Требования к качеству смесей легких, жидких углеводородов, выделенных из газов

При промысловой подготовке и заводской переработке природных и попутных газов, помимо товарных газов получают жидкие углеводородные продукты, которые имеют применение как топливо для зажигалок, газовые бензины, иногда ДТ.

Для характеристики качества этих углеводородов используют следующие показатели:

- давление насыщенных паров

- углеводородный состав

- содержание меркоптановой серы, сероводорода, воды, щелочей, метанола, цвет, запах.

 

 

ГАЗОКОНДЕНСАТЫ

Месторождения, в который жидкие углеводороды растворены в газовой фазе называются газоконденсатами. Газовый конденсат получают промысловой обработкой газа. Основной способ обработки газоконденсатного газа – низкотемпературная конденсация (сепарация)

С использованием холода, полученного за счет дроссель-эффекта (пластовой энергии газа), либо холода, вырабатываемого на специальных установках. Продукцию газоконденсатных месторождений, содержащие пентаны и более тяжелые углеводороды называют газовым конденсатом или стабильным конденсатом.

Конденсаты полученных месторождений сильно различаются по своему групповому химическому составу и содержанию гетероорганических соединений. Одни конденсаты обладают ярко выраженным метановым характером, в других преобладают нафтеновые углеводороды, а в некоторых конденсатах содержаться ароматические углеводороды. Это определяет схему их переработки, количество и качество получаемых продуктов.

Газовый конденсат, выделенный из пластовой смеси подлежит стабилизации с целью снижения давления насыщенных паров и уменьшения потерь при транспортировке, хранении и дальнейшей переработке.

 

Основные показатели стабильного конденсата.

1) температура начала кипения

2) Давление насыщенных паров

3) Массовая доля воды

4) Механические примеси

5)

6) Сернистые соединения

7) Плотность

Для оценки возможности получения из конденсатов отдельных марок моторных топлив установлена их технологическая классификация по отраслевому стандарту ОСТ 51.56-79

Основным продуктом преобразования стабильных газовых конденсатов является автомобильные бензины различных марок (при переработке конденсата с концом кипения выше 3500 С и дизельного топлива).

 

ТРАНСПОРТ И ХРАНЕНИЕ НЕФТИ

Трубопроводный транспорт нефти.

В большинстве случаев месторождения нефти расположены на значительных расстояниях от нефтеперерабатывающего завода (НПЗ).

В следствии высокой пожаро- и взрывоопасности при транспортировке нефти предъявляются повышенные требования по обеспечению высокой герметичности, надежности противопожарной безопасности транспортных средств. Доля перекачки нефти по нашей стране составляет 85%.

Нефть доставляется по трубопроводам с нефтяных промыслов Сибири, волго-уральского региона и т.д. Общая протяженность нефтепроводов по России превышает 45000 км.

На доставку каждой тонны нефти по трубопроводам требуется в 10 раз меньше трудовых затрат, чем для ее перевозки по железным дорогам, поэтому этот вид транспорта является наиболее экономичным и экологически предпочтительным.

Однако, при укладке трубопровода возникает целый ряд проблем – сложность ландшафта, необходимость промежуточных нефтеперекачивающих станций, обеспечение надежности безопасности транспортировки нефти.

Больших усилий требует перекачка парафинистых, вязких и высоковязких нефтей. Возникает необходимость борьбы с асфальто-смолистопарафинистыми отложениями, особенно в зимний период. В связи с этим трубопроводы сопровождают «стутники-трубы», по которым подают горячую воду или печи нагрева на перекачивающих станциях, используют так же ингибиторы отложений, специальные присадки. Большие проблемы связаны с коррозией трубопроводов, особенно при перекачке сернистых нефтей. Для борьбы с коррозией применяют специальные реагенты - ингибиторы коррозии. Диаметр труб современных крупных нефтепроводов достигает от 1,2 до 2,4 м. Скорость движения нефти по ним 1,5 м/с и общая протяженность 5-6 тыс. км. Такие нефтепроводы с комплексом наземных и подземных сооружений называются магистральными. Они включают трубопровод, насосные перекачивающие станции, резервуарные парки и при них установки для подогрева нефти.

 

ТИПЫ СХЕМ ПЕРЕКАЧКИ НЕФТИ

 

Существует два типа схем перекачки нефти по трубопроводам:

- постанционная

- транзитная

 

Постанционная

 

 

1– резервуары

2 – насосы

3 – потребитель

 

 

При постанционной перекачке нефть поступает в одни резервуары станции, а откачиваются насосом из других, предварительно заполненных резервуаров.

 

Транзитная

При транзитной перекачке через резервуар нефть откачивается из того же резервуара, куда поступает с предыдущей насосной станции, то есть резервуары выполняют роль буферных емкостей.

Возможен случай транзитной перекачки из насоса в насос, когда резервуары являются резервной емкостью на аварийный случай.

 

 

При необходимости подогрева нефти строят специальные нагреватели (печи) с помощью которых в резервуарах поддерживается такая температура, которая обеспечила бы достаточную текучесть нефти до следующей станции. Перекачивающие насосные станции устанавливают в 100-150 км. друг от друга.

Давление, развиваемое насосами такой станции составляет 5-8 МПа.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: