ГЛАВА II. Исследование психофизического развития школьников с ограниченными возможностями

Методика и организация исследования

 

 

Для оценки физического развития и соматотипа используются измерения антропометрических показателей роста, массы тела и окружности груди. Соотношение данных размеров интегрально отражает общий уровень морфологического и функционального развития организма, позволяет характеризовать физическое развития человека с определением своеобразия индивидуальных и групповых различий.

Оценка основных антропометрических данных может проводиться непараметрическим методом (центильный метод). Он основан на сравнении антропометрических показателей ребенка со среднестатистическими данными соответствующей половозрастной группы с учетом географической зоны проживания.

По мнению некоторых отечественных исследователей, соматотип применительно к ребенку означает не столько тип телосложения, сколько темповую характеристику роста: микросоматотип - замедленный, макросоматотип - ускоренный, мезосоматотип - средний темп роста.

Для определения гармоничности физического развития и соматотипа обследуемые должны быть разделены на соответствующие половозрастные группы девочек и мальчиков младшего, среднего и старшего школьного возраста.

Для выявления особенностей психомоторного развития используется следующая батарея тестов, сформированная на основе анализа научно-методической литературы:

1. Блок показателей, характеризующий быстроту: Время реакции (ВРиз, с), Теппинг-тест макс. (количество раз простукиваний карандашом за 10 секунд). Измерение простой двигательной реакции выполняется с помощью линейки длиной 40 см. Рука испытуемого вытянута вперед ребром ладони вниз. На расстоянии 1-2 см от ладони исследователь удерживает линейку, нулевая отметка находится на уровне нижнего края его ладони. В течение 5 секунд после предварительной команды «Внимание» исследователь отпускает линейку. Задача испытуемого – быстро сжать пальцы и поймать падающую вниз линейку как можно быстрее. Быстроту реакции определяют по расстоянию от нулевой отметки до нижнего края ладони (до хвата). Чем оно меньше, тем лучшей реакцией обладает испытуемый.

2. Блок показателей, характеризующий силовые способности: Кистевая динамометрия (Дмакс). Координационные способности: челночный бег 3x10 м.

Теппинг-тест применяется как для правой, так и для левой руки для оценки двигательной ассиметрии и определения ведущей руки.

Для общей оценки психоэмоционального состояния используется тест Люшера.

Оценка результатов должна проводиться с разделением на следующие группы: по возрасту (младшая, средняя, старшая) и по полу (мальчики, девочки). Младшая группа - с 1 по 4 класс, средняя - с 5 по 8 класс и старшая группа - с 9 по 11 класс.

Необходимым условием для правильного подбора физических упражнений и других средств адаптивной физической культуры с целью развития физических качеств аномального школьника, укрепления его здоровья и обеспечения наиболее полной социализации является проведение комплексного педагогического и медико-биологического обследования.

В целях изучения отношения воспитанников с нарушенным развитием к занятиям физическими упражнениями был проведен опрос в виде анкетирования и фиксированной беседы с детьми среднего школьного возраста с умственной отсталостью, с нарушением зрения, с нарушением слуха.

Восемь вопросов анкеты позволили сформировать два относительно целостных по информационной направленности блока. В первый блок входят вопросы, отражающие мнение школьников о влиянии двигательной активности на их состояние здоровья в целом. Второй блок вопросов характеризует отношение школьников с нарушенным развитием к урокам адаптивной физической культуры.

Экспериментальной базой исследования выступили коррекционные школы-интернаты г. Тамбова. Из числа учеников седьмых - восьмых классов было сформировано три экспериментальных группы в количестве 10 мальчиков с различными отклонениями в состоянии здоровья. Группа «А» – дети с нарушением слуха; группа «В» - дети с дети с ослабленным зрением; группа «С» - дети, с легкой степенью умственной отсталости.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: