Семантическое поле запаха на материале источника

Основанием для объединения лексических единиц в единое поле

может быть любая сема. В нашем случае такую интегрирующую роль играет сема «запах».

В центре поля – запах и его синонимы (антонимы), встречающиеся в сборнике:

запах нафталина,

запах девичьих волос,

запах внутри картуза,

запах твоей головы,

запах одеколона, 

запах дымка,

запах ухи,

запах лип,

запах дыма и кушаний,

запах каменного угля,

запах папирос,

крестьянский запах,

запах газа, кофе и пива,

запах гниющей воды,

запах мокрых тополей,

запах горячей хвои,

запах зимнего воздуха,

пряный запах,

благоухание виноградной лозы,

горячая вонь.

В приядерной части поля находятся:

Глаголы восприятия запаха:

обонять;

Прилагательные, издающие запах:

пахучий, душистый;

Причастия, издающие запах:

пахнущий;

Глаголы проявления запаха:

пахнуть, зап а хнуть, вонять, издавать;

Прилагательные, характеризующие запах:

сладкий, горячий, сырой, новый, деревенский, свежий, гадкий, терпкий, новый, деревенский, крестьянский, теплый, девичий, острый, весенний, лесной, пряный, винный, первобытный, приторный;

К периферии относятся:

Существительные-источники запаха, вызывающие ассоциации с запахом:

чад, гарь, одеколон, щи, мыло, воздух, сырость, уголь, дым, солома, дымок, папироса, сигара, кушанье, розы, зима, весна, осень, кофе, тополь, хвоя, лук, цветы, смола, земляника, уха, керосин, конопля, газ, пиво, ветер, свежесть, липа;

Запах чего-либо:

запах свежести,

запах волос,

запах головы,

запах воды,

запах тополей,

запах воздуха;

 

Итак, сделаем обобщение:

· Комплексное поле запаха в сборнике – это группа слов, относящаяся к разным частям речи – насчитывает 73 единицы.

· Запах- 3 единицы

· Кодировка запах чего-либо насчитывает 6 единиц

· В поле входят глаголы восприятия запаха – 1 единица

· Составляющими поля выступают существительные-источники запахов, существительные, связанные с запахом – 34 единицы

· Прилагательные, характеризующие запахи – 21 единица

· Прилагательные и причастия, издающие запах – 3 единицы

· Глаголы проявления запаха – 5 единиц

 

                                             


7. Заключение.

 

 

   Концепт является базовым понятием, ключевым термином, который часто и успешно используется в лингвокультурологии и в когнитивной лингвистике. Концепт включает в себя понятие, но не исчерпывается только им, а охватывает все содержание слова: и денотативное, и коннотативное, отражающее представления данной культуры о явлении, стоящем за словом во всем многообразии его ассоциативных связей. Он вбирает в себя значения многих лексических единиц. В концептах аккумулируется культурный уровень каждой языковой личности, а сам концепт реализуется не только в слове, но и в словосочетании, высказывании, дискурсе, тексте.

   В концепте отражено то, каким образом общество освоило окружающую действительность. Какое наполнение внесло в лексическую единицу, а соответствии с культурой определенного национально-культурного сообщества.

 

Обобщая изложенное в работе, можно сделать следующие выводы:

1. В ходе выполнения работы была изучена теоретическая литература по проблеме исследования.

2. Опираясь на работы отечественных и зарубежных лингвистов, было изучено содержание понятия «концепт», «языковая картина мира».

3. Было произведено лексикографическое исследование концепта «запах».

4. Были изучены особенности лексических средств выражения данного концепта в индивидуально-авторской картине И.А.Бунина.

5. Была составлена авторская картотека.

В ходе исследования были проведены теоретические и практические исследования. Результаты данных исследований изложены в работе. Они позволяют сделать следующие обобщения:

· Было составлено семантическое поле запаха на основе картотеки, составленной методом сплошной выборки фраз из источника.

· При выделении ядра основным критерием послужила общее значение – запах

· Между ядром и периферией нет четкой границы

· Поле запаха состоит из единиц разных частей речи, объединенных общим признаком

 

 


Список литературы.

1. Реформатский 2006 – Реформатский,А.А. Введение в языковедение: Учебник для вузов/А.А.Реформатский; Под ред. В.А.Виноградова. – 5-е изд., испр. – М., Аспект Пресс, 2006.

2. Маслова 2001 – Маслова, В.А. Лингвокультурология: Учеб.пособие для студ. высш.учеб. заведений./В.А.Маслова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

3. Маслова В.А - Введение в когнитивную лингвистику.Учебное пособие, М.: Флинта, 2007

4. Маслова 2004 – Маслова, В.А. Когнитивная лингвистика: Учеб. пособие для студ.высш..учеб.заведений./В.А.Маслова - М.: Издательский центр «Академия», 2004.

5. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. М., 1974

6. Щур Г.С. Теория поля в лингвистике. М., 1974

7. И.А.Бунин – Темные аллеи, М.: Просвещение, 1985

8. http://www.gramota.ru/slovari/

9. http://ru.wikipedia.org

10. http://slovari.yandex.ru/

 

 




double arrow
Сейчас читают про: