Для более точного представления о государственном доле РФ проведем анализ динамики и структуры внутреннего долга

Рынок внутреннего долга не может считаться уникальным явлением в мировой практике – почти все страны мира, где финансовая сфера присутствует в более или менее оформленном виде и имеются хотя бы приблизительные очертания финансовых рынков, выпускают государственные ценные бумаги. Учреждение российского рынка внутреннего долга было призвано ликвидировать практику прямого (эмиссионного) кредитования Центробанком РФ Министерства финансов РФ. Одновременно решалась задача создания значительного по размерам рынка государственных ценных бумаг, который характеризовался бы высокой ликвидностью и низкими рисками федеральных облигаций. Развитие российского рынка внутреннего долга было непосредственно связано с эволюцией национальной финансовой сферы, действиями денежных властей, как в области осуществления макроэкономической политики, так и в проведении чисто рыночных преобразований. В результате структура совокупного денежного предложения стала менее ликвидной, снизились темпы инфляции, прочие сегменты национального рынка интенсивно развивались.

Структура современного внутреннего долга РФ состоит из государственных бескупонных краткосрочных облигаций (ГКО) и облигаций федерального займа с переменным купоном (ОФЗ-ПК), с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД), с фиксированным купоном (ОФЗ-ФК) и с амортизацией долга (ОФЗ-АД).

Государственные бескупонные краткосрочные облигации (ГКО) эмитируются с мая 1993 г. по поручению Правительства Министерством финансов. Гарантом функционирования ГКО выступает Центральный банк России, который обеспечивает размещение, сбережение и погашение облигаций. Покупателями их могут выступать не только юридические, но и физические лица. Эмиссия ГКО осуществляется в форме отдельных выпусков на срок 3, 6, 9 и 12 месяцев. Облигации существуют только в виде записи на счетах.

До августа 1998 г. государство ни разу не нарушило сроков погашения по ГКО и обязательств по выплате процентов. После внутреннего дефолта, фактически объявленного правительством России 17 августа 1998 г. по своим обязательствам, расчеты с держателями ГКО были приостановлены.

Впоследствии была проведена реструктуризация этой задолженности путем проведения новации. Работы по реструктуризации ГКО регулировались Распоряжениями Правительства РФ от 12.12.98 № 1787-р «О новации по государственным ценным бумагам». [14]

Облигации федерального займа (ОФЗ) – среднесрочные купонные облигации. ОФЗ с переменным купоном были выпущены в обращение 14 июня 1996 г. в соответствии с Генеральными условиями выпуска и обращения облигаций федерального займа, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. № 458. Эмитентом их является Минфин России. Эмиссия ОФЗ с переменным купоном осуществляется в форме отдельных выпусков, условия каждого выпуска утверждаются Минфином РФ отдельно.

Срок обращения ОФЗ устанавливался от 1 до 5 лет. Размещались эти бумаги в 1995-1998 гг. через аукционы, вторичные торги велись на бирже. Доход по ОФЗ зависел от доходности по ГКО и устанавливался в виде процента от номинала. Накопленный купонный доход рассчитывался пропорционально числу дней от даты предшествующей выплаты до даты продажи ОФЗ.

В 1999 г. Минфин РФ начал выпуск облигаций федерального займа с фиксированным купонным доходом в процентах от номинала. Номинал облигации – 1000 руб. 

В 2002 году Минфин разместил ОФЗ с амортизацией долга (ОФЗ-АД) на 6,67 млрд. руб. по номиналу со сроком обращения 9,5 лет по доходности 12,94% годовых. ОФЗ-АД - это облигации федерального займа с амортизацией долга, погашение основной суммы по которым происходит не единовременно, а частями. При этом по этим облигациям, как и по обычным ОФЗ, в период их обращения производятся регулярные выплаты накопленного купонного дохода (погашение купонов). Размещение на рынке бумаг со столь длительным сроком обращения по доходности менее 13% годовых является несомненным достижением Минфина. Доходность по этим бумагам станет теперь ориентиром доходности долгосрочных финансовых инструментов на российском рынке.

Основное увеличение внутреннего долга произошло в период 1993-1998гг., когда бурно рос рынок государственных ценных бумаг, выпускаемых для покрытия дефицита бюджета. Тогда же задолженность различных кредиторов перед Банком России (в том числе возникших до распада СССР) принималась на государственный внутренний долг. Последовавшее за кризисом 1998 г. некоторое снижение в росте государственных заимствований сменилось их активным ростом начиная с 2003 г. Внутренний долг за последние 7 лет увеличился на 74,3% или на 421,3 млрд. руб. и к 2008 году достиг почти 47% в общей структуре долга, что соответствует планам правительства в долгосрочной перспективе. (Рис. 6)

Рис. 6. Государственный внутренний долг, выраженный в государственных ценных бумагах, млрд. руб.

*Составлено автором по данным Министерства финансов

В настоящее время государственный долг, выраженный в государственных ценных бумагах составляет 1740,28 млрд. рублей (по данным Министерства финансов на 1 ноября 2009 г.). Современный финансовый кризис ускорил рост внутреннего долга России, его динамика и структура за 2009 год имеют следующий вид (Таблица 3, рис. 7): [9]

Таблица 3

Государственный внутренний долг РФ, выраженный в государственных ценных бумагах (ОФЗ-ГСО), млрд. рублей

Вид долгового обязательства ОФЗ-ПД ОФЗ-ПК ОФЗ-АД ГСО-ППС ГСО-ФПС Итого внутренний долг
01.01.2009 328,170 33,828 882,026 45,415 132,000 1421,439
01.02.2009 329,999 33,828 882,026 45,415 132,000 1423,268
01.03.2009 329,999 33,828 882,026 35,415 132,000 1413,268
01.04.2009 329,999 17,828 882,026 35,415 132,000 1397,268
01.05.2009 291,923 17,828 882,026 45,415 132,000 1369,192
01.06.2009 304,170 9,028 882,026 45,415 132,000 1372,639
01.07.2009 333,027 0,000 882,026 105,415 132,000 1452,468
01.08.2009 381,140 0,000 863,377 135,415 132,000 1511,932
01.09.2009 432,492 0,000 863,377 135,415 132,000 1563,284
01.10.2009 545,375 0,000 863,377 135,415 132,000 1676,167
01.11.2009 609,488 0,000 863,377 135,415 132,000 1740,280

*Составлено автором по данным Министерства финансов

 

Рис. 7. Структура государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, на 1 ноября 2009 г.

*Составлено автором по данным Министерства финансов

В структуре погашения долга относительно ровная кривая складывается после 2022 года. (Рис. 8) Часть, относящаяся к 2020-2030 гг., - это портфель Централь­ного банка, который переоформили в ОФЗ. Минфин практически не допускаем платежных пиков и считает, что до 2010 г. объем погашения не превысит 100-110 млрд. руб. В условиях такого исполнения бюджета годовое погашение значительно меньше месячного поступления дохода в федеральный бюджет. Это позволяет говорить о почти полном отсутствии кредитных рисков.

Рис. 8. Структура государственного долга РФ по срокам погашения, млрд. руб.

*Составлено автором по данным Министерства финансов

На рынке государственных ценных бумаг за последние годы произошли позитивные изменения: проведена новация по государственным ценным бумагам, восстановлено доверие участников рынка, отлажена инфраструктура и нормативное регулирование рынка государственных ценных бумаг. Благодаря эффективной долговой и макроэкономической политике удалось полностью восстановить доверие инвесторов к рынку внутренних заимствований, что привело к значительному увеличению ликвидности рынка и объемов размещаемых на нем финансовых инструментов. Значительно улучшились и качественные характеристики рынка, а именно снижен уровень доходности по государственным облигациям, стратегия формирования портфеля государственных внутренних обязательств, основанная на предложении разнообразных финансовых инструментов, была положительно воспринята инвесторами, а также значительно увеличились ликвидность рынка и ежедневный оборот по государственным облигациям, при этом наиболее значительный оборот на рынке приходится на "длинные" инструменты.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что внешний и внутренний государственный долг являются неотъемлемой частью финансовой системы государства, так как потребности государства в денежных средствах зачастую превышают возможности его бюджета. К тому же, государственные займы помогают не увеличивать налоговое бремя в периоды значительного роста бюджетных расходов.

В последние годы объем внешнего долга РФ уменьшался за счет профицита бюджета, а также за счет возрастающего объема внутреннего долга. Особенно его увеличение становится заметно в 2009 году, то есть в период кризиса. Но с другой стороны, на рынке государственных ценных бумаг происходят положительные изменения, а в графике выплат долга практически отсутствуют пики, что позволяет снизить нагрузку на федеральный бюджет и минимизировать кредитные риски.


ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕГО И ВНУТРЕННЕГО ДОЛГА



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: