Тест №1. Естествознание как предмет изучения. Феномен науки

ВВЕДЕНИЕ

На заочном обучении предусмотрено выполнение контрольной работы. Самостоятельная работа студента, изучающего курс «Концепции современного естествознания», позволяет закрепить теоретические знания и практические навыки, полученные студентами на лекциях и практических занятиях. Время, отпущенное на самостоятельную работу, должно быть использовано для освоения теоретического материала по дисциплине, для подготовки к практическим работам, семинарским занятиям, для выполнения контрольной работы, решения тестовых заданий и для подготовки к зачетам и экзаменам.

 

Контрольная работа по дисциплине «КСЕ» включает два раздела:

1.Теоретический раздел, тема которого выносится на титульный лист.

2.Тестирование по основным разделам программы.

Структура контрольной работы должна включать обязательные элементы:

· Титульный лист.

· Содержание.

· Теоретическая часть.

· Тестирование.

· Список литературы.


 Темы теоретической части контрольной работы

  Темы теоретической части Эти темы выбирают студенты, чьи фамилии начинаются с буквы…
1. Адаптация организмов к условиям среды.

А

2. Асимметрия природы.
3. Астрофизика: особенность современных представлений.
4. Биологическое разнообразие - наиболее ценный ресурс планеты.

Б, В

5. Биология: важнейшие открытия XX века.
6. Биологический эволюционизм
7. Биосфера. Человек в биосфере
8. Важнейшие открытия в естествознании в XVI-XVII веках.
9. Взаимосвязь структурных уровней организации материи
10. Взаимосвязь физических, химических и биологических процессов.
11. Генная инженерия, ее возможности и перспективы.

Г, Д, Е

12. Генетика и эволюция
13. Геоцентрическая система мира К.Птолемея.
14. Гипотезы и дискуссии о происхождении и эволюции звезд.
15. Гипотезы и математические модели в естественных науках.
16. Глобальный экологический кризис
17. Гравитация и пространство-время.
18. Динамические и статистические теории
19. Дискретность и континуальность в неживой и живой природе.
20. Естествознание и его роль в культуре
21. Естественнонаучные картины мира
22. Значение книги И.Пригожина и И.Стенгерс «Порядок из хаоса» для современной науки.

Ж, З, И

23. Значение функциональной асимметрии полушарий головного мозга.
24. Иерархический принцип организаций систем.
25. Исторические этапы развития космологии и эволюция пред­ставлений о Вселенной.
26. История взглядов на пространство и время.
27. История жизни на Земле и методы исследования эволюции
28. История открытия основных элементарных частиц.
29. Конструирование оптимальной для человека среды в районах нового освоения.

К,  Л, М

30. Космические ритмы.
31. Космогония. Геологическая эволюция
32. Концепции космологии
33. Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношения неопределенностей
34. Методы и средства исследований в различных областях естествознания.
35. Методы исследования систем.
36. Механизм влияния Солнечной активности на биологические процес­сы.
37. Механический детерминизм. Хаотическое поведение динамических систем
38. Молекулярные основы жизни
39. Нанотехнологии XXI века.

Н, О

40. Научный метод
41. Научная фантастика о проблеме изменения сущности человека.
42. Новые материалы в химии и возможность их применения.
43. Освоение научных открытий. Связь экономического развития с состоянием отечественной науки.
44. Основные гипотезы развития Вселенной: гипотезы затухающей и развивающейся Вселенной.
45. Общая теория относительности.
46. Основные идеи синергетики -теории самоорганизации.
47. Основные особенности жизни с позиций термодинамики.
48. Основные положения теории систем.
49. Организация материи и процессы на физическом уровне
50. Организация материи и процессы на химическом уровне
51. Особенности биологического уровня организации материи
52. Открытие редких химических элементов.
53. Открытые системы в природе и обществе.
54. Парадокс времени. Необратимость времени - стрела времени.

П

55. Периодический закон Д.И. Менделеева и его значение в науке.
56. Принципы симметрии, законы сохранения
57. Порядок и беспорядок в природе, энтропия, хаос.
58. Превращение вещества и энергии в биосфере.
59. Принцип дополнительности
60. Принцип возрастания энтропии
61. Проблема жизни в космосе и ее отражение в научно-фантастической литературе.
62. Проблемы катализа химических реакций и решение задачи химического преобразования ядерной и солнечной энергии.
63. Проблемы самоорганизации материи.
64. Процессы самоорганизации в обществе.
65. Развитие представлений о материи

Р

66. Развитие представлений о движении
67. Развитие представлений о взаимодействии
68. Роль идей А.Эйнштейна в формировании нового научного мировоззрения.
69. Русский космизм как явление культуры.
70. Системный подход в научных исследованиях.

С, Т

71. Системы поддержания устойчивости живых существ и экосистем.
72. Создание теоретического знания от системы гипотез к опытной проверке.
73. Современные представления о ноосфере.
74. Специальная (частная) теория относительности.
75. Теория бифуркаций в приложении к социальным явлениям.
76. Теория катастроф Ж.Кювье.
77. Теория самоорганизации в приложении к биологическим системам.
78. Физика: учение об атомах.

У, Ф, Х, Ц, Ч

79. Формирование научных программ
80. Химия экстремальных состояний, высокотемпературный синтез.
81. Химия: важные открытия XX века.
82. Хромосомы - материальные носители генетической информации.
83. Чижевский А.Л. о влиянии Солнца на природные и общественные явления
84. Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность.
85. Эволюция представлений о пространстве и времени

Ш, Щ, Э, Ю, Я

86. Эволюционный прогресс и регресс живой материи.
87. Экономика и естествознание
88. Энтропия как одно из свойств структурированного матери­ального мира.
89. Эволюционная химия. Теория Руденко.
90. Экологическая этика.
91. Этика научных исследований. Псевдонаука



Тестирование

  

Тест №1. Естествознание как предмет изучения. Феномен науки

1.1. Естествознание — это:

а) отрасль научного познания;

б) отрасль народного хозяйства;

в) сфера социальных отношений;

г) культура быта.

1.2. Наука — это:

а) компонент духовной культуры;

б) элемент материально- предметного освоения мира;

в) элемент практического преобразования мира;

г) результат обыденного, житейского знания.

1.3. Главная особенность науки — это ее:

а) зависимость от личности исследователя;

б) объективность;

в) регулирование со стороны идеологического руководства;

г) подчиненное религиозным догмам положение.

1.4. На фундаментальную и прикладную подразделяется наука:

а) металлургия;

б) география;

в) агрономия;

г) физика.

1.5. Проблемы нравственной ответственности ученого сего­дня относятся к области формирования:

а) научной культуры;

б) методологии научного исследования;

в) связи между наукой и производством;

г) связи между наукой и обществом.

1.6. Научное познание опирается на способ отражения мира:

а) художественно-образный;

б) рациональный;

в) религиозный;

г) интуитивно-мистический.

1.7. Физика относится к наукам:

а) гуманитарным;

б) точным;

в) естественным;

г) социальным.

1.8. Научная революция— это:

а) бунт научных работников против условий и оплаты труда;

б) глубинные преобразования способов познания;

в) коренная перестройка промышленного производства;

г) преобразование государственных и административных структур.

1.9. Астрология относится к:

а) естественным наукам;

б) оккультным «наукам»;

в) синтетическому направлению, соединяющему научное и око­лонаучное знание;

г) духовно-художественному творчеству.

1.10. Современная естественнонаучная картина мира основа­на, главным образом, на науке:

а) биологии;

б) агротехнике;

в) химии;

г) физике.

1.11. Основоположником методологии естествознания XVII в. был:

а) Р. Бэкон;

б) М. Ломоносов;

в) Ф. Бэкон;

г) Р. Декарт.

1.12. Современный курс «Концепции современного естество­знания» наиболее тесно соотносится с:

а) науковедением;

б) философией природы;

в) материальным производством;

г) непосредственно научными исследованиями.

1.13. Научное знание формируется в первую очередь, на основе:

а) знания-интуиции;

б) знания- информации;

в) знания-умения;

г) знания-оценки.

1.14. Бог не может быть предметом научного знания, посколь­ку сведения о нем не обладают таким критерием научности, как:

а) истинность;

б) объективность;

в) предметность;

г) обоснованность.

1.15. Критерий научности знаний, связанный с наличием спо­собов проверки полученных сведений, это:

а) системность;

б) обоснованность;

в) верифицируемость;

г) фальсифицируемость.

1.16. Среди теоретических методов исследования отсутст­вует:

а) логический;

б) исторический;

в) экспериментальный;

г) дедуктивный.

1.17. Среди эмпирических методов исследования имеется:

а) логический;

б) наблюдение;

в) индуктивный;

г) аналитический.

1.18. Философия относится к наукам:

а) математическим;

б) естественным;

в) гуманитарным;

г) техническим.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: