Проблема агрессии и агрессивного поведения в психолого-педагогических исследованиях

 

В психолого-педагогической литературе различают понятия «агрессия» и «агрессивность». Проблемой агрессии занимались такие ученые, как З.Фрейд,

К. Лоренц, Д. Лоллард, Э. Фромм, Р.С. Немов, Лютова Е.К, Заградова И. Р. Осинский А.К., Левитов Н.Д.

Первое (от лат. Agressio – нападение, угроза) – общее название для всех деструктивных, разрушающих действий, направленных на причинение вреда. Агрессивность – намеренное состояние сопровождается эмоциональным состоянием гнева, враждебности, независимости и т.п. Действие выражается в непосредственном агрессивном акте причинения вреда другому человеку: оскорблениях, издевательствах, драках, избиениях и т.д. [21.C.234]

Существует множество теоретических обоснований возникновения агрессии, ее природы и факторов, влияющих на ее проявление. Но все они попадают под следующие четыре категории. Агрессия относится к

1. врожденным побуждениям и задаткам;

2. потребностям, активизируемым внешними стимулами;

3. познавательным и эмоциональным процессам;

4. актуальным социальным условиям в сочетании с предшествующим научением.[16.C.136]

Рассмотрим наиболее известные теоретические положения.

Теория влечения (психоаналитический подход).

Основоположником этой теории является Зигмунд Фрейд. Он считал, что агрессивное поведение по своей природе инстинктивное и неизбежное.

Экологический подход.

Новое звучание эта тема получила благодаря работам К.Лоренца, который придерживался эволюционного подхода к агрессии, что было схоже с позицией З.Фрейда. Согласно Лоренцу, агрессия берет начало, прежде всего, из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у других живых существ. Он считал, что агрессивная энергия, имеющая своим источником инстинкт борьбы за выживание, генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени. Таким образом, развертывание явно агрессивных действий является совместной функцией:

1. количества накопленной агрессивной энергии;

2. наличия стимулов, облегчающих разрядку агрессии.

Фрустрационная теория (гомеостатическая модель). [16.C.236]

Эта теория, предложенная Д. Лоллардом, противопоставляется двум, выше описанным. Здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс. Основные положения этой теории звучат так:

фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме. Агрессия всегда является результатом фрустрации. В отношении побуждения к агрессии решающее значение имеют три фактора:

· степень ожидаемого субъектом удовлетворения от будущего достижения цели;

· сила препятствия на пути достижения цели;

· количество последовательных фрустраций. [8.C.344]

Т.е., чем в большей степени субъект предвкушает удовольствие, чем сильнее препятствие и чем большее количество реакций блокируется, тем сильнее будет толчок к агрессивному поведению. А если фрустрации следуют одна за другой, то их сила может быть совокупной, и это может вызвать агрессивную реакцию большей силы.

Теория социального научения (бихевиоральная модель).

В отличие от других, эта теория гласит, что агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего образа действий и социальное подкрепление, т.е. идет изучение человеческого поведения, ориентированного на образец.

Эта теория была предложена и представлена М. Бандурой. В частности, было доказано, что поведение родителей может выступать в качестве модели агрессии и что у агрессивных родителей обычно бывают агрессивные дети. Также эта теория утверждает, что усвоение человеком широкого диапазона агрессивных реакций-прямое поощрение такого поведения. Т.е. получение подкрепления за агрессивные действия повышает вероятность того, что подобные действия будут повторяться и в дальнейшем. Вместе с тем существенное значение имеет результативная агрессия, т.е. достижение успеха при использовании агрессивных действий. Хочется отметить, что эта теория оставляет гораздо больше возможностей предотвратить и контролировать человеческую агрессию.[26.C.382]

Рассмотрев основные теории, объясняющие природу агрессивности, определим основные понятия агрессии:

ü Под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению.

ü Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу.

ü Агрессия – реакция, в результате которой организм получает болевые стимулы.

ü Агрессия – физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи.

Агрессия – злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим поведение. [10.C.24]

Под агрессией, по Э. Фромму, следует понимать любые действия, которые причиняют или имеют намерение причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному, а также причинение ущерба вообще всякому неживому объекту.

Агрессивность, по Р.С. Немову, понимается как враждебное поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред. [13.C.371]

По-мнению Лютовой Е.К., под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению, акты враждебности, разрушения, т.е. действия, которые вредят другому лицу. [11.C.55c]

“Психологический словарь” предлагает следующее определение: агрессия - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).

Из этого множества определений агрессии ни одно не является исчерпывающим и общеупотребительным.

Агрессивностью в той или иной степени обладают все люди. Умеренная агрессивность – качество скорее положительное, чем отрицательное. Что было бы, если бы все люди вдруг оказались «беззубыми», вялыми, пассивными и плаксивыми, неспособными отстаивать свои права, не умеющими с кулаками, если в том будет необходимость, встать за правое дело? Опасна чрезмерная неуправляемая и неконтролируемая агрессивность, выходящая за разумные пределы.[4.C.75]

Психологической целью агрессии может быть как собственно причинение страданий жертве, так и использование агрессии как способа достижения иной цели.

Структуру агрессивного проявления предложили в своих работах

Заградова И. Р., Осинский А.К., Левитов Н.Д.:

1. По направленности: агрессия - направленная вовне, аутоагрессия - направленная на себя.

2. По цели: интеллектуальная агрессия, враждебная агрессия.

3. По методу выражения: физическая агрессия, вербальная агрессия.

4. По степени выраженности: прямая агрессия, косвенная агрессия.

5. По наличию инициативы: инициативная агрессия, оборонительная агрессия.

Среди форм агрессивных реакций, встречающихся в различных источниках, необходимо выделить следующие:

Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.

Косвенная агрессия – действия как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).

Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму, (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятья, ругань).

Склонность к раздражению – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.[15.C.163]

Негативизм – оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.[21.C.284]

Из форм враждебных реакций отмечаются:

Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.[21.C.277]

Таким образом, мы рассмотрели проблему агрессии и агрессивного поведения в психолого-педагогической литературе. Агрессия - общее название для всех деструктивных, разрушающих действий, направленных на причинение вреда. В психолого-педагогической литературе указывается множество определений агрессии, но, по - мнению современных исследователей, ни одно не является исчерпывающим и общеупотребительным. Наиболее известные теоретические положения: теория влечения, фрустрационная теория, теория социального научения. Нами рассмотрена структура агрессивного проявления, а также формы агрессивных реакций, встречающиеся в различных источниках.

 

 

            1.2. Общая характеристика детей подросткового возраста

Подростковый возраст является затяжным переходным периодом от детства к зрелости. В течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и самому себе (первая фаза подросткового возраста – 12-15 лет), развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь (вторая фаза подросткового возраста – 15-17 лет; ее часто называют периодом ранней юности). Ведущие закономерности связаны с индивидуальным формированием психики человека.[28.C.65]

  Данный возраст характеризуется быстрым темпом физического и умственного развития, у подростков возникает много потребностей, которые не могут быть удовлетворены в связи с недостаточной социальной зрелостью. В подростковом возрасте большую роль играют внутренние факторы: запреты, накладываемые подростком на самого себя, ранее сформировавшиеся психологические новообразования (привычки, черты характера), часто мешающие подростку достигнуть желаемого и прежде всего им самим избранного образца. Внешними условиями является необходимость оставаться зависимым от взрослых, когда уже возникло желание занять иной, более зрелый социальный статус, освобождающий от постоянного внешнего контроля и позволяющий подростку самостоятельно решать свои проблемы.[30.C.183]

Немаловажным является фактор биологического созревания. Исследования свидетельствуют, что происходящие в этот период физиологические процессы повышают эмоциональную возбудимость подростка, его импульсивность, неуравновешенность, а быстрое возмужание усиливает ощущение своей «взрослости». В этот период впервые появляется и становится предметом сознания и переживания подростка новая и очень мощная биологическая потребность – половое влечение. Депривация этого влечения может фрустрировать подростка и тем самым объяснить некоторые особенности его самочувствия и поведения. Следовательно, уже возникшие новообразования сами начинают выступать в качестве внутренних факторов развития. Через них преломляются испытываемые субъектом воздействия, интегрируются его сознанием и, таким образом, определяют и его внутреннюю позицию, и его поведение, и дальнейший ход формирования его личности.[22.C.238]

  С этой точки зрения, никакая теория подросткового возраста не может быть построена на основе учета какого – либо одного фактора. Подростковый возраст, по словам Л.С.Выготского, не может быть охвачен одной формулой. Для этого должны быть изучены внутренние движущие силы и противоречия, присущие данному этапу психического развития, и проанализировано то центральное системное новообразование, которое выполняет интегративную функцию и позволяет понять весь симптомокомплекс подросткового возраста, природу происходящего здесь кризиса и его феноменологию.[9.C.185]

В подростковом возрасте происходит новый уровень самосознания, характерной чертой которого является появление у подростка способности познать самого себя как личность. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению (т.е. стремление проявить себя в тех качествах личности, которые он считает ценными) и самовоспитанию. Возникает и развивается теоретическое мышление, опирающееся на научное понятие, функционально новое образование, осознанное и выражаемое в речи, служит источником для многих изменений в психике. Оно позволяет подростку овладевать новым содержанием, формирует новый тип познавательных интересов, порождает более широкий взгляд на мир – что, может быть, самое главное для понимания изменений в личности подростка – приводит в возникновению рефлексии – умению направить мысль на познание своих собственных психических процессов и всех особенностей своей личности. Это определяет формирование у него самосознания.[16.C.173]

Не только развитие мышления определяет возникновение специфической для подростков формы самопознания, этому способствуют и те новые обстоятельства, в которых живет подросток. Прежде всего это повышенные требования к подростку со стороны взрослых, друзей, общественное мнение которых определяется чертами его личности, взглядами, способностями, характером, умением соблюдать «кодекс нравственности», принятый среди подростков. Все это порождает мотивы, побуждающие подростка обратиться к анализу самого себя и к сравнению себя с другими. Так у него постепенно формируются ценностные ориентации, складываются относительно устойчивые образы поведения, которые представлены в определенных требованиях, которые предъявляются к людям и самому себе.

Развитие самосознания и его важнейшей стороны -самооценки -это сложный и длительный процесс, сопровождающийся у подростка целой гаммой специфических переживаний, на которые обращали внимание все психологи, занимавшиеся этим возрастом. Они отмечали свойственную подросткам неуравновешенность, вспыльчивость, частые смены настроения, иногда подавленность.[22.C.237]

Часто самооценка у подростка оказывается противоречивой; сознательно он воспринимает себя как личность значительную, даже исключительную, верит в себя, в свои способности, ставит себя выше других людей. Вместе с тем внутри его гложут сомнения, которые он старается не допустить в свое сознание. Но эта подсознательная неуверенность дает о себе знать в переживании, подавленности, плохом настроении, упадке активности. Причину этих состояний подросток сам не понимает, они находят свое выражение в его обидчивости, «ранимости», грубости, частых конфликтах с окружающими взрослыми. Расхождение между стремлениями подростка, связанными с осознанием и утверждением себя как личности, и положением школьника вызывает у него желание вырваться за рамки повседневной школьной жизни, в какую – то иную, значительную, самостоятельную. Подросток обращен в будущее, хотя это будущее представляется ему очень туманно. Невозможность практически изменить свой образ жизни порождает мечты, которые являются типичным спутником в данном возрасте и представляют собой способ реализации тех тенденций, которые не могут найти воплощения в их повседневной жизни. Это один из способов «самовыражения» детей подросткового возраста, способ наиболее благополучный. Иногда подростки, остро переживающие конфликт между своими желаниями и возможностями их удовлетворения, вступают на путь поиска особой, действительной жизни, уводящей их от благополучного течения и нарушающей ход нормального развития. В этих случаях подростки забрасывают учение, школу, их захватывает двор, улица, компании таких же оторвавшихся от школы ребят, что нередко приводит их к асоциальным формам поведения.[16.C.185]

Переходный период протекает значительно легче, если уже в этом возрасте у школьника возникают относительно постоянные личностные интересы или какие – либо устойчивые мотивы поведения. Личностные интересы, в отличие от эпизодических, характеризуются своей «ненасыщаемостью»: чем больше они удовлетворяются, тем более устойчивыми и напряженными становятся. В переходном возрасте формируются особые личностные новообразования – самоотношение и самоопределение. С точки зрения самосознания субъекта они характеризуются осознанием себя и конкретизуются в новой, общественно значимой позиции. Самоопределение формируется в условиях скорого окончания школы, связанного с необходимостью решить проблему своего будущего.[30.C.187]

«Сознание является центром, в котором интегрируются все психологические новообразования, определяя тем самым личность субъекта как высшую психологическую систему» (Л.С.Выготский) – ее структуру, возрастные и индивидуальные особенности. Регулирующая функция сознания осуществляется на основе не только интеллектуальных, но и аффективных обобщений. Поэтому в структуру системных новообразований, характеризующих личность (например, в структуру нравственных чувств, убеждений, мировоззрения), входят не только интеллектуальные, но и аффективные компоненты; они – то и придают этим новообразованиям побудительную силу.

Дружба в подростковом возрасте, так же как и общение в группе, благодаря стремлению подростков к взаимной идентификации повышает комфортность во взаимоотношениях.[18.C.87]

 Таким образом, мы изучили особенности подростков и пришли к выводу, что подростковый возраст – это период, в течение которого ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и самому себе. В этот период развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие к той жизненной позиции, с которой ребенок начинает свою самостоятельную жизнь.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: