Функциональное разделение управленческого труда

Функция выражает содержание управленческого возд на объект управления. Выделение отд ф-ий – это объективный процесс, обусл развитием произ-ва и усложнением его управления, разделением общ труда, повыш эффект-сти управл труда.

Планирование. Управл деят, кот интегрирует в себе целеполагание, прогнозирование и принятие рещений. В более узком смысле – разработка системы мер, направл на достиж поставл целей; ответы на?: что надо сделать, в какой срок, кем, какие рез-ты, кто отвечает. Цикл планирования: опред целей – ан-з внш среды – опред сильных и слабых сторон развития – использ имеющихся преимущ – разраб плана достиж цели. Выбор альтернативы текущего или перспективного развития объекта, она должна соотв интересам орган, определять осн ответс лиц.

Организация. Управл деят, кот обеспечивает четкое упорядочение процесса управл в целом, распред как ф-ий исполнения реш, так и ф-ий управления. Распределение ролей, задач, информации и др процессов, ресурсов, методов, ответственности, полномочий. Цикл организации: устан целей – формул планов и направл работ – выявл необх видов деят – групп видов деят для макс эфф-ого исполь ресурсов – надел опред лиц полномочиями для продуктивной работы отд групп – гор и верт увязка работы этих групп.осн принципы: единство целей и эфф-сти.

Координация. Управл деят, кот заключ в обеспечении взаимосвязи и согласованности субъектов, объектов и процессов труда во времени и пространстве. Соглас и упоряд взаимод объединенных общей целью. Конкретно определ кто, что и когда делает, с кем при этом взаимодействует и кому отчитывается о рез-тах. Цикл координации: наличие целей – четкое определ осн обяз или областей деят – определение свободы действий и полномочий – своеврем и достат полное обеспечение информацией. Осущ с помощью организ структур, а также посредством создания рабочих групп, информац систем, назначения координатора.

Мотивация. Управл деят, кот осущ-ет целенаправл воздействие на структуру мотивов участников упр системы, с помощью этих стимулов побуждающая к свершению или воздерж от соверш опред действий. Сов-сть мотивов представл слж психол комплекс, хар-ий личность чел-ка в соц системе и предопред его поведение реакцию на внш воздействия. Элементы: потребности интересы, способности, желания, ожидания, ценности, установки. Цикл: потребности – интересы – цели – решения – действия (усилия) – ожид вознагр – оценка вероятности получ вознагр – результаты (выполн работа) – оценка собств роли – внт вознаграждения (мотиваторы) – внш вознаграждения (стимулы) – удовлетворение.

Контроль. Управл деят, позволяющая выявлять, исправлять и предупреждать отклонения достигнутых рез-тов от намеченных параметров, целей. Контроль предусматривает: соотв делу, своеврем, стратег хар-р, ориентация на рез-т, гибкость, простота, экономичность. Текущий и последующий (заключительный), внутр и внеш, общий и частный, реальный и формальный, гос и обществ. Цикл контроля: установление стандартов и критериев – сбор, обработка и анализ инф-ии о фактич положении дел – сравн получ данных с запланированными – выявл отклонений – разработка системы корректировки.

 

Внутренняя и внешняя среда в управлении

- это совокупность внутренних и внешних субъектов, сил (факторов), активно влияющих на положение и перспективы организации, на эффективность деятельности субъектов менеджмента. Внутренняя среда управления понимается как совокупность характеристик организации и ее внутренних субъектов (сил, слабостей), влияющих на положение и перспективы фирмы. К ним могут быть отнесены: сложившаяся организационная структура, распределение функций, ответственности, ресурсов, прав подразделений и отдельных работников фирмы, ее этика и традиции, отношения руководства и подчинения, доминирующий стиль руководства, отношения формального и неформального лидерства, социально-психологический климат в коллективе и др. Во внешней среде управления выделяют политические, экономические, научно-технические, социальные, экологические и другие компоненты.

Иной срез категории В. и в. с. у. порождает ряд самостоятельных понятий. Такова, например, макросреда. Это совокупность факторов широкого социального плана и системного, общего, преимущественно косвенного действия. Возможности обратного воздействия субъекта менеджмента на факторы макросреды опосредованы и существенно ограничены. Микросреда - совокупность отдельных субъектов (конкретных организаций, групп и отдельных лиц) и их характеристик, оказывающих непосредственное влияние на данного субъекта менеджмента и его возможности. Для микросреды характерно, что на ее элементы субъект менеджмента может активно воздействовать. Среда прямого воздействия - совокупность элементов и факторов, оказывающих непосредственное и немедленное влияние на организацию. Среда косвенного воздействия - совокупность элементов и факторов, оказывающих опосредованное влияние и отсроченное воздействие на организацию.

Исследование среды управления производится с помощью ряда современных методов анализа. К ним, в частности, относятся методы SWOT-, SNW - STEP-анализа

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: