ВВЕДЕНИЕ
На заочном обучении предусмотрено выполнение контрольной работы. Самостоятельная работа студента, изучающего курс «Концепции современного естествознания», позволяет закрепить теоретические знания и практические навыки, полученные студентами на лекциях и практических занятиях. Время, отпущенное на самостоятельную работу, должно быть использовано для освоения теоретического материала по дисциплине, для подготовки к практическим работам, семинарским занятиям, для выполнения контрольной работы, решения тестовых заданий и для подготовки к зачетам и экзаменам.
Контрольная работа по дисциплине «КСЕ» включает два раздела:
1.Теоретический раздел, тема которого выносится на титульный лист.
2.Тестирование по основным разделам программы.
Структура контрольной работы должна включать обязательные элементы:
· Титульный лист.
· Содержание.
· Теоретическая часть.
· Тестирование.
· Список литературы.
Темы теоретической части контрольной работы
| Темы теоретической части | Эти темы выбирают студенты, чьи фамилии начинаются с буквы… | |
| 1. | Адаптация организмов к условиям среды. | А |
| 2. | Асимметрия природы. | |
| 3. | Астрофизика: особенность современных представлений. | |
| 4. | Биологическое разнообразие - наиболее ценный ресурс планеты. | Б, В |
| 5. | Биология: важнейшие открытия XX века. | |
| 6. | Биологический эволюционизм | |
| 7. | Биосфера. Человек в биосфере | |
| 8. | Важнейшие открытия в естествознании в XVI-XVII веках. | |
| 9. | Взаимосвязь структурных уровней организации материи | |
| 10. | Взаимосвязь физических, химических и биологических процессов. | |
| 11. | Генная инженерия, ее возможности и перспективы. | Г, Д, Е |
| 12. | Генетика и эволюция | |
| 13. | Геоцентрическая система мира К.Птолемея. | |
| 14. | Гипотезы и дискуссии о происхождении и эволюции звезд. | |
| 15. | Гипотезы и математические модели в естественных науках. | |
| 16. | Глобальный экологический кризис | |
| 17. | Гравитация и пространство-время. | |
| 18. | Динамические и статистические теории | |
| 19. | Дискретность и континуальность в неживой и живой природе. | |
| 20. | Естествознание и его роль в культуре | |
| 21. | Естественнонаучные картины мира | |
| 22. | Значение книги И.Пригожина и И.Стенгерс «Порядок из хаоса» для современной науки. | Ж, З, И |
| 23. | Значение функциональной асимметрии полушарий головного мозга. | |
| 24. | Иерархический принцип организаций систем. | |
| 25. | Исторические этапы развития космологии и эволюция представлений о Вселенной. | |
| 26. | История взглядов на пространство и время. | |
| 27. | История жизни на Земле и методы исследования эволюции | |
| 28. | История открытия основных элементарных частиц. | |
| 29. | Конструирование оптимальной для человека среды в районах нового освоения. | К, Л, М |
| 30. | Космические ритмы. | |
| 31. | Космогония. Геологическая эволюция | |
| 32. | Концепции космологии | |
| 33. | Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношения неопределенностей | |
| 34. | Методы и средства исследований в различных областях естествознания. | |
| 35. | Методы исследования систем. | |
| 36. | Механизм влияния Солнечной активности на биологические процессы. | |
| 37. | Механический детерминизм. Хаотическое поведение динамических систем | |
| 38. | Молекулярные основы жизни | |
| 39. | Нанотехнологии XXI века. | Н, О |
| 40. | Научный метод | |
| 41. | Научная фантастика о проблеме изменения сущности человека. | |
| 42. | Новые материалы в химии и возможность их применения. | |
| 43. | Освоение научных открытий. Связь экономического развития с состоянием отечественной науки. | |
| 44. | Основные гипотезы развития Вселенной: гипотезы затухающей и развивающейся Вселенной. | |
| 45. | Общая теория относительности. | |
| 46. | Основные идеи синергетики -теории самоорганизации. | |
| 47. | Основные особенности жизни с позиций термодинамики. | |
| 48. | Основные положения теории систем. | |
| 49. | Организация материи и процессы на физическом уровне | |
| 50. | Организация материи и процессы на химическом уровне | |
| 51. | Особенности биологического уровня организации материи | |
| 52. | Открытие редких химических элементов. | |
| 53. | Открытые системы в природе и обществе. | |
| 54. | Парадокс времени. Необратимость времени - стрела времени. | П |
| 55. | Периодический закон Д.И. Менделеева и его значение в науке. | |
| 56. | Принципы симметрии, законы сохранения | |
| 57. | Порядок и беспорядок в природе, энтропия, хаос. | |
| 58. | Превращение вещества и энергии в биосфере. | |
| 59. | Принцип дополнительности | |
| 60. | Принцип возрастания энтропии | |
| 61. | Проблема жизни в космосе и ее отражение в научно-фантастической литературе. | |
| 62. | Проблемы катализа химических реакций и решение задачи химического преобразования ядерной и солнечной энергии. | |
| 63. | Проблемы самоорганизации материи. | |
| 64. | Процессы самоорганизации в обществе. | |
| 65. | Развитие представлений о материи | Р |
| 66. | Развитие представлений о движении | |
| 67. | Развитие представлений о взаимодействии | |
| 68. | Роль идей А.Эйнштейна в формировании нового научного мировоззрения. | |
| 69. | Русский космизм как явление культуры. | |
| 70. | Системный подход в научных исследованиях. | С, Т |
| 71. | Системы поддержания устойчивости живых существ и экосистем. | |
| 72. | Создание теоретического знания от системы гипотез к опытной проверке. | |
| 73. | Современные представления о ноосфере. | |
| 74. | Специальная (частная) теория относительности. | |
| 75. | Теория бифуркаций в приложении к социальным явлениям. | |
| 76. | Теория катастроф Ж.Кювье. | |
| 77. | Теория самоорганизации в приложении к биологическим системам. | |
| 78. | Физика: учение об атомах. | У, Ф, Х, Ц, Ч |
| 79. | Формирование научных программ | |
| 80. | Химия экстремальных состояний, высокотемпературный синтез. | |
| 81. | Химия: важные открытия XX века. | |
| 82. | Хромосомы - материальные носители генетической информации. | |
| 83. | Чижевский А.Л. о влиянии Солнца на природные и общественные явления | |
| 84. | Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность. | |
| 85. | Эволюция представлений о пространстве и времени | Ш, Щ, Э, Ю, Я |
| 86. | Эволюционный прогресс и регресс живой материи. | |
| 87. | Экономика и естествознание | |
| 88. | Энтропия как одно из свойств структурированного материального мира. | |
| 89. | Эволюционная химия. Теория Руденко. | |
| 90. | Экологическая этика. | |
| 91. | Этика научных исследований. Псевдонаука |
Тестирование
Тест №1. Естествознание как предмет изучения. Феномен науки
1.1. Естествознание — это:
а) отрасль научного познания;
б) отрасль народного хозяйства;
в) сфера социальных отношений;
г) культура быта.
1.2. Наука — это:
а) компонент духовной культуры;
б) элемент материально- предметного освоения мира;
в) элемент практического преобразования мира;
г) результат обыденного, житейского знания.
1.3. Главная особенность науки — это ее:
а) зависимость от личности исследователя;
б) объективность;
в) регулирование со стороны идеологического руководства;
г) подчиненное религиозным догмам положение.
1.4. На фундаментальную и прикладную подразделяется наука:
а) металлургия;
б) география;
в) агрономия;
г) физика.
1.5. Проблемы нравственной ответственности ученого сегодня относятся к области формирования:
а) научной культуры;
б) методологии научного исследования;
в) связи между наукой и производством;
г) связи между наукой и обществом.
1.6. Научное познание опирается на способ отражения мира:
а) художественно-образный;
б) рациональный;
в) религиозный;
г) интуитивно-мистический.
1.7. Физика относится к наукам:
а) гуманитарным;
б) точным;
в) естественным;
г) социальным.
1.8. Научная революция— это:
а) бунт научных работников против условий и оплаты труда;
б) глубинные преобразования способов познания;
в) коренная перестройка промышленного производства;
г) преобразование государственных и административных структур.
1.9. Астрология относится к:
а) естественным наукам;
б) оккультным «наукам»;
в) синтетическому направлению, соединяющему научное и околонаучное знание;
г) духовно-художественному творчеству.
1.10. Современная естественнонаучная картина мира основана, главным образом, на науке:
а) биологии;
б) агротехнике;
в) химии;
г) физике.
1.11. Основоположником методологии естествознания XVII в. был:
а) Р. Бэкон;
б) М. Ломоносов;
в) Ф. Бэкон;
г) Р. Декарт.
1.12. Современный курс «Концепции современного естествознания» наиболее тесно соотносится с:
а) науковедением;
б) философией природы;
в) материальным производством;
г) непосредственно научными исследованиями.
1.13. Научное знание формируется в первую очередь, на основе:
а) знания-интуиции;
б) знания- информации;
в) знания-умения;
г) знания-оценки.
1.14. Бог не может быть предметом научного знания, поскольку сведения о нем не обладают таким критерием научности, как:
а) истинность;
б) объективность;
в) предметность;
г) обоснованность.
1.15. Критерий научности знаний, связанный с наличием способов проверки полученных сведений, это:
а) системность;
б) обоснованность;
в) верифицируемость;
г) фальсифицируемость.
1.16. Среди теоретических методов исследования отсутствует:
а) логический;
б) исторический;
в) экспериментальный;
г) дедуктивный.
1.17. Среди эмпирических методов исследования имеется:
а) логический;
б) наблюдение;
в) индуктивный;
г) аналитический.
1.18. Философия относится к наукам:
а) математическим;
б) естественным;
в) гуманитарным;
г) техническим.