Когнитивная психотерапия

Когнитивная терапия пытается работать с теми способами, посредством которых люди структурируют свои жизненные ситуации и пытаются справляться со своим восприятием этих ситуаций. Её основное внимание обращено к тому, как люди могут улучшить своё восприятие, и совладание путём выполнения различных когнитивных упражнений. Считается, что в любых формах психопатологии присутствуют когнитивные искажения, хотя конкретный пример этих искажений различается от случая к случаю.

Одним из пионеров когнитивной терапии был Бек (1967), который наблюдал у депрессивных клиентов не отражение в их сновидениях гнева, обращённого внутрь, как это должно было бы иметь место согласно теории психоаналиаз, а сновидения, в которых больные выступали в качестве жертв. Он предложил теорию депрессии и метод терапии для работы с негативизмом на когнитивном уровне. Клиентам предлагается отслеживать и записывать свои автоматические негативные мысли, устанавливать взаимосвязи между мыслями и чувствами и замещать негативные мысли более объективными и позитивными.

При тяжёлой форме депрессии отправной точкой работы может стать составление расписания, включающее простые повседневные виды активности, выполнение которых легко отслеживается, такие, например, как утренний подъём и чистка зубов. Постепенно к этому списку добавляются простые, но конкретно сформулированные задания, с которыми соглашается клиент. Они могут касаться и образа мышления. По мере увеличения количества видов активности вводятся всё новые когнитивные процедуры, такие как запись негативных мыслей и чувств и нахождение альтернативных им. В консультировании речь идёт об отслеживании негативных мыслей и чувств, их рационализации.

В целом поведенческие методики отличаютс яот когнитивных тем, что они имеют дело с явными, а не со скрытыми реакциями, и включают ассертивности, поведенческую репетицию (фактическую отработку поведения, а не представление его в воображении, как при когнитивном репетировании). Например, для работы с клиентами, склонными водить машину в нетрезвом состоянии, даётся задание ежедневно отыскивать в газетах сообщения о задержании употребляющих алкоголь водителей и ДТП, вызванных употреблением алкоголя. Это задание помогает в любом состоянии помнить о проблеме.

Общие постулаты когнитивной психологии:

1. Наука включает в себя как наблюдение событий, так и использование культурных конструктов, таких, как душа и тело.

2. Знание есть результат интерпретации наблюдаемых событий в терминах данных конструктов.

3. Психология базируется на биологии и зависит от неё.

4. Психологические события обусловлены функционированием отдельных биологических тканей и не требуют участия всего организма.

5. Человек представляет собой отчасти тело и отчасти душу. При этом душа отлична от поведения.

6. Конструкт экзистенциальной души охватывает мнемические и трасформационные свойства.

7. Опыт есть результат деятельности души конкретного человека. Душа есть причина самой себе. Она устроена так, чтобы преобразовывать информацию.

8. Причинность линейна: входные сигналы обрабатываются в последовательности операций кодирования, сохранения, реконструкции.

9. Когнитивная (познавательная) деятельность человека в достаточной степени аналогична компьютерной обработке информации, чтобы её можно было эффективно изучать, пользуясь компьютерными аналогиями.

10. Роль среды в процессе познавательной деятельности сводится к обеспечению сенсорных входных сигналов, на основе которых мозг создаёт свой собственный мир.

11. Психология придаёт первостепенное значение конструктам; события (факты) рассматриваются лишь в качестве индикаторов соответствующих конструктов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: