Определение структуры расходов организации и определение наиболее значимых статей для более глубокой детализации в процессе бюджетирования. Необходимо определить состав и структуру условно-переменных, условно-постоянных расходов, налоговых льгот, инвестиций, расходов на социальную сферу, затрат из прибыли и т.д.
Основными функциями системы бюджетирования являются: планирование деятельности организации, информирование, просчет различных вариантов бюджетов, мониторинг и анализ исполнения бюджетов.
Планирование деятельности организации. Эта функция сводится к формированию основного бюджета организации, отражающего снабженческие, производственные, сбытовые, финансовые и инвестиционные процессы ее деятельности в их взаимосвязи и взаимообусловленности, на базе принятых учетных концепций.
Реализация функции планирования дает возможность также формировать в соответствии с информационными потребностями менеджеров любые количественные показатели достижения целей организации (целевые показатели), оценивать степень достижения целей планируемой программой, проводить предварительный анализ деятельности и будущего финансового положения организации.
Завершающий этап осуществления данной функции – составление предварительных отчетов, с тем чтобы убедиться в обеспечении планируемой производственной программой удовлетворительной структуры баланса и высокого финансового результата.
Информирование. Эта функция системы бюджетирования заключается в доведении (с помощью бюджетов) до каждого из менеджеров сведений о роли управляемого им подразделения в планируемой программе и распределении ответственности за достижение целевых показателей.
Просчет различных вариантов бюджетов. Данная функция позволяет тесно представить взаимосвязь принимаемых решений и целевых показателей, оценить их совокупное влияние и вклад каждого решения в конечный результат, выявить решения, нарушающие гармонию производственно-хозяйственной деятельности.
Мониторинг исполнения бюджетов. Эта функция состоит в выявлении отклонений фактических результатов деятельности от запланированных и оценке их влияния на целевые показатели (как правило, на финансовый результат).
Анализ исполнения бюджетов. Выявленные отклонения важно изучить и соотнести с центрами финансовой ответственности (ЦФО). Анализ исполнения бюджета способствует принятию обоснованных корректирующих (регулирующих) решений.
При определении сущности функций системы бюджетирования необходимо учитывать, что возможны различные способы реализации каждой из перечисленных функций.