Содержание
Введение. 3
1. Понятие субъекта рынка. 4
2. Социально-психологические причины как регуляторы поведения в сфере рыночных отношений. 6
3. Психологические аспекты борьбы с правонарушениями субъектов рынка в работе сотрудников ОВД.. 8
Заключение. 12
Список использованной литературы.. 13
Введение
Характер активности людей в условиях рыночной экономики зависит от их социальных качеств, которые формируются как в экономической, так и в других сферах общественной жизни – политики, права, культуры, идеологии, семьи, а также от того положения, которое они в этих сферах занимают.
Анализ состояния преступности в сфере экономики, выработка направлений по осуществлению эффективной борьбы с ними, особенно в условиях рыночной трансформации идущей в настоящее время в нашей стране, невозможны без исследования субъектов рынка, экономического поведения и причин, регулирующих это поведение.
Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства (в составе одного или нескольких лиц), фирмы (предприятия), государство.
Регуляторами поведения субъектов рынка являются как социально-психологические условия существования и развития экономических отношений, так и воля субъекта рынка.
Учет причин любой противоправной деятельности субъекта способствует регулированию и предупреждению преступлений, в том числе и в сфере рыночных отношений.
В связи с этим целью работы является определения понятия «субъект рынка», изучение социально-психологических причин как регуляторов поведения субъектов рынка и их учет в работе сотрудников ОВД.
Понятие субъекта рынка
Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия. В общем виде, понятие рынок — это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. Развитие рынка происходит вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля, дикорастущий лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей.
Если говорить более обобщенно, то рынок представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т. е. связь производителей и потребителей, производства и потребления.
Рынок представляет собой совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.
Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства (в составе одного или нескольких лиц), фирмы (предприятия), государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Все хозяйственные субъекты тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный «поток» купли-продажи[1].
Согласно словарю, субъекты товарного рынка - продавцы и покупатели товара (продукции, работы, услуги). Продавец товара и покупатель товара являются сторонами сделки, передающей право собственности на товар, то есть право на владение, пользование и распоряжение товаром. Продавцами товаров могут быть хозяйствующим субъектом, реализующие продукцию собственной деятельности, а также торговые и посреднические организации, оказывающие услуги по продвижению товара от производителей к конечным потребителям. Покупателями товара могут быть потребители конечной продукции, оптовые, мелкооптовые и розничные торговые посредники, хозяйствующие субъекты, приобретающие товары для производственного потребления.
Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров выступает не только произведенная продукция, но и факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег — все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.
Социально-психологические причины как регуляторы поведения в сфере рыночных отношений
Экономическое поведение складывается под воздействием воли экономических субъектов (субъектов рынка) и восприятия, толкования ими наблюдаемых событий, таким образом, психологический фактор в оценках и действиях людей играет определяющую роль в экономике. Этот вывод справедлив не только в отношении бытового хозяйствования, экономических действий рядовых граждан, но и экономической политики, стратегии предпринимателей, компаний, крупных корпораций, даже целых государств[2].
Учет причин любой противоправной деятельности субъекта способствует регулированию и предупреждению преступлений, в том числе и в сфере рыночных отношений.
К основным социальным, экономическим и социально-психологическим явлениям и процессам, выступающим в качестве причин и условий прогрессирующего ухудшения показателей экономической преступности можно отнести[3]:
- растущую аномию, выражающуюся в кризисе системы существовавших на протяжении многих лет ценностей, базовых моделей экономического и правового поведения, невозможности достижения подавляющим большинством населения страны официально декларируемых «новых» ценностей (и связанных с ними стандартов потребления) легальным путем;
- рекрутирование предпринимателей в заметной степени происходило и происходит из среды функционеров «теневой» экономики; в начале развития кооперативного движения в стране значительная часть преступных «авторитетов» устремилась в легальный бизнес, с успехом «отмыв»весьма крупные суммы. Выраженная криминальная зараженность экономически наиболее активных (высокодоходных) слоев населения (так называемых «новых русских») фиксируется рядом исследований. Так, например, 40% опрошенных Институтом прикладной политики новых миллионеров признались, что раньше занимались нелегальным бизнесом; 22, 5% в прошлом привлекались к уголовной ответственности; каждый четвертый и сейчас имеет связь с криминальной средой;
- отсутствие сложившейся этики бизнеса; чрезвычайно широкое заимствование относительно широким кругом предпринимателей элементов криминальной субкультуры (ценности, взгляды, модели повеления и экстремальных ситуациях и т.п.);
- крайне негативные изменения в социальной структуре общества, характеризующиеся прогрессирующей социальной поляризацией (разрыв между доходами бедных и богатых в Российской Федерации на февраль 2008 года остается гигантским. Доходы 10% самых состоятельных российских граждан в семь раз превышают совокупный доход 10% самых бедных слоев населения);
- заметное снижение трудовой мотивации значительной части населения. Легальные доходы все меньше соответствуют реальному прожиточному минимуму (ниже него в настоящее время доходы 35% граждан). Нельзя не отметить и прослеживающуюся тенденцию сох ранения на весьма невысоком уровне (около 30%) доли оплаты труда в составе валового внутреннего продукта. При снижении доли оплаты труда отчетливо увеличивается доля предпринимательского дохода.
- достаточно большой уровень безработицы в стране (общая безработица в России снизилась с начала 2007 года с 5,3 миллиона до 4,5 миллиона человек, но, как предсказывают эксперты, в 2008 году количество безработных может резко увеличится в связи с закрытием предприятий и сокращением рабочих мест из-за финансового кризисом[4]).






