится гайками на двух болтах, запрессованных в боковые выступы верхней головки шату­на. На каждой шатунной шейке коленчатого вала устанавливается по два шатуна.

 

5. Коленчатый вал

 

Коленчатый вал изготовлен из высокоуглеродистой, стали методом горячей штамповки и упрочнен азотированием и закалкой токами высокой частоты шатунных и коренных шеек., Он имеет пять коренных опор и четыре шатунные шейки, которые связаны между собой щеками. В шатунных шейках вала выполнены! полости, закрытые заглушками. В полостях масло подвергается до­полнительной центробежной очистке. Полости шатунных шеек сообщаются наклонными отверстиями, просверленными в щеках вала, с поперечными каналами в коренных шейках.

На щеках, носке и хвостовике коленчатого вала имеются проти­вовесы системы уравновешивания: на щеках они выполнены как од- но целое с коленчатым валом, на носке и хвостовике напрессованы при сборке и фиксируются сегментной шпонкой.

На носке коленчатого вала установлена ведущая шестерня вода масляного насоса, на хвостовике — распределительная шестер-1 ни в сборе с маслоотражателем. В торцевой части носка коленчатого вала имеется отверстие для установки полу муфты отбора мощ­ности, в торцевой части хвостовика — два отверстия для запрессов­ки штифтов фиксации маховика, осевое отверстие для опорного подшипника первичного вала коробки передач и резьбовые отвер­стия для болтов крепления маховика.

От осевых смещений, вал фиксируется четырьмя упорными ста-леалюминиевыми полукольцами, установленными в выточках бло­ка и крышки задней коренной опоры.

Уплотнение коленчатого вала осуществляется самоподжим­ным сальником, запрессованным в картер маховика, и маслоотра­жателем.

 

6.Маховик

 

Маховик отлит из специального серого чугуна. Он крепится к заднему торцу коленчатого вала восемью болтами из ле- гированной стали. Точная фиксация маховика на коленчатом валу достигается при помощи двух установочных штифтов, запрессо­ванных в торец коленчатого вала. На обработанную цилиндричес­кую поверхность маховика напрессован зубчатый венец, предназна­ченный для соединения с шестерней вала стартера при пуске двига­теля. На заднем торце маховика устанавливается сцепление. Для' проведения регулировок двигателя на маховике имеются паз под фиксатор маховика и отверстия для проворачивания коленчатого ва­ла ломиком.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: