Практику рекомендуется проходить в финансовых и экономических подразделениях предприятий и фирм:
· Планово-экономический отдел (отдел экономического анализа).
· Отдел бухгалтерского и налогового учета.
· Отдел маркетинга.
· Отдел снабжения.
· Отдел продаж.
· Финансовая служба.
· Служба логистики.
· Отдел труда и заработной платы.
Студентам, обучающимся по специальности «Финансы и кредит» и проходящим производственную и преддипломную практику на предприятиях, рекомендуется уделить особое внимание следующим моментам:
1. Изучению системы организации управления предприятием в целом и отдельного подразделения, в частности:
· Проанализировать существующую организационную структуру предприятия, уровень его специализации и универсализации, функции отдельных подразделений;
· Проанализировать сферу деятельности компании (производственная/посредническая);
· Исследовать весь ассортиментный перечень товаров/услуг, предоставляемых компанией;
· Изучить производственный цикл предприятия;
|
|
· Проанализировать область функционирования того отдела, в котором Вы проходите практику (а также цель, задачи его функционирования и взаимосвязи в системе производственного цикла);
· Ознакомиться с иерархией подчинения внутри рассматриваемого подразделения и с должностными обязанностями каждого служащего отдела;
· Исследовать финансовое состояние предприятия (организации).
2. Исследованию следующих документов предприятия:
Ø Устава, учредительного договора (состава учредителей, размера уставного капитала, доли каждого учредителя в уставном капитале, заявленным направлениям деятельности предприятия);
Ø Свидетельства о государственной регистрации предприятия (номера и даты выдачи свидетельства);
Ø Свидетельства о постановке на налоговой учет (индивидуальный идентификационный номер (ИНН) налогоплатильщика; наименование налогового органа, в котором отчитывается предприятие);
Ø Свидетельство о присвоении статистических кодов предприятию согласно уставным документам и заявленным направлениям деятельности предприятия (ОКАТО, СОАТО, ОКПО и т.д.);
Ø Банковских документов, подтверждающих открытие данным предприятием расчетных рублевых/текущих валютных/транзитных/спец.транзитных счетов в одном или нескольких уполномоченных банках;
Ø Документы по финансовой отчетности предприятия (организации):бухгалтерский баланс (форма № 1); отчет о прибылях и убытках (форма № 2); отчет об изменении капитала (форма № 3); отчет о движении денежных средств (форма № 4); приложение к балансу предприятия (форма № 5); расшифровки дебиторской и кредиторской задолженностей на каждую рассматриваемую отчетную дату; справки о ежемесячных оборотах по погашению задолженности предприятия за последние 6 месяцев, аудиторские заключения и др.
|
|
По данным годовой (или квартальной) финансовой отчетности дать оценку основных показателей деятельности учреждения, проанализировав величину собственного капитала, показатели доходности и прибыльности на единицу активов и вложенного капитала. Дать качественную характеристику структуры доходов и расходов.
3. Изучению законодательных документов (Законов, Указов, Приказов и Инструкций), непосредственно регулирующих деятельность предприятия и отдельного подразделения при выполнении своих функциональных задач.
Детальное ознакомление студента с особенностями, тонкостями текущей и стратегической деятельности предприятия, а также приобретение профессиональных навыков возможно в ходе дальнейшего непосредственного поэтапного включения в процесс выполнения конкретных повседневных задач предприятия.
2.2. Программа прохождения практики в коммерческих банках
Преддипломная практика может проводиться в Главном территориальном управлении Банка России, коммерческих банках и других финансово-кредитных учреждениях.
Производственная практика в коммерческих банках организуется с целью получения теоретических и практических знаний в области операций коммерческих банков в РФ.
Производственную практику рекомендуется проходить в подразделениях, связанных с проведением активных и пассивных операций банка:
· Отдел кассовых операций.
· Отдел валютных операций.
· Отдел расчётов.
· Отдел кредитования (коммерческого, потребительского, малого бизнеса и т.п.).
· Отдел ценных бумаг.
· Отдел бухгалтерского и налогового учёта.
· Отдел по работе с клиентами (физическими или юридическими лицами).
· Отдел пластиковых карт.
· Отдел финансового контроля.
· Отдел управления ликвидностью банка.
· Казначейство.
При прохождении практики студенты должны:
· Изучить законодательную базу по организации банковской деятельности в РФ и банковским операциям, основные инструкции Центрального банка России, внутренние регламентирующие документы.
· Ознакомиться с организацией расчетно-кассовой работы в банке.
· Ознакомиться с порядком открытия расчетного счета для клиентов банка, открытие и ведение корреспондентских счётов.
· Ознакомиться с кредитной работой в банке и приобрести навыки подготовки, оформления и сопровождения кредитного проекта.
· Ознакомиться с работой подразделений и действующими программами по формированию ресурсной базы банка.
· Ознакомиться с работой банка с пластиковыми картами и внедрению передовых банковских технологий «Банк-Клиент».
· Ознакомиться с работой банка по операциям с ценными бумагами.
· Изучить вопросы управления ликвидностью банка.
· Изучить организацию проведения валютных операций и приобрести навыки осуществления валютного контроля.
· Ознакомиться с особенностями ведения бизнеса с драгоценными металлами.
Для достижения поставленных целей производственной практики студент должен выполнить следующие задания:
1. Определить место и роль банка на рынке банковских услуг в регионе.
2. Ознакомиться и иметь полное представление о перечне услуг, предлагаемых банком.
3. Изучить особенности обслуживания банком физических и юридических лиц.
4. Ознакомиться с порядком работы банка с клиентами.
· Расчетно-кассовые операции
· Кредитные операции
· Депозитные операции и привлечение средств во вклады
· Валютно-обменные операции.
· Обслуживание экспортно-импортных операций клиентов.
|
|
· Международные расчеты и документарные операции.
5. Изучить особенности обслуживания банком клиентов в области пластиковых карт.
· Порядок выпуска карт.
· Работа с предприятиями торговли и сервиса
· Реализация проектов, связанных с выплатой заработной платы с использованием пластиковых карт.
6. Ознакомиться с особенностями документооборота в банке.
7. Изучить основные нормативные акты ЦБ РФ по проведению кредитных, депозитных, расчетных и валютных операций.
8. Изучить формы, порядок и сроки подготовки отчетности банка.
9. Охарактеризовать и проанализировать организационную структуру банка.
10. Изучить особенности взаимодействия между подразделениями банка.
11. Изучить тарифную политику банка в регионе.
12. Охарактеризовать внешнюю среду функционирования банка.
13. Изучить и представить характеристику стиля руководства и особенностей корпоративной культуры в организации прохождения практики.
14. Применять полученные данные:
· При обслуживании клиентов.
· При подготовке отчетности.
· При оформлении внутренних документов банка.
Преддипломная практика в коммерческих банках организуется с целью получения теоретических и практических знаний в области операций коммерческих банков в РФ. По окончании преддипломной практики студент должен овладеть знаниями и навыками достаточными для трудоустройства в банке.
Для достижения поставленных целей преддипломной практики студент должен выполнить следующие задания:
1. Определить место и роль банка на рынке банковских услуг в регионе.
2. Изучить и охарактеризовать внешнюю среду функционирования банка.
3. Ознакомиться и иметь полное представление о перечне услуг, предлагаемых банком.
4. Изучить особенности обслуживания банком физических и юридических лиц.
5. Ознакомиться с тарифной политикой банка.
6. Изучить основные нормативные акты ЦБ РФ по проведению кредитных, депозитных, расчетных и валютных операций. Изучить особенности обслуживания банком физических и юридических лиц.
|
|
7. Ознакомиться с порядком работы банка с клиентами.
· Расчетно-кассовые операции
· Кредитные операции
· Депозитные операции и привлечение средств во вклады
· Валютно-обменные операции.
· Обслуживание экспортно-импортных операций клиентов.
· Международные расчеты и документарные операции
8. Изучить особенности обслуживания клиентов в области пластиковых карт.
· Порядок выпуска карт.
· Реализация зарплатных проектов.
· Разработка маркетинговых программ.
· Привлечение торгово-сервисных предприятий на обслуживание по эквайрингу.
· Реализация Интернет-проектов.
· Ведение специальных карточных счетов в программном комплексе банка.
· Обмен данными с процессинговым центром банка.
9. Ознакомиться с особенностями документооборота в банке.
10. Изучить формы, порядок и сроки подготовки отчетности банка.
11. Охарактеризовать и проанализировать организационную структуру банка.
12. Изучить особенности взаимодействия между подразделениями банка.
13. Изучить и представить характеристику стиля руководства и особенностей корпоративной культуры в организации прохождения практики.
14. Применять полученные данные:
· При обслуживании клиентов.
· При подготовке отчетности.
· При оформлении внутренних документов банка.