ВВЕДЕНИЕ
На заочном обучении предусмотрено выполнение контрольной работы. Самостоятельная работа студента, изучающего курс «Концепции современного естествознания», позволяет закрепить теоретические знания и практические навыки, полученные студентами на лекциях и практических занятиях. Время, отпущенное на самостоятельную работу, должно быть использовано для освоения теоретического материала по дисциплине, для подготовки к практическим работам, семинарским занятиям, для выполнения контрольной работы, решения тестовых заданий и для подготовки к зачетам и экзаменам.
Контрольная работа по дисциплине «КСЕ» включает два раздела:
1.Теоретический раздел, тема которого выносится на титульный лист.
2.Тестирование по основным разделам программы.
Структура контрольной работы должна включать обязательные элементы:
· Титульный лист.
· Содержание.
· Теоретическая часть.
· Тестирование.
· Список литературы.
Темы теоретической части контрольной работы
Темы теоретической части | Эти темы выбирают студенты, чьи фамилии начинаются с буквы… | |||
1. | Адаптация организмов к условиям среды. | А
| ||
2. | Асимметрия природы. | |||
3. | Астрофизика: особенность современных представлений. | |||
4. | Биологическое разнообразие - наиболее ценный ресурс планеты. | Б, В | ||
5. | Биология: важнейшие открытия XX века. | |||
6. | Биологический эволюционизм | |||
7. | Биосфера. Человек в биосфере | |||
8. | Важнейшие открытия в естествознании в XVI-XVII веках. | |||
9. | Взаимосвязь структурных уровней организации материи | |||
10. | Взаимосвязь физических, химических и биологических процессов. | |||
11. | Генная инженерия, ее возможности и перспективы. | Г, Д, Е | ||
12. | Генетика и эволюция | |||
13. | Геоцентрическая система мира К.Птолемея. | |||
14. | Гипотезы и дискуссии о происхождении и эволюции звезд. | |||
15. | Гипотезы и математические модели в естественных науках. | |||
16. | Глобальный экологический кризис | |||
17. | Гравитация и пространство-время. | |||
18. | Динамические и статистические теории | |||
19. | Дискретность и континуальность в неживой и живой природе. | |||
20. | Естествознание и его роль в культуре | |||
21. | Естественнонаучные картины мира | |||
22. | Значение книги И.Пригожина и И.Стенгерс «Порядок из хаоса» для современной науки. | Ж, З, И | ||
23. | Значение функциональной асимметрии полушарий головного мозга. | |||
24. | Иерархический принцип организаций систем. | |||
25. | Исторические этапы развития космологии и эволюция представлений о Вселенной. | |||
26. | История взглядов на пространство и время. | |||
27. | История жизни на Земле и методы исследования эволюции | |||
28. | История открытия основных элементарных частиц. | |||
29. | Конструирование оптимальной для человека среды в районах нового освоения. | К, Л, М
| ||
30. | Космические ритмы. | |||
31. | Космогония. Геологическая эволюция | |||
32. | Концепции космологии | |||
33. | Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношения неопределенностей | |||
34. | Методы и средства исследований в различных областях естествознания. | |||
35. | Методы исследования систем. | |||
36. | Механизм влияния Солнечной активности на биологические процессы. | |||
37. | Механический детерминизм. Хаотическое поведение динамических систем | |||
38. | Молекулярные основы жизни | |||
39. | Нанотехнологии XXI века. | Н, О | ||
40. | Научный метод | |||
41. | Научная фантастика о проблеме изменения сущности человека. | |||
42. | Новые материалы в химии и возможность их применения. | |||
43. | Освоение научных открытий. Связь экономического развития с состоянием отечественной науки. | |||
44. | Основные гипотезы развития Вселенной: гипотезы затухающей и развивающейся Вселенной. | |||
45. | Общая теория относительности. | |||
46. | Основные идеи синергетики -теории самоорганизации. | |||
47. | Основные особенности жизни с позиций термодинамики. | |||
48. | Основные положения теории систем. | |||
49. | Организация материи и процессы на физическом уровне | |||
50. | Организация материи и процессы на химическом уровне | |||
51. | Особенности биологического уровня организации материи | |||
52. | Открытие редких химических элементов. | |||
53. | Открытые системы в природе и обществе. | |||
54. | Парадокс времени. Необратимость времени - стрела времени. | П | ||
55. | Периодический закон Д.И. Менделеева и его значение в науке. | |||
56. | Принципы симметрии, законы сохранения | |||
57. | Порядок и беспорядок в природе, энтропия, хаос. | |||
58. | Превращение вещества и энергии в биосфере. | |||
59. | Принцип дополнительности | |||
60. | Принцип возрастания энтропии | |||
61. | Проблема жизни в космосе и ее отражение в научно-фантастической литературе. | |||
62. | Проблемы катализа химических реакций и решение задачи химического преобразования ядерной и солнечной энергии. | |||
63. | Проблемы самоорганизации материи. | |||
64. | Процессы самоорганизации в обществе. | |||
65. | Развитие представлений о материи | Р | ||
66. | Развитие представлений о движении | |||
67. | Развитие представлений о взаимодействии | |||
68. | Роль идей А.Эйнштейна в формировании нового научного мировоззрения. | |||
69. | Русский космизм как явление культуры. | |||
70. | Системный подход в научных исследованиях. | С, Т | ||
71. | Системы поддержания устойчивости живых существ и экосистем. | |||
72. | Создание теоретического знания от системы гипотез к опытной проверке. | |||
73. | Современные представления о ноосфере. | |||
74. | Специальная (частная) теория относительности. | |||
75. | Теория бифуркаций в приложении к социальным явлениям. | |||
76. | Теория катастроф Ж.Кювье. | |||
77. | Теория самоорганизации в приложении к биологическим системам. | |||
78. | Физика: учение об атомах. | У, Ф, Х, Ц, Ч | ||
79. | Формирование научных программ | |||
80. | Химия экстремальных состояний, высокотемпературный синтез. | |||
81. | Химия: важные открытия XX века. | |||
82. | Хромосомы - материальные носители генетической информации. | |||
83. | Чижевский А.Л. о влиянии Солнца на природные и общественные явления | |||
84. | Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность. | |||
85. | Эволюция представлений о пространстве и времени | Ш, Щ, Э, Ю, Я | ||
86. | Эволюционный прогресс и регресс живой материи. | |||
87. | Экономика и естествознание | |||
88. | Энтропия как одно из свойств структурированного материального мира. | |||
89. | Эволюционная химия. Теория Руденко. | |||
90. | Экологическая этика. | |||
91. | Этика научных исследований. Псевдонаука |
Тестирование
Тест №1. Естествознание как предмет изучения. Феномен науки
1.1. Естествознание — это:
а) отрасль научного познания;
б) отрасль народного хозяйства;
в) сфера социальных отношений;
|
|
г) культура быта.
1.2. Наука — это:
а) компонент духовной культуры;
б) элемент материально- предметного освоения мира;
в) элемент практического преобразования мира;
г) результат обыденного, житейского знания.
1.3. Главная особенность науки — это ее:
а) зависимость от личности исследователя;
б) объективность;
в) регулирование со стороны идеологического руководства;
г) подчиненное религиозным догмам положение.
1.4. На фундаментальную и прикладную подразделяется наука:
а) металлургия;
б) география;
в) агрономия;
г) физика.
1.5. Проблемы нравственной ответственности ученого сегодня относятся к области формирования:
а) научной культуры;
б) методологии научного исследования;
в) связи между наукой и производством;
г) связи между наукой и обществом.
1.6. Научное познание опирается на способ отражения мира:
а) художественно-образный;
б) рациональный;
в) религиозный;
г) интуитивно-мистический.
1.7. Физика относится к наукам:
а) гуманитарным;
б) точным;
в) естественным;
г) социальным.
1.8. Научная революция— это:
а) бунт научных работников против условий и оплаты труда;
б) глубинные преобразования способов познания;
в) коренная перестройка промышленного производства;
г) преобразование государственных и административных структур.
1.9. Астрология относится к:
а) естественным наукам;
б) оккультным «наукам»;
в) синтетическому направлению, соединяющему научное и околонаучное знание;
г) духовно-художественному творчеству.
1.10. Современная естественнонаучная картина мира основана, главным образом, на науке:
а) биологии;
б) агротехнике;
в) химии;
г) физике.
1.11. Основоположником методологии естествознания XVII в. был:
а) Р. Бэкон;
б) М. Ломоносов;
в) Ф. Бэкон;
г) Р. Декарт.
1.12. Современный курс «Концепции современного естествознания» наиболее тесно соотносится с:
а) науковедением;
б) философией природы;
в) материальным производством;
г) непосредственно научными исследованиями.
1.13. Научное знание формируется в первую очередь, на основе:
а) знания-интуиции;
|
|
б) знания- информации;
в) знания-умения;
г) знания-оценки.
1.14. Бог не может быть предметом научного знания, поскольку сведения о нем не обладают таким критерием научности, как:
а) истинность;
б) объективность;
в) предметность;
г) обоснованность.
1.15. Критерий научности знаний, связанный с наличием способов проверки полученных сведений, это:
а) системность;
б) обоснованность;
в) верифицируемость;
г) фальсифицируемость.
1.16. Среди теоретических методов исследования отсутствует:
а) логический;
б) исторический;
в) экспериментальный;
г) дедуктивный.
1.17. Среди эмпирических методов исследования имеется:
а) логический;
б) наблюдение;
в) индуктивный;
г) аналитический.
1.18. Философия относится к наукам:
а) математическим;
б) естественным;
в) гуманитарным;
г) техническим.