Лидерство, как структурный феномен

 

    Если ознакомиться со многими описанными в литературе исследованиями лидерства, может сложиться представление о чрезмерно упрощенном характере феномена лидерства. Создается впечатление, что сложный феномен лидерства практически сводится лишь к некоей общей, нерасчлененной роли лидера определенной группы или коллектива, к роли, так сказать, «лидера вообще», вне учета структуры феномена, наличия разных планов его рассмотрения, конкретных условий группового функционирования и т.д. Кричевский отмечает, что «одна из причин подобного понимания заключается в чрезмерном увлечении лабораторным экспериментированием, что в очень большой степени присуще западным исследователям. Ограниченность лабораторной ситуации искусственными задачами, кратковременностью и случайностью общения участников экспериментальных групп не позволяет во всем объеме выявить структуру того или иного феномена, обнажить связи между отдельными его компонентами. Другая причина упрощенной трактовки лидерства состоит в том, что даже в тех случаях, когда исследователи работают с реальными группами в естественных условиях, они нередко абстрагируются от многообразия реализуемых индивидами групповых деятельностей и ситуаций, при этом возникающих»[3]. Понятно что в отдельном эмпирическом исследовании учесть все аспекты структуры лидерства практически невозможно, однако в общем исследовательском подходе к проблеме такой учет должен содержаться непременно. Кричевский подчеркивает, что при всем различии отмеченных выше причин неадекватной трактовки лидерства имеется нечто общее, их объединяющее. Этим общим является частичная недооценка исследователями фактора деятельностного опосредования группового процесса и возникающих в нем разнообразных групповых феноменов, в том числе и лидерства. Но как раз фактор деятельности и является, как было показано выше, тем системообразующим началом, которое лежит в основе целостного, структурно-функционального подхода к анализу человеческой группы. Поэтому именно с учетом в первую очередь деятельностного момента Кричевский рассматривает основные «блоки» структуры лидерства.

    Хотя эмпирическое изучение лидерства началось довольно давно, структурный его аспект привлек внимание исследователей лишь в 50-е годы. Именно тогда Р. Бейлзу, и Ф. Слейтору удалось выделить две фундаментальные лидерские роли: роль делового, инструментального лидера и роль экспрессивного, социально-эмоционального лидера, а сам факт их наличия получил название феномена ролевой дифференциации лидерства. Было доказано, что эти роли связанны с разными аспектами группового функционирования: роль инструментального лидера включает действия, направленные преимущественно на решение поставленной перед группой задачи, а роль эмоционального лидера предполагает действия, относящиеся в основном к сфере внутренней интеграции группы. Однако, несмотря на то что впервые ролевая дифференциация лидерства была обнаружена в лабораторном эксперименте, она выступила и как факт реальной действительности, наблюдавшийся в реальных, нелабораторных группах.

    Более поздние исследования групповой структуры лидерства позволили выявить некоторые новые аспекты. Во-первых, речь идет об увеличении списка лидерских ролей в связи с учетом многообразия ситуаций жизни группы. Так Л.И. Уманским и его сотрудниками описаны следующие роли: лидер-организатор, осуществляющий функцию групповой интеграции; лидер-инициатор, задающий тон в решении групповых проблем; лидер-генератор эмоционального настроя; лидер-эрудит; лидер эмоционального притяжения; лидер-мастер, умелец[4]. Другой аспект структуры лидерства связан с выделением ролей микрогрупп, возникающих в рамках и условиях первичного учебного коллектива на основе взаимных симпатий его членов. Как показывают исследования, лидеры микрогрупп авторитетны не только в своих психологических группах, но могут оказывать значительное воздействие на весь коллектив. Последнее возможно в том случае, когда в коллективе выделяется лидирующая группировка, играющая важную роль в формировании в нем определенного общественного мнения, эмоционального настроя.

    Итак, в настоящее время изучение структуры группового лидерства сводится, как правило, к рассмотрению разнообразных лидерских ролей, относящихся либо к двум доминирующим сферам групповой активности, либо к более частным моментам групповой жизни.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: