Лекция 3. Гуманистическая психология

 

Гуманистическая психология – сравнительно новое направление в теории и практике психологической науки. Тем не менее на сегодняшний день существует немало разновидностей этой психологической школы. Рассмотрим некоторые из наиболее «свежих» идей.

Трансперсональная психология, контркультура и «Нью Эйдж». Трансперсональная психология находилась в тесной связи с гуманистической психологией, будучи объединена с нею рядом общих основателей и издателей журналов. По мере формирования гуманистической психологии и сосредоточения её на вопросах саморазвития, группах встреч и психотерапии в целях индивидуального роста, Маслоу и его близкий коллега Энтони Сьютич отошли от неё, чтобы иметь возможность заниматься вопросами духовности, изменённых состояний сознания и стимулирования внутреннего опыта. Они основали трансперсональную психологию и стали издавать «Журнал трансперсональной пихологии». Это направление посвящено изучению предельных человеческих возможностей, объединяющего сознания, пикового опыта, экстатических состояний, мистического опыта и самотрансценденции. Для неё характерна связь с индуизмом, иудаизмом, христианством, суфизмом (персо-иранской исламской сектой), шаманскими путешествиями сознания, неоплатонизмом, парапсихологией и другими источниками мистицизма; кроме того она использует различные техники медитации как средства контроля над состояниями сознания. Трат (1975) больше других способствовал установлению её связей с суфизмом и другими формами мистицизма и продолжал развивать окультный элемент в гуманистической психологии.

Экономическую базу трансперсональной психологии обеспечивают её контакты с движением «Нью Эйдж», последователи которого покупают книги по трансперсональной психологии и обеспечивают ей каналы коммуникаций благодаря публичным лекциям, конференциям, альтернативной медицине, практикуемой в сети оздоровительных клиник. Последователи этого движения считают:

1. Всё существующее едино, будь то бог, человек или неодушевлённый предмет.

2. Всё существующее есть бог.

3. Люди - это бог.

4. Человек может осознать эти истины путём внутренней трансформации, ведущей к космическому сознанию, самореализации, просветлению и т.д., посредством техник, которым могут обучить последователи «Нью Эйдж».

5. Космическое единство – основополагающий принцип всех религий.

Зажиточные американцы, влившиеся в движение из распавшихся традиционных протестантских общин, или бывшие католики составляют большинство последователей «Нью Эйдж». Они часто связаны с психоделической культурой и сопутствующими религиозными практиками, к которым относится, в частности, шаманизм.

Трансперсональная психология явилась составной частью контркультуры, возникшей в связи с распространением психоделиков и протестами против вьетнамской войны. Те, кто использовал наркотики как религиозную святыню, получили прозвище «хиппи». К 1969 году контркультура начала преобладать над гуманистической психологией. Этому способствовал ряд новых идей:

1. Самореализация индивидуума в отрыве от заботы от других людях.

2. Вера с способность к совершенствованию людей при игнорировании социально-политических условий.

3. Акцент на самораскрытии или «полном отпускании тормозов» в сочетании с поощрением кратковременных интимных связей и пренебрежением длительными отношениями.

4. Потакание сееб в настоящем при игнорировании будущего и долгосрочных целей.

5. Стремление к получению немедленного удовлетворения, включая наркотик и секс.

6. Принижение роли науки и рациональности и увлечение оккультизмом.

Широкое распространение получил «тренинг сенситивности» и «личностного роста» - иногда включающий такие методики, как групповая терапия обнажённых, физические ограничения во время «стимуляции» (Z- процесс, терапия привязанности, редукция гнева), а также различные «чувственно-сенсорные процедуры.

Многие исследователи, в частности Смит (1994), говорят о конце гуманистической психологии как науки.

Гуманистическая психотерапия.

Помимо гештальтерапии Фрица Перлса (1969). Сюда относят клиент-центрированную терапию Роджерса (в настоящее время её никто не практикует в авторском варианте), которая нацелена не на лечение болезни клиента, а на предоставление ему возможности использовать собственые ценности и жизненную ориентацию для реализации своего потенциала. В качестве средства, позволяющего клиенту развить собственное понимание себя и активизирвоать процесс роста, терапевт лишь перефразирует и возвращает клиенту его собственные утверждения, часто в форме чувств. Например:

Клиент: Мой отец выходит из себя каждый раз, когда я хочу что-нибудь сделать по-своему.

Терапевт: Ты чувствуешь, что твой отец часто сердится на тебя.

Клиент: Не очень часто, но всегда, когда я хочу быть самим собой.

Терапевт: Ты хотел бы делать то, что приносит тебе удовлетворение, не вызывая гнева своего отца.

Клиент: Да, именно этого я хочу.

Терапевт: М-гм.

Когда клиенту нечего больше сказать, терапевт продолжает молчать до тех пор, пока клиент не начинает говорить снова, делая следующий шаг в своём самораскрытии. Молчаливые паузы составляют часть терапевтического процесса.

Более современные терапевтические системы гуманистической психологии: эвристическая психология, стратегическая терапия, эмпирическая терапия, «внутренняя сила», терапия становления, рационально-эмотивная терапия.

Мустакас (1990) разработал метод эвристической терапии, когда на первом этапе терапевт создаёт атмосферу открытости, доверия. На втором этапе терапевт проникает во внутренний мир клиента, ценя его как личность и общаясь с ним без предрассудков. Во время инкубации приходят моменты понимания, при этом не прилагается усилий по их разработке. На этапе вживания терапевт проникает в наиболее значимые компоненты, чтобы способствовать развитию более глубокого понимания. Затем наступает озарение. Терапевт обнаруживает основные структуры и темы и неотрывно занимается каждой из них, чтобы понять более глубокие смыслы. Таким образом, одним из основных методов здесь выступает интуиция.

Маданес (1993) разрабатывает стратегическую терапию и настаивает на томЧто жизнь человека не предопределена Творцом, генами, социальным контекстом, обращением родителей, лишениями, инстинктами или химическими изменениями в организме. Богатые люди просто имеют больше возможнсотей выбора, чем бедные. Автор признаёт, что изменение социального контекста является наиболее быстрым путём изменения людей в процессе терапии, однако подчёркивает, что каждый человек способен изменить себя сам.

Цель стратегической терапии – увеличить возможности выбора. Маданес приводит пример процедуры из семейной терапии. Жена возмущена тем, что муж постоянно игнорирует её и всё внимание уделяет своей матери. Он сказал своей матери, что они вынуждены были пожениться, потому что его подруга забеременела, хотя на самом деле, и беременность и брак были запланированными. Стратегический терапевт, не пытаясь объяснить данный случай эдиповым комплексом и не испытывая необходимости работать с ним, не приписываяникаких медикаментов, вызывающих химических изменений, и не стремясь обнаружить предполагаемые детские травматические ситуации, выяснил, что муж никогда не сообщал всем заинтересованным сторонам о том, что в качествте человека, занимающего наиболее важное место в его жизни, он выбрал свою жену. Терапевт просит мужа во время сеанса терапии позвонить матери и поставить её в известность относительно своих приоритетов. Потребовалось несколько звонков, прежде чем жена была удовлетворена и у них появилась возможность начать новую страницу своей жизни. Каждый человек, согласно Маданесу, должен брать на себя ответственность за собственную жизнь.

Эмпирическая терапия (Марер, 1993) предполагает, что терапевт переживает всё, что переживает клиент. Именно переживает, а не просто эмпатирует (трансформационная терапия)

В модели терапии, получившей название «Внутренняя сила» используется 12 шагов (Чапин, 1989):

1. Объявить клиенту, что целью данной методики является «создание субъективной реальности, которая может оказать на клиента психотерапевтическое благотворное воздействие.

2. Ознакомит клиента с литературой, посвящённой данной процедуре.

3. Обсудить с клиентом, что он может ожидать.

4. Вызвать у клиента направленное воображение.

5. С помощью воображения помочь клиенту обнаружить свою «внутреннюю силу».

6. Помочь клиенту обратиться со своей проблемой в «Силе».

Например, двадцатилетняя студентка колледжа, страдавшая нервной анорексией, имела серьёзный конфликт со своей матерью, из которого она не могла выйти. «Внутренняя сила», которую она вызвала в своём воображении, «предположила, что она чувствовала себя виноватой и потому заслуживающей дурного обращения. Истина же, сказала Сила в том, что клиентка была ребёнком и делала то, что свойственно делать всем детям, а мать действовала иррационально и жестоко. Совет, данный клиентке состоял в том, чтобы заботиться о себе, постоять за себя и понять, что она может уйти от иррациональных притязаний матери.

В рамках экзистенциально-гуманистической терапии разрабатывается терапия становления (Бюдженталь, Де Карвало, 1990). Пациенты должны понять, что их жизнь – это процесс становления, что они обречены на то, чтобы стать кем-то, и если они не выберут (или выберут отказ от выбора), то либо культура, либо субкультура, к которой они принадлежат, либо кто-то в их жизни будет делать выбор за них. Основной метод – саморефлексия.

Примерно также, как гештальттерапия, условно принимается в гуманистической психологии РЭТ (рационально-эмотивная терапия считается также когнитивной или когнитивно-поведенческой). Здесь терапевты пытаются напрямую работать с неумением или неспособностью приспосабливаться к окружению. Люди вводят сами себя в состояние невротического конфликта, неосознанно предаваясь иррациональным мыслям, однако они могут обратить этот процесс вспять, заменяя иррациональные мысли рациональными. РЭТ предполагает, что убеждение в том, что человек что-то должен или наоборот, не должен, ведёт к эмоциональному расстройству.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: