Измерение доходов, расходов и результатов деятельности в управленческом учете

Сбор всей возможной информации о затратах на предприятии – стоимостные (цены на ресурсы, ставки оплаты труда и т. п.) и операционные (расходные коэффициенты, нормативы затрат времени, характеристики выполненной работы) характеристики бизнеса. Все эти данные поступают в систему управленческого учета посредством так называемых первичных документов. В них фиксируется факт выполненной работы и количество использованных ресурсов. Первичные документы заполняются на местах возникновения затрат. Данные об издержках могут собираться вручную или с использованием информационных технологий. Разумеется, более совершенная форма сбора данных предполагает использование программных продуктов обработки.

Группировка затрат согласно выбранной классификации состоит из трех этапов:

1-й этап – выбирается объект учета затрат;

2-й этап – отбор и аккумуляция затрат, относящихся к данному объекту учета;

3-й этап – выбирается метод перенесения затрат вспомогательных служб на производственные подразделения.

Методика распределения затрат:

- Определение базы и принципов распределения затрат;

- Разработка форматов первичных отчетных форм о затратах;

- Разработка методики заполнения первичных отчетных форм;

- Разработка методики обработки первичных отчетных форм, позволяющей распределить затраты между видами продуктов, объектами учета и видами деятельности;

- Разработка форматов управленческих отчетов о затратах.

- Выявление важных и контролируемых затрат.

- Подробное изучение каждой статьи расходов.

- Выбор метода калькулирования себестоимости.

Анализ возможности уменьшения влияния неблагоприятных факторов. Определение периодов и причин, по которым происходят резкие изменения:

Анализ «затраты-объем-прибыль» (CVP-анализ) – процесс объединения информации о поведении затрат с информацией о доходе от реализации с целью планирования доходов, затрат и прибылей для различных уровней объема.

What-if анализ – тип анализа, исследующий эффект изменения в параметре на результаты. Иными словами what-if анализ показывает как изменяются все параметры проекта (бюджета или плана) при изменении ключевого. Это может быть цена продукции, объем продаж, объем производства, заработная плата персонала, ставки налогов и т.д. Качество проведения what-if анализа зависит от используемой с этой целью модели проекта. Она должна быть полной, точно отражать взаимосвязи и использовать приемлемые оценки. Если модель полная и точно отражает взаимосвязи мощности, затрат и выручки, тогда оставшийся вопрос – это точность используемых данных. Специалисты по планированию испытывают модели путем варьирования ключевых оценок. Для этого используется анализ чувствительности;

Анализ чувствительности – анализ эффекта изменения параметра на решение, а не на результат. Иными словами это процесс выборочного варьирования ключевых оценок бюджета или плана. Он позволяет идентифицировать оценки, которые являются особенно критичными для решений, базирующихся на этой модели. Например – рабочая сила, необходимая для изготовления каждого продукта, служит важным параметром в процессе составления предварительного бюджета. Небольшие изменения в этом параметре влекут за собой значительные изменения в показателе прибыли.

Большое значение для правильной организации учета затрат имеет научно обоснованная классификация затрат. В рамках управленческого учета затраты делятся на категории в зависимости от того, какую управленческую задачу надо решать:

Классификация затрат для расчета себестоимости произведенной продукции, оценка стоимости запасов и полученной прибыли:

Входящие и истекшие затраты. Входящие затраты – те средства, ресурсы, которые были приобретены, имеются в наличии и, как ожидается, должны принести доход будущем (в активе баланса – запасы материалов, запасы в незавершённом производстве, запасы готовой продукции). Истекшие – в течение отчетного периода были израсходованы и утратили способность приносить доход в дальнейшем. Необходимо учесть, что перераспределение денежных средств не является расходом.  

Прямые и косвенные. К прямым относятся затраты (условно-переменные), непосредственно связанные с процессом изготовления конкретного вида продукции и могут быть включены в себестоимость калькулируемых групп или отдельных заказов (материалы, покупные изделия и полуфабрикаты, основная заработная плата производственных рабочих и др.). К косвенным (условно-постоянным) затратам относятся затраты, которые не могут быть отнесены прямо на калькулируемую группу или отдельный заказ (расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственные, общехозяйственные и прочие расходы). Эти затраты включают в себестоимость косвенным путем – по принципам, определенным инструкцией по планированию, учету и калькулированию себестоимости на полиграфических предприятиях.

Производственные и непроизводственные. Производственные затраты связаны с процессом производства. К внепроизводственным затратам относятся расходы на тару, упаковку, транспортировку, расходы по сбыту и коммерческие сборы.

 Основные и накладные. Основные затраты непосредственно связаны с первичными факторами производства (основные и вспомогательные материалы, заработная плата основных и вспомогательных рабочих, электроэнергия и т.д. для основного оборудования). Накладные затраты связаны с организацией производственного процесса и управлением. Они обусловлены социально-экономическими условиями хозяйствования и организацией производства (потери от простоев, порчи материальных ресурсов и т.п.).

На экономической страте рассматриваются различные направления расходов и доходов в стоимостном выражении, обусловленные постановкой и функционированием системы управленческого учета.

В ряде публикаций, посвященных проблемам управленческого учета, чаще всего в качестве экономических составляющих рассматривают расходы (классификацию, системы учета затрат) и доходы (виды).

В качестве примера расходы на управленческий учет можно разделить на следующие направления:

— капитальные расходы до и после мероприятий по внедрению управленческого учета (расходы на проведение НИР; привлечение консультантов; приобретение оборудования и технических средств; приобретение или разработка своего программного обеспечения и т.п.);

— технологические, связанные с обработкой информации (содержание и эксплуатация средств оргтехники, ЭВМ и т.п.);

— организационные, связанные с содержанием группы операторов по управленческому учету (оргпроектирование; разработка мероприятий по совершенствованию работы управления; эксплуатация помещений и оборудования, зарплата, материальные и т.п.);

— персональные, связанные с подбором, подготовкой, повышением квалификации персонала и т.п.;

— безопасности, связанные с сохранением коммерческой тайны предприятия и т.п.

Доходы от управленческого учета можно разделить по следующим направлениям:

— управленческие, связанные с принятием управленческого решения на основе имеющейся качественной экономической информации и т.п.;

— учетные, связанные с учетом (планированием и контролем затрат и доходов) всех ресурсов предприятия и т.п.

Для всестороннего исследования эффективности управленческого учета представляется логичным посвятить отдельную статью описанию различных видов эффектов от управленческого учета.

На экономической страте система управленческого учета рассматривается с экономической точки зрения организации и ведения управленческого учета на предприятии.

Таким образом, в статье рассмотрено семь страт, на которых может быть представлена система управленческого учета. Однако методология стратифицированного подхода позволяет выделить любое количество страт, на которых может быть представлена и исследована система управленческого учета, что раскрывает новые возможности для исследования управленческого учета с позиций системного подхода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: