Права, обязанности и ответственность плательщиков налогов, сборов

Плательщиками налогов и сборов являются организации (юридические лица Республики Беларусь, иностранные юридические лица и международные организации, участники договора о совместной деятельности, хозяйственные группы) и физические лица (граждане Республики Беларусь, граждане либо подданные иностранного государства, лица без гражданства (подданства).

11.1 Права плательщиков налогов и сборов

В соответствии со статьей 21 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь п лательщик имеет право:

· получать от налоговых органов по месту постановки на учет бесплатную информацию о действующих налогах, сборах (пошлинах), актах налогового законодательства, а также о правах и обязанностях плательщиков, налоговых органов и их должностных лиц;

· получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения актов налогового законодательства;

· представлять свои интересы в налоговых органах самостоятельно или через своего представителя;

· использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленных Кодексом и иными актами налогового законодательства;

· на зачет или возврат излишне уплаченных, а также излишне взысканных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней в порядке, установленном Кодексом;

· присутствовать при проведении налоговой проверки; получать акт налоговой проверки; представлять в налоговые органы и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, сборов (пошлин), а также возражения (разногласия) по актам проведенных налоговых проверок;

· требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения актов налогового законодательства при совершении ими действий в отношении плательщиков; требовать соблюдения налоговой тайны;

· обжаловать решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц;

· на возмещение убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов, неправомерными действиями (бездействием) их должностных лиц, в порядке, установленном законодательством;

· плательщикам гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов в порядке, определяемом Кодексом и иными актами законодательства.

   11.2 Обязанности плательщиков налогов и сборов

Согласно статье 22 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь плательщик обязан:

·   стать на учет в налоговых органах и уплачивать установленные налоговым законодательством налоги, сборы (пошлины);

· вести в установленном порядке учет доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена актами налогового законодательства;

· представлять в налоговый орган по месту постановки на учет в установленном порядке бухгалтерские отчеты и балансы, налоговые декларации (расчеты), другие необходимые документы и сведения, связанные с налогообложением;

· вести учет дебиторской задолженности и при наличии задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней представлять в налоговый орган по месту постановки на учет перечень дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности;

· представлять в налоговые органы и их должностным лицам, а в части налогов, сборов (пошлин), подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь, и в таможенные органы и их должностным лицам при проведении налоговых проверок документы и сведения, необходимые для налогообложения. Обеспечивать должностным лицам налоговых органов, прибывшим для проведения выездной налоговой проверки, возможность осуществления их прав и обязанностей, включая предоставление помещений, пригодных для рассмотрения и оформления необходимой документации;

· подписать акт налоговой проверки. В случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, возражения по этому акту представляются плательщиком в налоговый орган, проводящий налоговую проверку, не позднее 5-ти рабочих дней со дня вручения ему акта налоговой проверки;

· выполнять законные указания налогового, таможенного органа об устранении выявленных нарушений налогового законодательства;

· сообщать в налоговый орган по месту постановки на учет:

-об открытии или закрытии текущего (расчетного) или иного счета в банке (для белорусских организаций – о счетах за пределами РБ, а для иностранных организаций – о счетах в Республике Беларусь и тех счетах, через которые осуществляется их деятельность в Республике Беларусь) – в течение пяти рабочих дней со дня открытия или закрытия счета;

- об участии в белорусской или иностранной организации – в течение пяти рабочих дней со дня, когда плательщик стал участником организации. При этом физическое лицо, не являющееся налоговым резидентом Республики Беларусь, или иностранная организация не обязаны сообщать об участии в других иностранных организациях, если такое участие не связано с налогообложением Республики Беларусь;

- о принятии решения о ликвидации или реорганизации организации, а индивидуальным предпринимателем – о прекращении предпринимательской деятельности – в срок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия такого решения;

- об изменении места нахождения организации или места жительства индивидуального предпринимателя – в срок не позднее десяти рабочих дней со дня такого изменения;

· представлять в налоговый орган по месту постановки на учет либо налоговому агенту документы, подтверждающие право на использование налоговых льгот;

· обеспечивать в течение сроков, установленных законодательством, сохранность документов бухгалтерского учета доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, других документов и сведений, необходимых для налогообложения;

· обеспечивать наличие документов о приобретении товарно-материальных ценностей в местах хранения этих товарно-материальных ценностей, при их транспортировке и в местах продажи, а также документов, подтверждающих отпуск товаров из мест хранения в места продажи;

· являясь источником выплаты дохода для других организаций и физических лиц, в случаях, установленных настоящим Кодексом, удерживать и перечислять в бюджет соответствующие налоги, сборы (пошлины);

· выполнять другие обязанности, установленные налоговым Кодексом и другими актами налогового законодательства.

Плательщики обязаны до наступления срока платежа сдать платежное поручение соответствующим учреждениям банка на перечисление платежей в бюджет. При отсутствии в учреждении банка поручений на перечисление платежей в бюджет налоговые органы, после истечения срока уплаты, дают распоряжение на принудительное взыскание.

   11.3 Ответственность плательщиков налогов и сборов

Плательщики налогов, сборов несут ответственность за соблюдение налогового законодательства. В соответствии с действующим законодательством за совершение налоговых правонарушений предусматриваются следующие виды ответственности юридических лиц (ЮЛ), их должностных лиц, индивидуальных предпринимателей (ИП) и иных физических лиц: административная, уголовная и уплата пеней. Уголовная ответственность в отношении должностных лиц наступает, если в результате налогового правонарушения нанесен ущерб организациям, гражданам или государству в особо крупных размерах (свыше 1000 базовых величин). Меры административной ответственности предусмотрены Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) от 21 апреля 2003 года. Различаются они в зависимости от вида нарушений и их повторяемости, типа плательщика, степени его вины, имущественного положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность. Административная ответственность наступает за совершение плательщиком, налоговым агентом, иным обязанным лицом одного из следующих налоговых правонарушений:

1) нарушение срока представления налоговой декларации (расчета);

2) неуплата или неполная уплата суммы налога, сбора (пошлины), таможенного платежа в установленный срок;

3) неуплата или неполная уплата суммы налога, сбора (пошлины), совершённая путём занижения, сокрытия налоговой базы;

4) невыполнение или выполнение не в полном объёме налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбора;

5) нарушение срока постановки на учёт в налоговом органе;

6) нарушение правил учёта объектов налогообложения и (или) доходов, расходов, других элементов налогового учета;

7) осуществление деятельности организацией или ИП без постановки на учет в налоговом органе;

8) другие налоговые нарушения согласно КоАП РБ.

Согласно КоАП за допущенные административные правонарушения налагается административное взыскание в виде штрафа, величина которого может быть определена в базовых величинах и (или) в процентах. Например, неуплата или неполная уплата суммы налога, сбора (пошлины) плательщиком, налоговым агентом, иным обязанным лицом влекут наложение штрафа на ИП в размере 20 % от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее 2 базовых величин (БВ), а на ЮЛ – в размере 20 % от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее 10 БВ. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: добровольное возмещение или устранение причиненного вреда либо исполнение возложенной на лицо обязанности; совершение административного правонарушения вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств. Протокол об административном правонарушении не составляется при наличии исключительных обстоятельств: признание вины, согласие на уплату штрафа и возмещение причиненного вреда. При этом в отношении физического лица применяется штраф в размере низшего предела, предусмотренного санкцией статьи КоАП. По налоговым нарушениям (за исключением выявленных в результате камеральных налоговых проверок) суммы штрафов исчисляются с суммы превышения доначисленных налогов, сборов (пошлин) по итогам календарного года (его части) над суммой налогов, сборов (пошлин), уменьшенных за тот же период. Административное взыскание не налагается за неуплату, неполную уплату суммы налога, сбора в установленный срок, если плательщик уплатил причитающуюся сумму налогов, сборов (пошлин) до назначения проверки, в результате которой может быть обнаружена такая неуплата или неполная уплата. Штрафные санкции применяются к налогоплательщикам по каждому году отдельно. При этом может действовать обратная сила закона, если на момент выявления правонарушения акты законодательства смягчают или отменяют ответственность за нарушения порядка налогообложения.

В случае исполнения налогового обязательства в более поздние сроки по сравнению с установленными налоговым законодательством плательщик обязан уплатить пени. Начисление пеней за просрочку налогового платежа производится, начиная со дня, следующего за сроком уплаты, включая день внесения налогового платежа. Наложение административных взысканий по результатам налоговых проверок не приостанавливает начисление пеней за просрочку платежа до внесения их в бюджет Республики Беларусь.

Уплата штрафа за административные правонарушения производится за счет средств, остающихся в распоряжении субъекта предпринимательской деятельности после уплаты налогов. При недостаточности денежных средств на счетах плательщика взыскание обращается на его другие активы или имущество в соответствии с действующим законодательством. Налоговые органы имеют право налагать арест на имущество плательщиков с целью обеспечения взыскания в судебном порядке примененных к ним штрафов. Достаточным основанием для ареста имущества может быть наличие не исполненного в установленный срок налогового обязательства, неуплаченных штрафов и пеней. Суммы налогов и неналоговых платежей в бюджет, излишне поступившие в результате неправильного их исчисления либо нарушения установленного порядка взимания, по заявлению плательщика подлежат возврату либо зачету в счет других причитающихся с плательщика сумм, еслине истек трехлетний срок со дня их поступления.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: