Развитие теории прав человека: общее и особенное

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА, ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ.

§1. Этапы развития теории прав человека. Общее и особенное.

Вывод §1 Главы I

§2. Востребованность правового оформления прав ребенка.

Вывод §2 Главы I

Вывод Главы I.

ГЛАВА II. ПРОЦЕСС СТАНДАРТИЗАЦИИ ПРАВ РЕБЕНКА В МЕЖДУНАРОДНОМ И РОССИЙСКОМ ПРАВЕ.

§1. Формирование конвенционных и декларативных норм прав ребенка.

Вывод §1 Главы II

§2.Процесс закрепления в российском законодательстве международно-правовых стандартов о правах ребенка.

Вывод §2 Главы II

Вывод Главы II.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ



Введение

В настоящий момент проблемы прав и свобод человека занимает одно из ведущих мест в международных отношениях. Во многих международных договорах государства признают, что уважение прав и свобод человека является главным фактором мира, справедливости и благополучия, необходимых для обеспечения развития международного права и сотрудничества между всеми государствами. Все права человека универсальны, неделимы. Международное сообщество должно относиться к правам человека глобально, на равной основе, с одинаковым вниманием. Права ребёнка являются частью всеобщих прав человека. Несмотря на то, что ребёнок обладает такими же правами, что и взрослый, вследствие своего неполного физического и умственного развития он должен быть также обеспечен особыми правами.

  Вопросы о правах детей являются ключевой категорией, определяющей положение ребенка во всём мире. До недавнего времени проблема защиты прав и интересов детей не рассматривалась на международном уровне, а соответствующие вопросы решались в семье, на местном и национальном уровнях. Защита прав  ребёнка в значительной степени обусловлена тем, насколько общество осведомлено о правах детей и о механизмах их реализации и защиты.

Вопросы о правах ребенка являются актуальными. В настоящее время положение детей осложнилось: незаконная торговля, контрабандный провоз, похищение, сексуальная эксплуатация, коммерческое использование здоровья детей стали повседневной реальностью во всем мире.  Миллионы детей заняты трудом, который препятствует их развитию и образованию, а также лишает их средств существования в будущем. Многие из них вовлечены в наихудшие формы детского труда, которые причиняют необратимый физический или психологический вред либо даже угрожают их жизни. Все это является глобальным нарушением прав ребенка.

  Будущее человечества потенциально зависит от подрастающего поколения, поэтому обеспечение прав детей и их правовая защита, безусловно, - составная часть международного права в области прав человека. Изложенные причины и актуальность вопроса определили выбор темы дипломной работы.

Объектом дипломной работы являются международные отношения, права и обязанности государств в области международной защиты прав и интересов детей.

Предметом исследования являются нормы международного права, касающиеся защиты прав детей.

Цель: исследование данных международных стандартов в области прав ребенка процесс их создания, реализации, их правовое положение и роль в мировом сообществе. Исследование норм российского законодательства в области прав ребенка, созданных на основе международно-правовых стандартов.

Задача: рассмотрение основных положений международного права, этапы его развития, становление международно-правовых документов о правах ребенка и их влияние на российское законодательство.

В работе идет речь о теории прав человека, ее развитии, востребованности международно-правового закрепления прав ребенка (от Всемирной Декларации о правах человека до Конвенции о правах ребенка). Углубленное рассмотрение декларативных и конвенционных норм о правах ребенка; анализ российского законодательства о правах ребенка.

 

 

Глава I. Теория прав человека и ее применение в международном праве

Развитие теории прав человека: общее и особенное

В разные исторические эпохи понятия, содержание и объем прав и свобод человека не были одинаковыми. До начала ХХ века, права человека регулировались исключительно государственным правом. Государства – участники международных отношений исходили из того, что эти вопросы относятся только к их внутренней юрисдикции.

Внутренние границы юрисдикции государств не являются неизменными, они исторически подвижны. Государства самостоятельно устанавливают пределы таких ограничений, подвергая международно-правовому регулированию те или иные вопросы внутригосударственных отношений. Старое, традиционное международное право, рассматривая взаимоотношения между государством и его гражданами как входящие в его внутреннюю юрисдикцию, делало лишь одно исключение. Считалось правомерным применением силы в «гуманных целях» вплоть до развязывания войны в одностороннем порядке для защиты жизни и имущества своих граждан, находившихся на территории другого государства.

Право на «гуманитарную» интервенцию основывалось на том, что каждое государство якобы имеет международные обязательства гарантировать основные права и свободы, где бы они не нарушались.

Исходя из того, что за абстрактным человеком независимо от принадлежности его какому-либо государству признаются определенные права и свободы, основоположник науки международного права голландский юрист Гуго Гроций в работе «О праве войны и мира», изданной в 1625 году, оправдывал так называемые справедливые войны ради защиты чужих подданных, если над ним творят «явное беззаконие».

Ученые того времени широко восприняли естественно-правовую теорию прав человека: профессор Петербургского университета Ф. Мартенес писал: «все образованные государства признают за человеком как таковым, безотносительно к его подданству или национальности, известные основные права, которые неразрывно связаны с человеческой личностью».[1] Под этими правами обычно подразумевалось право на жизнь, свободу совести и вероисповедания.

Точка зрения о законности вмешательства в дела других государств и правомерности интервенции по мотивам «гуманности» для защиты основных прав и свобод человека разделялась большинством юристов как в XVIII, так и в XIX веке.

Лишь отдельные ученые, такие как профессор А. Гефтер, утверждал, что если государство попирает права и свободы своих граждан, «то надо прекратить с ним всякие отношения», не вмешиваясь силой оружия в его внутренние дела.[2]

Разделяя точку зрения о законности интервенции, ряд ученых считали, что право на «гуманитарную» интервенцию возникает не в одностороннем порядке, а в результате решения группы государств. Ф. Лист: «Нельзя согласиться с тем, что право вмешательства существует также и в том случае, когда, по мнению отдельного государства, даже вполне основательному, вторжение представляется для охраны общих интересов человечества. Право вмешательства может быть представлено совместно несколькими государствами (коллективное вмешательство)».[3]

 Доктрина гуманитарной интервенции широко использовалась в то время в практике международных отношений. Она служила одним из многих «обоснований» для порабощения «нецивилизованных» народов. Кроме того, во имя «гуманных» целей,  под предлогом «защиты» национальных и религиозных меньшинств проходила борьба европейских государств за раздел и передел уже поделенного мира. «Право на вмешательство» закреплялось во многих международных договорах и соглашениях этого периода истории.[4]

После Первой мировой войны и образования Лиги Наций право государства на интервенцию подверглось определенным ограничениям.

Если в период, предшествующий учреждению Лиги Наций, международное право практически признавало право государства на войну, которое обосновывалось различными предлогами, то Статус Лиги Наций существенно ограничивал право государств – членов Лиги Наций прибегать к войне и предусматривал санкции в отношении ее членов, которые будут воевать в нарушение постановлений Статуса.

После Первой мировой войны союзными и объединившимися державами были заключены соглашения с восемью европейскими государствами и Турцией, в которых эти государства брали на себя обязательство представить лицам, принадлежащим к меньшинствам по расе, религии, языку те же права, что и остальным своим гражданам.

Соответствующие обязательства позднее приняты были также Албанией, Ираком, Литвой, Латвией, Эстонией и Финляндией при вступлении их в Лигу Наций путем односторонних деклараций Совету Лиги.

Главные союзные и объединившиеся государства не брали на себя никаких обязательств о предоставлении меньшинствам, проживающим на их территории тех же прав, что и всем своим гражданам. Они выступали только в роли гарантов созданной системы и не были связаны какими-либо обязательствами перед Лигой Наций. Поэтому некоторые государства – члены Лиги Наций – расценивали договоры о меньшинствах как несовместимые с суверенитетом государств и открывающие лазейки для вмешательства в их внутренние дела.

Обязательства государств по защите прав меньшинств были поставлены под гарантию Лиги Наций. Согласно п. 12 Договора с Польшей (и аналогичными статьями других соглашений) каждый «член Совета Лиги Наций имел право обращать внимание Совета на всякое нарушение какого бы то ни было из этих обязательств… Совет мог предпринимать такие меры, какие покажутся для данного случая подходящими и действенными. В случае расхождения мнений по вопросам права … расхождение это будет рассматриваться как спор, имеющий международный характер», подлежащий передаче «Постоянной палате Международного Суда. Решение Постоянной палаты не будет подлежать апелляции, и будет иметь ту же силу и значение, что и решение вынесенное в силу ст. 13 Статуса».

Согласно же ст. 13 Статуса члены Лиги имели право прибегать к войне против государств, которые не выполняли «добросовестно вынесенные решения». [5]

Государства – члены Лиги Наций не ставили перед собой задачу выработать универсальный международный документ, который содержал бы положение об уважении и соблюдении хотя бы элементарных прав и свобод человека.

В период, предшествующий созданию ООН, ограниченным числом государств были заключены первые международные соглашения, в которых в той или иной степени регулировались некоторые вопросы обеспечения прав человека. К их числу относятся договоры, конвенции, содержащие положение о борьбе с рабством и работорговлей, о пресечении торговли женщинами и детьми, о защите религиозных, этнических и языковых меньшинств, а также ряда прав человека в период вооруженных конфликтов. Целью этих соглашений являлось не создание всесторонней системы защиты прав человека, а обеспечение некоторых прав личности.

В ходе Второй мировой войны обнаружились недостатки в международном регулировании прав и свобод человека. Ее итоги показали неразрывную связь между поддержанием международного мира и безопасности, с одной стороны, и соблюдением основных прав и свобод человека – с другой.

Создание Организации Объединенных Наций  и принятие ее Устава положили начало качественно новому этапу межгосударственных отношений в этой области. Устав ООН явился первым в истории международных отношений многосторонним договором, который положил основы широкого развития сотрудничества государств по правам человека.[6]

Как известно, Организация Объединенных Наций возникла как ответ народов на агрессию и преступления против человечности, совершенные фашизмом в годы Второй мировой войны.

Устав ООН, не конкретизируя понятия прав человека, содержит несколько ориентиров, в определенной мере этому способствующих. Так, в Уставе ООН говорится о равноправии народов, равноправии полов, достоинстве и ценности человеческой личности (т.е. праве на жизнь), недопустимости дискриминации по признакам расы, пола, языка, вероисповедания (т.е. свобода совести, и т.п.).[7]

Можно считать, что преамбула Устава содержит ссылку на основные демократические свободы в той или иной ее части, в которой говорится о стремлении членов организации «содействовать социальному прогрессу… при большей свободе».

С учетом этих положений разрабатывались и разрабатываются соответствующие международные документы. Основная работа такого рода велась и ведется в рамках ООН и ее специализированных учреждениях, прежде всего ЮНЕСКО. Часть упомянутых документов - резолюции международной организации – носит рекомендательный характер. К ним относят: Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., Декларацию о ликвидации всех форм дискриминации на основе религии или убеждений 1981 г. и другие документы.

Резолюции имеют важное значение в формировании новых стандартов в области прав человека и усовершенствования существующих.

В 1946 г. Экономический и Социальный Совет ООН организовал в качестве своего вспомогательного органа Комиссию по правам человека.

Проект Декларации прав человека, подготовленный Комиссией был передан через Экономический и Социальный Совет Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека.

Принятие Всеобщей декларации – документа, закрепившего перечень прав и свобод человека, как гражданских и политических, так и экономических, социальных и культурных, - стало важных этапом в развитии международных отношений.[8]

Всеобщая Декларация была принята в виде резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, и носила лишь рекомендационный характер. Не являясь международным договором, Декларация не может рассматриваться как юридический обязательный документ. При оценке юридической силы ее положений нужно учитывать, что в международном праве наряду с договором в нормотворческом процессе значительную роль играет и обычай, который формируется в результате международной практики государств и постепенно признается ими в качестве правовой нормы. Права и свободы, провозглашенные во Всеобщей Декларации, рассматриваются в настоящее время государствами в качестве юридически обязательных обычных или договорных норм.

На сегодняшний день принят большой комплекс международных соглашений, которые содержат систему принципов и норм, касающихся прав человека.

В Европе старейшей организацией, занимающейся защитой прав и свобод человека, является Совет Европы. Его цель - достижение единения членов для сохранения и осуществления идеалов и принципов, которые «являются их общим наследием и способствует усилению их экономического и социального прогресса».

На сегодняшний день Совет Европы является не только одной из старейших и крупнейших организаций мира, но и авторитетнейшей региональной структурой в деле защиты прав человека.

Это не случайно. Ведь как никакая другая организация, он имеет возможность учитывать большую часть особенностей региона, и европейское традиционное отношение к проблеме прав человека.[9]

Конкретным результатом работы этой организации за годы существования служит принятие более 180 конвенции, в том числе Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В международном плане Всеобщая Декларация послужила источником вдохновения для создания различных международных пактов, договоров о правах человека, в том числе и Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Интернационализация прав человека постепенно наметилась во всех европейских странах, несмотря на сдержанность некоторых государств.

Создание Совета Европы являло собой огромный прорыв в создании международных гарантий прав человека. Это объединение было создано в 50-е годы и стало результатом идеологического и политического раскола последовавшего за окончанием второй мировой войны и символом которого стала Европа. Существование Совета Европы неразделимо ассоциируется с его главным детищем – Европейской Конвенцией о защите прав человека. По окончанию  бесконечных споров, внесений поправок и согласований прошло торжественное подписание 4 ноября 1950 г.  Европейская Конвенция оказалась наиболее действенной системой из всех существующих ныне международных инструментов обеспечения прав человека. Европейская Конвенция дала импульс целому ряду правовых изменений, преобразивших современное международное право и международные отношения и оказавших глубокое влияние на конституционное развитие современных государств.

Европейская Конвенция  закрепила принципы коллективного обеспечения прав человека.[10]

41 государство – член Совета Европы ратифицировало эту Конвенцию 31 мая 2001 г. (Россия – 1 сентября 1998 г.).

В основу Конвенции заложены два принципа – сотрудничество и строго конфиденциальный характер работы. Ее цель – помощь государствам в усилении защиты задержанных, а не их осуждение.

Неправительственные организации могут принимать активное участие в рамках Конвенции, посылая информацию об условиях содержания людей в местах лишения свободы, что является существенным  фактором при подготовке визитов в государства – члены Совета Европы.

Европейская социальная хартия была создана как аналог Европейской конвенции по защите прав человека в социальной сфере. За прошедшие десятилетия действие Хартии (с 1961 года) контрольный механизм ее соблюдения договаривающимися государствами претерпел некоторые изменения. Новая редакция Хартии содержит более широкий спектр прав и представляет собой более усовершенствованный документ. Так, вводится система подачи коллективных жалоб на нарушения, имеющие отношения к Хартии. Новый механизм позволяет европейским и  местным организациям работодателей и трудящихся, а также неправительственным организациям подавать коллективные жалобы в органы, контролирующие исполнение положений Хартии. В нынешнее время этот контроль осуществляет Секретариат Европейской социальной Хартии.[11]

Рамочная конвенция по защите прав  национальных меньшинств была принята в 1995 г., вступила в силу с 1 февраля 1998 г. (в России – с 1 декабря 1998 г.). Эта Конвенция стала первым в истории юридическим обязательным многосторонним документом, посвященным защите интересов национальных меньшинств.

Комитет министров Совета Европы уполномочен осуществлять контроль за соблюдением Рамочной конвенции. Ему оказывает поддержку Консультативный комитет, члены которого обладают признанной компетентностью в области защиты национальных меньшинств.[12]

Совместно с Советом Европы проблемами прав человека занимается Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Оно объединяет все государства Западной и Восточной Европы, США и Канаду, является самой Крупной региональной организацией и была создана в Хельсинки 3 июля 1973 года. В конце 1994 года было преобразовано в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Вопросы защиты прав человека, рассматриваемые ОБСЕ являются частью так называемого человеческого измерения ОБСЕ.[13]

Обязательства в области человеческого измерения, возникшие в рамках ОБСЕ, можно охарактеризовать как всеобъемлющие, иногда даже «проникающие» по своему характеру.

Стремлением Российской Федерации включиться в европейские интеграционные процессы стала Заявка на ее выступление в Совет Европы, которая была подана в 1992 г.

Еще до принятия в Совет Европы в стране велась интенсивная работа по приведению российского законодательства в соответствие с европейскими требованиям. Именно с того времени на правовую систему Российской Федерации усилилось влияние Конвенции о защите прав человека и основных свобод, которое стало определяющим в связи с подачей заявки России по вступление в Совет Европы (7 мая 1992 года).[14]

 

 

Вывод §1Главы I

В различные исторические эпохи понятие, содержание и объем прав и свобод не были одинаковыми. Вплоть до начала XX века права человека реализовывались внутригосударственным правом. После Первой мировой войны и образования Лиги Наций разрабатываются специальные международные меры для защиты религиозных, этнических и языковых меньшинств, происходит заключение целого ряда соглашений, направленных на борьбу с рабством и работорговлей, а также на пресечение торговли женщинами и детьми. Целью этих соглашений являлось обеспечение некоторых прав человека.

В ходе Второй мировой войны обнаружились недостатки в международном регулировании прав и свобод человека. Сознание Организации Объединенных Наций и принятие Устава положили начало качественно новому этапу межгосударственных отношений в этой области. Устав ООН возлагает на государства юридическое обязательство по соблюдению основных прав и свобод человека.

Принятие Всеобщей декларации – документа, впервые закрепившего права и свободы человека, как гражданских и политических, так и экономических, социальных, культурных, - стало важным этапом в развитии международных отношений. Всеобщая Декларация послужила толчком для создания Европейской Конвенции о защите прав и основных свобод. Существование Совета Европы ассоциируется с его главным детищем – Европейской Конвенцией о защите прав человека. Европейская Конвенция рассматривается сегодня как общее достояние европейских народов.

Также источниками европейской системы являются:

- Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения (1987);

- Рамочная конвенция защиты национальных меньшинств (1995).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: