Основанием для объединения лексических единиц в единое поле
может быть любая сема. В нашем случае такую интегрирующую роль играет сема «запах».
В центре поля – запах и его синонимы (антонимы), встречающиеся в сборнике:
запах нафталина,
запах девичьих волос,
запах внутри картуза,
запах твоей головы,
запах одеколона,
запах дымка,
запах ухи,
запах лип,
запах дыма и кушаний,
запах каменного угля,
запах папирос,
крестьянский запах,
запах газа, кофе и пива,
запах гниющей воды,
запах мокрых тополей,
запах горячей хвои,
запах зимнего воздуха,
пряный запах,
благоухание виноградной лозы,
горячая вонь.
В приядерной части поля находятся:
Глаголы восприятия запаха:
обонять;
Прилагательные, издающие запах:
пахучий, душистый;
Причастия, издающие запах:
пахнущий;
Глаголы проявления запаха:
пахнуть, зап а хнуть, вонять, издавать;
Прилагательные, характеризующие запах:
сладкий, горячий, сырой, новый, деревенский, свежий, гадкий, терпкий, новый, деревенский, крестьянский, теплый, девичий, острый, весенний, лесной, пряный, винный, первобытный, приторный;
К периферии относятся:
Существительные-источники запаха, вызывающие ассоциации с запахом:
чад, гарь, одеколон, щи, мыло, воздух, сырость, уголь, дым, солома, дымок, папироса, сигара, кушанье, розы, зима, весна, осень, кофе, тополь, хвоя, лук, цветы, смола, земляника, уха, керосин, конопля, газ, пиво, ветер, свежесть, липа;
Запах чего-либо:
запах свежести,
запах волос,
запах головы,
запах воды,
запах тополей,
запах воздуха;
Итак, сделаем обобщение:
· Комплексное поле запаха в сборнике – это группа слов, относящаяся к разным частям речи – насчитывает 73 единицы.
· Запах- 3 единицы
· Кодировка запах чего-либо насчитывает 6 единиц
· В поле входят глаголы восприятия запаха – 1 единица
· Составляющими поля выступают существительные-источники запахов, существительные, связанные с запахом – 34 единицы
· Прилагательные, характеризующие запахи – 21 единица
· Прилагательные и причастия, издающие запах – 3 единицы
· Глаголы проявления запаха – 5 единиц
7. Заключение.
Концепт является базовым понятием, ключевым термином, который часто и успешно используется в лингвокультурологии и в когнитивной лингвистике. Концепт включает в себя понятие, но не исчерпывается только им, а охватывает все содержание слова: и денотативное, и коннотативное, отражающее представления данной культуры о явлении, стоящем за словом во всем многообразии его ассоциативных связей. Он вбирает в себя значения многих лексических единиц. В концептах аккумулируется культурный уровень каждой языковой личности, а сам концепт реализуется не только в слове, но и в словосочетании, высказывании, дискурсе, тексте.
В концепте отражено то, каким образом общество освоило окружающую действительность. Какое наполнение внесло в лексическую единицу, а соответствии с культурой определенного национально-культурного сообщества.
Обобщая изложенное в работе, можно сделать следующие выводы:
1. В ходе выполнения работы была изучена теоретическая литература по проблеме исследования.
2. Опираясь на работы отечественных и зарубежных лингвистов, было изучено содержание понятия «концепт», «языковая картина мира».
3. Было произведено лексикографическое исследование концепта «запах».
4. Были изучены особенности лексических средств выражения данного концепта в индивидуально-авторской картине И.А.Бунина.
5. Была составлена авторская картотека.
В ходе исследования были проведены теоретические и практические исследования. Результаты данных исследований изложены в работе. Они позволяют сделать следующие обобщения:
· Было составлено семантическое поле запаха на основе картотеки, составленной методом сплошной выборки фраз из источника.
· При выделении ядра основным критерием послужила общее значение – запах
· Между ядром и периферией нет четкой границы
· Поле запаха состоит из единиц разных частей речи, объединенных общим признаком
Список литературы.
1. Реформатский 2006 – Реформатский,А.А. Введение в языковедение: Учебник для вузов/А.А.Реформатский; Под ред. В.А.Виноградова. – 5-е изд., испр. – М., Аспект Пресс, 2006.
2. Маслова 2001 – Маслова, В.А. Лингвокультурология: Учеб.пособие для студ. высш.учеб. заведений./В.А.Маслова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
3. Маслова В.А - Введение в когнитивную лингвистику.Учебное пособие, М.: Флинта, 2007
4. Маслова 2004 – Маслова, В.А. Когнитивная лингвистика: Учеб. пособие для студ.высш..учеб.заведений./В.А.Маслова - М.: Издательский центр «Академия», 2004.
5. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. М., 1974
6. Щур Г.С. Теория поля в лингвистике. М., 1974
7. И.А.Бунин – Темные аллеи, М.: Просвещение, 1985
8. http://www.gramota.ru/slovari/
9. http://ru.wikipedia.org
10. http://slovari.yandex.ru/






