Целью эмпирического исследования было обосновать и экспериментально доказать влияние психологических игр и упражнений на снижение агрессивного поведения у детей, воспитывающихся в условиях детского дома.
Исследование проводилось с детьми подросткового возраста на базе детского дома №5 Кировского административного округа, ул. Фугинфирова, 11а.
К работе были привлечены подростки из семьи №6 «Кадетская» в количестве 16-ти человек (см. Приложение № 1). Э ти подростки составили экспериментальную группу.
Наше эмпирическое исследование проходило в форме психолого-педагогического эксперимента и включало три этапа:
Констатирующий- с целью выявления уровней агрессивного поведения у детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома. Сроки - с 8.12.06г по 15.12.06г.
Формирующий- с целью подбора апробации психологических игр и упражнений для снижения уровней агрессивного поведения детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома.
|
|
Сроки проведения – с 15.12.06г. по 9.03.07г.
Контрольный- с целью выявления эффективности подобранных психологических игр и упражнений для снижения агрессивного поведения детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома.
Сроки проведения- с 9.03.07г. по 16.0307г.
Целью констатирующего этапа было выявления уровней агрессивного поведения у детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома.
На данном констатирующем этапе исследования нами решены следующие задачи:
1.Подбор диагностических методик для выявления уровней агрессивного поведения детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома.
2.Изучения уровня агрессивного поведения у детей подросткового возраста.
Нами были использованы следующие методики: наблюдение, методика «Агрессивность» (Модификация теста Розенцвейга), проективная методика «Кактус» (автор М.Панфилова).
Наблюдение
Цель: определение уровней агрессивного поведения у детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома.
Организация и проведения исследования.
Наблюдение проводилось в естественных условиях в течение трех дней и носило невключенный характер. Экспериментатор был хорошо знаком детям, что не нарушало обычного течения жизни и деятельности подростков. Полученные в ходе наблюдения данные заносились в протоколы. Для определения уровней агрессивного поведения нами на основе критериев, предложенных Лютовой Е.К., Мониной Г.Б., были разработаны критерии и показатели, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
Критерии и показатели агрессивного поведения подростков
|
|
Критерии | Показатели |
1. Вербальное выражение агрессии | 1. Враждебные выкрики, угрозы, ругань; проявление вербальной грубости при сильнейшем возбуждении 2. Злобно шутит, зло сплетничает 3. Чрезмерная ворчливость; стремление унизить, оскорбить |
2. Использование физической силы | 1. Ломает окружающие предметы, разбивает, потрошит 2. Использует физическую силу против сверстников (драчливость) 3. Стремление дразнить животных, жестокость в обращении с ними |
3. Отношение к окружающим сверстникам и другим лицам | 1. Отношение к действиям других людей с осуждением, оскорблением и угрозами 2. Стремление делать все, наоборот, в ответ на обычные распоряжения; негативизм, строптивость 3. Стремление к общению с младшими и физически более слабыми; стремление быть первым, подчинять себе других |
4. Эмоциональные проявления | 1. Подавленность 2. Раздражительность 3. Отсутствие сочувствия к окружающим |
8 -12 – высокий уровень агрессивного поведения (ВУ)
4-7 – средний уровень агрессивного поведения (СУ)
3- 0 – низкий уровень агрессивного поведения (НУ)
Анализ полученных результатов: проведя наблюдение за детьми подросткового возраста, мы проанализировали полученные результаты, определили уровни агрессивного поведения. Наблюдение показало, что в группе преобладает высокий уровень агрессивного поведения, результаты исследования были занесены в протокол, где отражались индивидуальные показатели уровня агрессивного поведения (см. Приложения №2).
Мы установили следующие уровни агрессивного поведения детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома.
ВУ – качественный показатель - подростки проявляют чрезмерную ворчливость; стремление унизить; враждебные выкрики, угрозы, ругань; проявление вербальной грубости при сильнейшем возбуждении, используют физическую силу против сверстников (драчливость).
Количественный показатель- 8-12 балов;
СУ - Качественный показатель – подростки проявляют чрезмерную ворчливость, стремление делать все наоборот, подавленность, проявленье вербальной и физической агрессии.
Количественный показатель- 4-7 балов;
НУ - Качественный показатель – не проявляют физической, вербальной агрессии.
Количественный показатель- 0-3 балов;
Результаты представлены в таблице № 2.
Таблица 2
Уровни агрессивного поведения подростков по данным наблюдения (констатирующий эксперимент)
Уровни | Количество детей | Процентный показатель |
Высокий | 3 | 19% |
Средний | 7 | 44% |
Низкий | 6 | 37% |
В процентном соотношении в экспериментальной группе уровни распределились следующим образом:
ВУ - 3 человека – 19%
СУ - 7 человека- 44%
НУ - 6 человек – 37%
Методика «Агрессивность», модификация теста Розенцвейга.
Цель: выявление агрессивности у детей подросткового возраста.
Организация и проведение исследования
Методика проводилась в естественных условиях в течение 2 дней. Экспериментатор был хорошо знаком детям, что не нарушало обычного течения жизни и деятельности детей. Полученные в ходе исследования данные заносились в протоколы.(Приложение №3)
Анализ полученных результатов
При анализе данных использовались два вида реакций: агрессивные реакции, неагрессивные реакции, которые оценивались в баллах:
ВУ – 13-24 баллов;
СУ – 9-13 баллов;
НУ – 0-9 баллов.
Проведя методику, мы проанализировали полученные результаты, определили уровень агрессивности у подростков экспериментальной группы. Методика показала, что в группах преобладает высокий уровень агрессивности. Результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3
Уровни агрессивного поведения подростков
|
|
(констатирующий эксперимент)
Уровни | Количество детей | Процентный показатель |
Высокий | 9 | 56% |
Средний | 4 | 25% |
Низкий | 3 | 19% |
В процентном соотношении в группе уровни распределились следующим образом:
ВУ – 9 человек – 56 %;
СУ – 4 человека – 25;
НУ – 3 человека – 19%.
Проективная методика «Кактус» (автор М. Панфилова).
Цель: определение наличия направленности агрессии и ее интенсивности.
Организация и проведение исследования
Нами были использованы экспериментальные материалы: на каждого подростка лист бумаги, цветные карандаши.
Инструкция: «На листе бумаге нарисуй кактус – такой, какой себе представляешь».Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.
Анализ полученных результатов
При обработке результатов учитываются характеристики всех графических методик: пространственное расположение и размер рисунка, характеристика линий, нажим карандаша. Кроме того, учитываются показатели, специфические именно для данной методики: характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный и пр.)
В процентном соотношении:
ВУ – 14 человек -87%
НУ- 2 человека– 13%
По результатам данной методики была выявлена также направленность агрессии: агрессия на руководящего взрослого- 9 человек (47%); агрессия на себя- 2 человека(13%); агрессия на сверстников -9 человек(47%);
Таким образом, использовав диагностические методики и наблюдение за подростками в повседневной жизни и на тематических занятиях, мы установили уровни агрессивного поведения у подростков экспериментальной группы. Данные занесены в протокол (см. Приложение №4). По данным диагностических методик, подростки имеют высокий уровень агрессивного поведения. Агрессивное поведение направленно в основном на руководящего взрослого и на сверстников. Результаты занесены в таблицу 4.
Таблица 4
Уровни агрессивного поведения подростков
(констатирующий эксперимент)
Уровни | Количество детей | Процентный показатель |
Высокий | 10 | 62% |
Средний | 3 | 19% |
Низкий | 3 | 19% |
|
|
В процентном соотношении, в экспериментальной группе уровни распределились следующим образом:
ВУ - 10 человек-62%;
СУ - 3 человека-19%;
НУ - 3 человека-19%;
Данные представлены в рисунке 1.
Показатель агрессивного поведения подростков.
(констатирующий этап)
Рис.1
Все вышесказанное позволяет нам определиться в дальнейшем ходе исследования.
2.2. Снижение агрессивного поведения детей подросткового возраста посредством психологических игр и упражнений (формирующий этап эксперимента).
Цель формирующего этапа экспериментальной работы – подобрать и апробировать психологические игры и упражнения для снижения уровня агрессивного поведения у детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома.
В начале исследования нами была выдвинута следующая гипотеза:работа по снижению уровня агрессивного поведения у детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома, будет более эффективной при использовании психологических игр и упражнений, если:
-психологические игры и упражнения будут проводиться поэтапно;
1 этап. Обучение подростков приемлемым способам выражения гнева;
2 этап. Развитие способности осознавать и принимать собственные чувства;
3 этап. Обучение подростков навыкам саморегуляции;
4 этап. Формирование позитивных навыков общения и конструктивных элементов поведения;
5 этап. Формирование позитивных эмоций и позитивной самооценки;
- психологические игры и упражнения будут подбираться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей подросткового возраста;
-в процессе работы будет учитываться эмоциональное состояние подростков.
Подобранные нами для формирующего этапа исследования психологические игры и упражнения направлены на снижение уровня агрессивного поведения у детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома.
Работа строилась поэтапно. Каждый этап содержал блок игр и упражнений. На каждом этапе мы ставили определенные задачи.
Для снижения агрессивного поведения нами было подобраны 19 психологических игр и упражнений, предложенных Т.Е.Смирновой, Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной (см. Приложение №6).
Первый этап
Цель: обучение подростков приемлемым способам выражения гнева.
«Рецепт», «Пластическое выражение гнева», «Галерея негативных портретов», «Письма гнева», «Рисование собственного гнева».
Анализ проведенных игр и упражнений:
Проведение психологических игр и упражнений на данном этапе вызвали у нас трудности, т.к. данные игры и упражнения стимулируют чрезмерное проявление агрессии. Подростки в процессе выполнения игр и упражнений вели себя непредсказуемо, становились неуправляемыми. Присутствовала вербальная, физическая агрессия. В ходе работы нам пришлось заменить игры и упражнения первого этапа, направленные на обучение подростков приемлемым способам выражения гнева, на игры и упражнения на саморегуляцию.
Второй этап
Цель: развитие способности осознавать и принимать собственные чувства.
«Осознание гнева (твой гнев - на вкус, на слух, на ощупь, на вкус), «Корабль среди скал», «Сдвинь камень», «Танцы-противоположности».
Анализ проведенных игр и упражнений:
Все подростки с удовольствием играли в эти игры. Больше всего понравилась игра «Осознание гнева», в частности, положительные эмоции, хорошее настроение в ней. Подростки описывали свое понимание чувства гнева, злости, обиды, подозрительности. Подростки учились осознавать и принимать собственные чувства.
Третий этап
Цель: обучение подростков навыкам саморегуляции.
«Морская звезда», «Символическое изображение эмоции».
Анализ проведенных игр и упражнений:
В процессе проведения данных игр и упражнений в группе царила атмосфера спокойствия, доброжелательности. Подростки испытывали удовольствие от прослушиваемой музыки (инструментальной). Символическое выражение эмоций вызвало положительные переживания, смех, улыбки, попытки помощи в демонстрации чувств. После психологических игр и упражнений подростки стали более общительны, легко вступали в контакт.
Четвертый этап
Цель: формирование позитивных навыков общения, конструктивных элементов поведения.
«Сарафанное радио», «Поменяйтесь местами те, кто…», «Реконструкция позитивного образа», «Работа с картинками».
Анализ проведенных игр и упражнений:
В процессе проведения данных игр и упражнений подростки проявили позитивные эмоции и чувства. Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…» вызвало смех, данное упражнение стимулирует двигательную активность, в ходе выполнения подростки проявляли осторожность, аккуратность, извинялись с случаях нарушений правил. В ходе выполнения игр отсутствовала вербальная агрессия.
Пятый этап
Цель: формирование позитивных эмоций и позитивной самооценки
«Голова-мяч», «Я радостный, когда…», «Копилка хороших поступков», «Мне в тебе нравится…», «Хвасталки».
Анализ проведенных игр и упражнений:
Проведенные игры стимулировали формирование позитивных эмоций и позитивной самооценки у подростков. Данные игры вызвали положительные эмоции (радость, смех, улыбки), но в то же время наблюдалось чувство стеснения. Очень понравилось упражнение «Мне в тебе нравится…», направленное на выражение комплиментов друг другу. Упражнение «Хвасталки», вызвало затруднения, причиной которого было стеснение.
Таким образом, на этапе формирующего эксперимента нами было проведено 19 игр и упражнений психологического характера, направленных поэтапно на снижение агрессивного поведения подростков, воспитывающихся в условиях детского дома (с учетом вышенназваной замены).
Проведенные мероприятия на снижение агрессивного поведения у подростков позволили перейти к следующему этапу нашего исследования – контрольному и установить эффективность игр.
2.3. Определение уровня агрессивного поведения у детей подросткового возраста (контрольный этап эксперимента)
На контрольном этапе психолого-педагогического эксперимента перед нами стояла цель: определить эффективность проведенного формирующего эксперимента, направленного на снижение агрессивного поведения у детей подросткового возраста.
Используемые нами методы исследования остались прежними, что, на наш взгляд, дает возможность наиболее объективно оценить полученные результаты. Экспериментальная работа проводилась с детьми экспериментальной группы, (состав групп был прежним, количество детей – 16 человек).
В ходе контрольного этапа эмпирического исследования проблемы снижения агрессивного поведения подростков, воспитывающихся в условиях детского дома, посредством психологических игр и упражнений нами использовались методы: наблюдение, «Агрессия» (Модификация теста Розенцвейга), проективная методика «Кактус» (автор М. Панфилова).
Качественные и количественные показатели уровней агрессивности остались прежними. Полученные данные позволили определить уровни агрессивного поведения подростков.
Наблюдение
Цель: определение уровней агрессивности у детей подросткового возраста.
Организация и проведение исследования
Наблюдение проводилось в естественных условиях в течение 3 дней и носило невключенный характер. Полученные в ходе наблюдения данные заносились в протоколы.
Анализ полученных результатов
Результаты исследования были занесены в протокол, где отражались индивидуальные показатели уровня агрессивности у детей подросткового возраста.
Данные представлены в протоколе исследования (см. приложение № 7).
Таблица 5
Уровни агрессивного поведения подростков по данным наблюдения (контрольный эксперимент)
Уровни | Количество детей | Процентный показатель |
Высокий | 2 | 13% |
Средний | 9 | 56% |
Низкий | 5 | 31% |
В процентном соотношении в экспериментальной группе уровни распределились следующим образом:
ВУ – 2 человека- 13%
СУ - 9 человек- 56%
НУ - 5 человек- 31%
Методика «Агрессивность», модификация теста Розенцвейга.
Цель: выявление агрессивности у детей подросткового возраста.
Организация и проведение исследования
Методика проводилась в естественных условиях в течение двух дней. Экспериментатор был хорошо знаком детям, что не нарушало обычного течения жизни и деятельности детей. Полученные в ходе исследования результаты занесены в протокол (см. Приложение №8).
Анализ полученных результатов
При анализе данных использовались два вида реакций: агрессивные реакции и неагрессивные.
Полученные данные оценивались в баллах:
ВУ – выше 13 баллов;
СУ – 9-13 баллов;
НУ – ниже 9 баллов.
Проведя методику, мы проанализировали полученные результаты, определили уровень агрессивности у подростков экспериментальной группы. Методика показала, что в группах преобладает средний уровень. Результаты занесены в таблицу 6.
Таблица 6
Уровни агрессивного поведения подростков
(контрольный эксперимент)
Уровни | Количество детей | Процентный показатель |
Высокий | 8 | 50% |
Средний | 6 | 37% |
Низкий | 2 | 13% |
В процентном соотношении в группе уровни распределились следующим образом:
ВУ –8 человек- 50%
СУ – 6 человека-37%
НУ – 2 человека-13%
Методика «Кактус»(автор М. Панфилова).
Цель: определение наличия направленности агрессии и ее интенсивности.
Организация и проведение исследования
Нами были использованы экспериментальные материалы: на каждого подростка лист бумаги, цветные карандаши.
Инструкция: «На листе бумаге нарисуй кактус – такой, какой себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.
Анализ полученных результатов
При обработке результатов учитываются характеристики всех графических методик: пространственное расположение и размер рисунка, характеристика линий, нажим карандаша. Кроме того, учитываются показатели, специфические именно для данной методики: характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный и пр.) (см Приложение №9).
В процентном соотношении:
ВУ-12 человек 75%
НУ-4 человека 25%
По результатам данной методики была выявлена также направленность агрессии: агрессия на руководящего взрослого- 6 человек (38%); агрессия на себя- 2 человека (13%); агрессия на сверстников -4 человек (25%);
Таким образом, использовав диагностические методики и наблюдение за подростками в повседневной жизни и на тематических занятиях, мы установили уровни агрессивного поведения подростков экспериментальной группы. По данным диагностических методик, подростки имеют высокий уровень агрессивного поведения (см Приложение №10).
Результаты занесены в таблицу 7.
Таблица 7
Уровни агрессивного поведения подростков
(контрольный эксперимент)
Уровни | Количество детей | Процентный показатель |
Высокий | 9 | 56% |
Средний | 3 | 19% |
Низкий | 4 | 25% |
В процентном соотношении в экспериментальной группе уровни распределились следующим образом:
ВУ - 9 человек- 56%
СУ - 3 человека- 19%
НУ- 4 человека -25%.
Мы пришли к выводу, что у детей экспериментальной группы произошли изменения в снижении агрессивного поведения: стало меньше количество детей с высоким уровнем - 9 человек (56% при 62% на констатирующем этапе), увеличилось количество детей с низким уровнем агрессивного поведение -4 человека (25% вместо 19% на констатирующем).
Данные представлены в рисунке 2
Рис. 2
Показатель агрессивного поведения подростков
(контрольный этап)
У детей экспериментальной группы снизилась агрессия по направлениям: агрессия на руководящего взрослого составила 38% (при 47% на констатирующем этапе); агрессия на сверстников - 25% (при 47% на констатирующем этапе).
Проведенная нами работа показала, что психологические игры и упражнения могут служить эффективным средством снижения агрессивного поведения у детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома.
Гипотеза, поставленная нами в начале исследования, подтвердилась частично - работа над снижением агрессивного поведения у детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома, будет более эффективной при использовании психологических игр и упражнений. Но психологические игры и упражнения, направленные на обучение подростков приемлемым способам выражения гнева, стимулируют чрезмерное проявление агрессии: Подростки в процессе выполнения игр и упражнений вели себя непредсказуемо, становились неуправляемыми. Присутствовала вербальная, физическая агрессия.
В ходе работы нам пришлось заменить игры и упражнения первого этапа, направленные на обучение подростков приемлемым способам выражения гнева, на игры и упражнения, формирующие саморегуляцию.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов (Рис.№3).
Рис.№3
Констатирующий этап Контрольный этап
Выводы к главе 2
Эмпирическое исследование по изучению агрессивного поведения подростков проводилось на базе Детского дома № 5 КАО г. Омска, в семье №.6 Количество испытуемых - 16 человек.
В ходе констатирующего и контрольного этапов эмпирического исследования нами использовались наблюдение, методика «Агрессивность», модификация теста Розенцвейга, проективная методика «Кактус» (автор М.Панфилова).
Результаты констатирующего этапа исследования свидетельствовали о высоком уровне агрессивного поведения в экспериментальной группе.
На этапе формирующего эксперимента мы работали прежде всего над снижением агрессивного поведения, используя для этого психологические игры и упражнения.
Проведенная нами работа показала, что психологические игры и упражнения подростков могут служить эффективным средством снижения агрессивного поведения, и доказала оправданность использования определенной последовательности этапов в игровой деятельности.
В ходе контрольного эксперимента мы изучали уровень агрессивного поведения подростков после проведенного формирующего этапа исследования. На данном этапе исследования у детей экспериментальной группы произошли изменения в уровне развития агрессивного поведения – снизилось количество подростков с высоким уровнем, увеличилось количество детей со средним и низким уровнем агрессивного поведения.
Следовательно, гипотеза, поставленная нами в начале исследования, подтвердилась: работа над снижением агрессивного поведения у детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома, будет более эффективной при использовании психологических игр и упражнений.
Гипотеза, поставленная нами в начале исследования, подтвердилась частично - работа над снижением агрессивного поведения у детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома, будет более эффективной при использовании психологических игр и упражнений. Но психологические игры и упражнения, направленные на обучение подростков приемлемым способам выражения гнева, стимулируют чрезмерное проявление агрессии: Подростки в процессе выполнения игр и упражнений вели себя непредсказуемо, становились неуправляемыми. Присутствовала вербальная, физическая агрессия.
В ходе работы нам пришлось заменить игры и упражнения первого этапа, направленные на обучение подростков приемлемым способам выражения гнева, на игры и упражнения, формирующие саморегуляцию.
Заключение
Целью нашего исследования было обосновать и экспериментально доказать влияние психологических игр и упражнений на снижение агрессивного поведения у детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома.
Нами была изучена и проанализирована психологическая литература по данной проблеме. Ее анализ позволил выделить следующие основополагающие аспекты проблемы.
Агрессия - общее название для всех деструктивных, разрушающих действий, направленных на причинение вреда. В психолого-педагогической литературе указывается множество определений агрессии, но, по - мнению современных исследователей, ни одно не является исчерпывающим и общеупотребительным. Наиболее известные теоретические положения: теория влечения, фрустрационная теория, теория социального научения. Рассмотрели структуру агрессивного проявления, а также формы агрессивных реакций, встречающихся в различных источниках. В развитии детской агрессивности проявляется тот же закон, что и в развитии всех других форм отклоняющегося поведения: от внешнего к внутреннему, а затем от внутреннего к внешнему. Сначала изменения во внешнем поведении приводят к внутренним переменам и закрепляют их, а потом уже внутренние установки начинают определять поведение. У детей из детского дома «внешнеобвиняющих» реакций в три раза больше, чем «самообвиняющих», что свидетельствует о повышенной агрессивности воспитанников. Пришли к выводу о необходимости перевода неконструктивной агрессии в конструктивную. Рассмотрели классификации агрессивного поведения детей подросткового возраста зарубежных и отечественных исследователей.
Для эмпирического исследования мы поставили следующие задачи: 1.эмпирическим путем выявить уровни агрессивности у детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома;
2.подобрать и апробировать психологические игры и упражнения для снижения агрессивного поведения у детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома;
3.эмпирическим путем проанализировать эффективность проделанной работы.
Исследовательская работа проходила в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
Результаты констатирующего этапа исследования свидетельствовали, что подростки экспериментальной группы имели высокий уровень агрессивности. Все вышесказанное позволило нам определить дальнейший ход исследования, подобрать и апробировать психологические игры и упражнения на снижение агрессивного поведения у детей подросткового возраста.
На этапе формирующего эксперимента подобранные нами игры и упражнения были направлены на снижение агрессивного поведения у детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома.
Каждый этап содержал блок игр и упражнений. На каждом этапе мы ставили определенные задачи.
После проведенного исследования мы установили изменения, происшедшие с детьми подросткового возраста. Результаты контрольного эксперимента распределились следующим образом:
- по данным наблюдения, в экспериментальной группе после проведенной работы преобладает средний уровень агрессивного поведения подростков (9 человек – 56 %);
- по данным модифицированного теста Розенцвейга, у детей преобладает высокий уровень агрессивности (8 человек – 50%).
- по данным проективной методики «Кактус» (автор М. Панфилова), у подростков преобладает высокий уровень агрессии (12 человек-75%). Направленность агрессии: агрессия на руководящего взрослого- 6 человек (38%),
агрессия на себя- 2 человека (13%), агрессия на сверстников -4 человека (25%).
Проведя анализ полученных результатов, мы пришли к выводу, что у детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома, произошли незначительные изменения: снизилось количество детей с высоким уровнем агрессивного поведения, увеличилось количество детей со средним и низким уровнем агрессивного поведения.
Таким образом, проведенная нами работа показала, что психологические игры и упражнения могут служить эффективным средством снижения агрессивного поведения детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома, и доказала оправданность определенной последовательности этапов использования психологических игр и упражнений для снижения агрессивного поведения.
Следовательно, гипотеза, поставленная нами в начале исследования, подтвердилась: работа над снижением агрессивного поведения у детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома, будет более эффективной при использовании психологических игр и упражнений.
Гипотеза, поставленная нами в начале исследования, подтвердилась частично - работа над снижением агрессивного поведения у детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома, будет более эффективной при использовании психологических игр и упражнений. Но психологические игры и упражнения, направленные на обучение подростков приемлемым способам выражения гнева, стимулируют чрезмерное проявление агрессии: Подростки в процессе выполнения игр и упражнений вели себя непредсказуемо, становились неуправляемыми. Присутствовала вербальная, физическая агрессия.
В ходе работы нам пришлось заменить игры и упражнения первого этапа, направленные на обучение подростков приемлемым способам выражения гнева, на игры и упражнения, формирующие саморегуляцию.
Список литературы
1. Агрессия у детей и подростков /под. ред. Платоновой; -М.,2004.-56с.
2. Андриенко В.К. Система перевоспитания подростков в условиях специальной школы /В.К. Андриенко; - М., 1990.-365с.
3. Беличева С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева; -М.,1993.-374с
4. Бишеп Сью. Тренинг агрессивности / Бишеп Сью; - СПб.,2001.-284с.
5. Дубровина И.В. Психическое развитие в детском доме / И.В. Дубровина; - М., 1990. - 456с.
6. Иванов И.П. Энциклопедия КТД / И.П. Иванов; - М., 1989. - 278с.
7. Иванова Л.Ю. Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям / Л.Ю. Иванова //сб. Проблемы личности, профилактика отклонений в её развитии, Москва & Архангельск. 1993.-№2.-с35-37.
8. Климов Е.А. Общая психология / Е.А. Климов; - М., 1999.- 266с.
9. Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон; - М., 1989.-340с.
10. Лоренц К. Агрессия /К. Лоренц; - М., 2001.-260с.
11. Лютова Е.К.Шпаргалка для взрослых / Е.А. Лютова; - СПб.,2000.-220с.
12. Маленков А.А. Агрессия: понятие, подходы, диагностика / А.А. Маленков; - Омск., 2001.-175с.
13. Немов Р.С. Психология / Р.С. Немов; - М., 1998.- 507с.
14. Немов Р.С. Психология / Р.С. Немов; -М., 1995.-512с.
15. Паренс Г. Агрессия наших детей / Г. Паренс;- М., 1997.-387с.
16. Першина Л.А. Общая психология / Л.А. Першина; - М., 1994. – 436с.
17. Подласый. Курс лекций по коррекционной педагогике / Подласый; -М., 2000.-388с.
18. Практикум по общей психологии / под ред. А.И. Щербакова; - М., 1990.- 157с.
19. Прихожан А.М. Психология сиротства / А.М. Прихожан; 2-е издание. - М.,2005 -375.
20. Прихожан А.М. Дети без семьи / А.М. Прихожан; - М., 1990. – 243с.
21. Психологический словарь / под ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1990.- 478с.
22. Психология развития личности / под. ред. А.В.Петровского; - М., 1987.-220с.
23. Рогов Е.И. Общая психология / Е.И. Рогов; - М., 1995. – 589с.
24. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн; - М.,1946.- 457с.
25. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия их коррекции / Л.М.Семенюк; - М., 1996.-372с.
26. Смирнов М.Ю. Психологический практикум / М.Ю. Смирнов; - Омск, 2004. – 673с.
27. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей / Т.П. Смирнова; - М., 2004.-160с.
28. Степанов В.Г. Психология трудного школьника / В.Г. Степанов; - М., 1999.-387с.
29. Столяренко Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко; - М., 2006. – 467с.
30. Фридман Л.М. Психология детей и подростков / Л.М. Фридман; - М., 1985.-412с.
31. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин; -М., 1999.-360с
Приложение
¨ Приложение№1. Список детей экспериментальной группы
¨ Приложение №2 Протокол наблюдения за проявлением агрессивного поведения у детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома (Констатирующий этап).
¨ Приложение №3 Протокол данных экспериментальной группы по модификации теста Розенцвейга (Констатирующий этап).
¨ Приложение №4 Протокол данных экспериментальной группы по проективной методике «Кактус» (автор М.Панфилова) (Констатирующий этап).
¨ Приложение №5 Протокол обследования детей подросткового возраста по результатам констатирующего этапа
¨ Приложение №6 Психологические игры и упражнения для снижения агрессивного поведения детей подросткового возраста.
¨ Приложение №7 Протокол наблюдения за проявлением агрессивного поведения у детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома (Контрольный этап).
¨ Приложение №8 Протокол данных экспериментальной группы по модификации теста Розенцвейга (Контрольный этап).
¨ Приложение №9 Протокол данных экспериментальной группы по проективной методике «Кактус» (автор М.Панфилова) (Констатирующий этап).
¨ Приложение №10 Протокол обследования детей подросткового возраста по результатам контрольного этапа.
¨ Приложение №11 Проективная методика «Кактус».
¨ Приложение №12 Модификация теста Розенцвейга.