Формирование кадрового состава гражданских служащих.
По состоянию на конец первого квартала 2009 года общая штатная численность государственных органов субъектов Федерации составила 47698,5 ед. Наибольшая штатная численность зафиксирована в Республике Татарстан – 7781 ед. и Республике Башкортостан – 6662 ед. Наименьшая – в Республике Мордовия (1307 ед.).
В субъектах Федерации укомплектованность государственных органов кадрами превышает 90 %, достигая 97,2 % в Ульяновской области и 95,9 % в Чувашской Республике.
Подавляющий объем должностей (85,8 %) в штатной численности государственных органов составляют должности гражданской службы – 40951 ед. Укомплектованность должностей гражданской службы кадрами составляет 96,1 %. Общая численность гражданских служащих в регионах округа составляет 39362 человека. По состоянию на конец первого квартала 2007 года на 10 тыс. населения приходилось 12 служащих, в аналогичном периоде 2009 года – 13 человек.
За период с первого квартала 2007 года по конец первого квартала 2009 года численность гражданских служащих увеличилась на 1780 человек (на 4,7 %). В основном это обусловлено созданием новых и расширением штатов имеющихся органов исполнительной власти в связи с передачей им функций федеральных органов исполнительной власти с соответствии с требованиями федерального законодательства, а также принятием некоторых полномочий с муниципального уровня.
Анализ образовательного уровня гражданских служащих свидетельствует, что в целом уровень образования соответствует замещаемым должностям. На конец первого квартала 2009 года процент общего числа служащих, имеющих высшее образование, вырос по сравнению с аналогичным периодом 2007 года с 87,5 % до 89,7 %. В абсолютном выражении составляет – 35298 человек.
По прежнему 1/3 служащих (30,8 % в 2009 году и 31,9 % в 2007 году) имеют экономическое образование. Незначительно выросла доля специалистов, имеющих образование в сфере государственного и муниципального управления (6,8 % в 2009 году и 6,7 % в 2007 году).
Анализ кадровой ситуации по стажу и опыту работы гражданских служащих показывает, что в органах власти примерно в равных частях сочетаются группы служащих, имеющих достаточно большой опыт работы (стаж от 5 до 10 лет – 24,4 %, свыше 15 лет – 23,3 %) и работников, сравнительно недавно пришедших в органы власти (стаж от 1 года до 5 лет – 26,9 %). В тоже время уменьшилась доля лиц со стажем менее 1 года (9,7 % в 2009 году и 13,4 % в 2007 году). Данная динамика может свидетельствовать о закреплении кадров, поступивших на гражданскую службу несколько лет назад, о возросших требованиях к стажу работы, закрепленных в квалификационных требованиях, а также о приоритетном сокращении неопытных специалистов, обладающих недостаточным стажем работы.
В регионах округа общая численность гражданских служащих снизилась в течение первого квартала 2009 года на 240 человек (–0,6 %).
Организация гражданской службы. Конкурсы.
Работа по организации конкурсного отбора на замещение вакантных должностей гражданской службы проводится во всех субъектах Федерации. В первом квартале 2009 года во всех регионах округа состоялся 331 конкурс, в том числе: от 40 до 50 конкурсов – в 3-х субъектах Федерации (республики Башкортостан и Удмуртия, Нижегородская область), от 20 до 30 – в 4 регионах (республики Марий Эл, Татарстан, Чувашия, Самарская область).
Всего в конкурсных процедурах приняли участие 1611 человек, из которых 90 человек (5,6 %) не были допущены для участия в конкурсе. 2/3 лиц – 1072 человека не прошли конкурс на замещение вакантной должности.
Всего по результатам конкурса назначено 449 человек (19,5 % от общего количества назначенных на вакантные должности). В Ульяновской области все назначения на вакантные должности осуществляются по результатам конкурсов. В ряде субъектов Федерации (Республика Татарстан и Оренбургская область) таких назначений – 2/3, в Удмуртской Республике и Самарской области более 40 %.
Анализ причин назначения гражданских служащих без проведения конкурса (в соответствии с положениями федерального законодательства) свидетельствует о следующем.
Вместе с тем, анализ деятельности по проведению конкурсов в субъектах Федерации свидетельствует о необходимости решения некоторых проблемных вопросов:
– несовершенство применяемых оценочных процедур, присутствие субъективизма при оценке претендента, недостаточное использование инновационных механизмов отбора (в том числе, в связи с нехваткой финансирования);
– формализм при проведении конкурсных процедур;
– отсутствие единых критериев оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, отсутствие единой методики отбора и оценки;
– нехватка кандидатов для участия в конкурсных процедурах – менее двух кандидатов на вакантную должность (к примеру, юристы), что обуславливает высокую долю несостоявшихся конкурсов (по этой причине в первом квартале 2009 года в округе не состоялись 42 конкурса (12,7 % от общего количества конкурсов);
– недостаточная организационная подготовка проведения отборочных и оценочных процедур, непосредственно заседаний конкурсных комиссий. Так, 12 конкурсов (3,6 % от общего количества конкурсов) были проведены повторно в связи с тем, что в результате проведения первоначального конкурса не были выявлены кандидаты, отвечающие квалификационным требованиям к вакантной должности.
Кадровый резерв.
В большинстве субъектов Федерации округа приняты и действуют базовые региональные нормативные правовые акты по формированию кадрового резерва на гражданской службе. В Оренбургской области правовое регулирование формирования кадрового резерва осуществляется непосредственно органами государственной власти.
Кадровые резервы имеются в подавляющем большинстве – 378 региональных государственных органах (78,3 % от общего числа государственных органов).
Общая численность лиц, состоящих в кадровых резервах субъектов Федерации округа, составляет 10170 человек. Абсолютное большинство (92,3 %) включено в резерв по конкурсу. По иным основаниям (без проведения конкурсных процедур) включено 737 человек (7,2 %), в том числе: в Республике Башкортостан (18 %), Удмуртской Республике (24 %), Пермском крае (8,1 %), Нижегородской области (15,3 %).
В первом квартале 2009 года из состава кадровых резервов на вакантные должности было назначено 486 человек.
Аттестация, квалификационный экзаме.
В органах государственной власти субъектов Федерации проводится необходимая работа по оценке гражданских служащих: состоялось 208 заседаний аттестационных комиссий, на которых приняты решения:
– о соответствии замещаемой должности – 488 (70,2 %);
– о соответствии замещаемой должности и включении в установленном порядке в кадровый резерв – 181 (26 %);
– о соответствии замещаемой должности при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации – 22 (3,2 %);
– о несоответствии замещаемой должности – 4 решения принято в Пермском крае (0,6 %).
1383 гражданских служащих (3,5% от общего числа служащих) в 12 регионах успешно сдали квалификационный экзамен. В Оренбургской и Ульяновской областях квалификационные экзамены не проводились.