Анализ результатов исследования

рис.1. Анализ результатов тестирования уровня психофизического развития детей с ограниченными возможностями

Результаты тестов, оценивающих частоту движений и время двигательной реакции, показали, что уровень развития скоростных качеств у детей с ослабленным зрением выше, чем у в других нозологических группах. Наихудшие показатели времени реакции имеют дети с умственной отсталостью. Тогда как показатель развития силовых качеств, определяемый кистевой динамометрией, у данной категории детей является самым высоким. По результатам челночного бега уровень развития координационных способностей самый высокий у детей с нарушением слуха. Причем этот показатель соответствует показателю координационных способностей здоровых детей.

Воспитанники коррекционных школ в целом считают себя в достаточной мере физически развитыми и подготовленными. Уровнем своей физической подготовленности удовлетворены 80% девочек и 95% мальчиков. Остальные дети, выражая крайнюю степень неудовлетворенности уровнем своей физической подготовленности, оценили ее как плохую.

Учащиеся продемонстрировали определенную склонность в выборе видов упражнений, которыми они предпочитают заниматься. Абсолютными лидерами по частоте предпочтений оказались подвижные и спортивные игры, беговые упражнения и велосипед.

По мнению К. Г. Юнга, очевидная разница в поведении человека определяется разными предпочтениями, которые выявляются очень рано. Анализ ответов респондентов среднего школьного возраста позволил определить, какие по направленности упражнения предпочитают воспитанники коррекционных школ.

 

 

Заключение

1. В процессе изучения результатов исследований специалистов в области АФК мы увидели реальные отклонения в физическом развитии у детей с различными формами нарушений опорно-двигательного аппарата по сравнению с нормой в разные возрастные периоды, что связано как с низкими начальными антропометрическими параметрами, вследствие основного заболевания, так и с прогрессирующим снижением скоростей роста этих интегральных показателей в процессе биологического развития. Особенно ярко это прослеживается в периоды полового созревания у девочек в среднем и старшем школьном возрасте, у мальчиков в старшем школьном возрасте. Вынужденное ограничение подвижности, ослабление или выпадение функций отдельных мышечных групп, ослабление мышечного тонуса, нарушение координации движений приводят к недостатку двигательной активности, что дополнительно к основному заболеванию тормозит ростовые процессы и биологическое развитие этих детей. Своевременное применение широкого спектра средств адаптивной физической культуры с самого раннего возраста и на всем протяжении роста и развития ребенка с нарушением функций опорно-двигательного аппарата помогает добиться значительных успехов в коррекции основного заболевания и приблизить к нормативным показателям физическое развитие аномального школьника. Адаптивная физическая культура в данном случае развивает компенсаторные возможности, уменьшает вынужденное ограничение подвижности, значительно расширяет спектр социаль­но-бытовых возможностей для данной категории школьников.

2. Изучение специальной литературы позволило выявить особенности нарушений психомоторных и сенсорно-перцептивных способностей у учащихся специальных (коррекционных) школ. Различия наблюдались у учащихся в соответствие с половозрастными особенностями.

Анализ полученных экспериментальных данных позволяет сделать вывод о необходимости создания комплексной программы по коррекции психомоторных и сенсорно-перцептивных нарушений у учащихся различной нозологии с учетом следующих направлений коррекционного воздействия: способность к точному управлению движениями в пространстве, способность к реагированию, способность к поддержанию максимально возможного темпа движений, снижение психического возбуждения.

3. Воспитанники коррекционных школ достаточно оптимистично оценивают свое состояние здоровья, улучшение которого многие из них связывают с систематическими занятиями физическими упражнениями и здоровым образом жизни.

Библиография

1. Астафьев Н.В., Самыличев А.С. Концепция дополнительного физкультурного образования умственно отсталых школьников. — Омск: СибГАФК, 1997.

2. Бахрах И. И., Волков В. М. Взаимосвязь некоторых функциональных показателей с пропорциями тела мальчиков пубертатного возраста. // Теория и практика физической культуры. М.,1974. № 7. С. 44-46.

3. Вайзман Н. П. Психомоторика умственно отсталых детей. — М.: Аграф, 1997.

4. Воронцов И. М., Матвеева Н. А., Максимова Т. М. Современное состояние, тенденции и проблемы оценки физического развития детей из разных экологических и экономических регионов России. // Педиатрия. М.,1995. № 4. С. 50-51.

5. Воронцов И. М. Оценка антропометрических данных // Вопросы охраны материнства и детства. М.,1985. №6. С. 6-11.

6. Гурфинкель В. С., Коц Я. М., Шик М. Л. Регуляция позы человека. — М.: Наука, 1965. —256 с.

7. Дорохов Р. Н. Физическое развитие детей школьного возраста. // Медицина, подросток и спорт. Смоленск, 1975. С. 5-38.

8. Мазурин А. В., Воронцов И. М. Пропедевтика детских болезней. Санкт-Петербург, 2000. С. 926.

9. Розанова Т.В. Развитие двигательной памяти у глухих и слышащих школьников // О психическом развитии глухих и нормально слышащих детей (сравнительный анализ). - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. - С. 200-225.

10. Рябова Л.В. Особенности функционального состояния слабослышащих детей дошкольного возраста и влияние элементов физического воспитания на их развитие: Автореф... канд. мед. наук.- М. -1969.-34с.

11. Скворцов Д. В. Клинический анализ движений. Стабилометрия: — М.:А03Т «Антидор», 2000. -192 с. 12.

12. Сермеев Б.В. Физическое воспитание слабовидящих детей. - М., 1983.

13. Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. - М., 1980.

14. Социализация детей с нарушениями интеллекта. – СПб.: «Дидактика Плюс», 2002. – 496 с

15. Черник Е. С. Физическая культура во вспомогательной школе: Учебное пособие. — М., 1997.

16. Шапкова Л. В. Средства адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / Под ред. С. П. Евсеева. — М.: Сов. спорт., 2001.

17. Шеффер Ч., Кэрри Л. Игровая семейная психотерапия. – СПб., 2000. – 384 с.

18. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе.

19. Anthony William A. Characteristics of people with psychiatric disabilities that are predictive of entry into the rehabilitation process and successful employment/ Psichosocial Rehabilitation Journal? Vol, 17, January 1994.

20. Gagey P. M., Weber B. Posturologie. Regulation et dereglements de la station debout. Paris: Masson, 1995. - 145 p.

 

ВЫСТУПЛЕНИЕ

Образование является одним из ключевых условий профессиональной и социальной реабилитации детей-инвалидов. Эффективность образовательного процесса определяется способностью решения специальными (коррекционными) образовательными учреждениями педагогических задач с учетом особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Анализ субъективных оценок воспитанников коррекционных школ состояния своего здоровья, отношения к занятиям физическими упражнениями и получение объективных показателей психофизического развития и факторов окружающей среды является весьма актуальным для дальнейшей разработки и совершенствования общих и частных методик адаптивной физической культуры, обеспечивающих физическую реабилитацию, интеграцию в общество и повышение уровня качества жизни детей-инвалидов.

В связи с этим нами было предпринято социально-педагогическое исследование, которое проводилось на базе коррекционных общеобразовательных школ Тамбова.

Цель исследования — изучение особенностей психофизического развития школьников с ограниченными возможностями.

В процессе исследования решались следующие задачи:

1. Изучить методико-педагогическую и медицинскую литературу.

2. Определить наиболее распространенные виды нарушений в состоянии здоровья школьников с ограниченными возможностями.

3. Изучить отношение детей среднего школьного возраста c ограниченными возможностями к занятиям АФК.

4. Оценить уровень физического развития детей с ограниченными возможностями.

Объектом исследования является процесс развития и коррекции физических качеств у школьников с ограниченными возможностями.

Предмет выпускной квалификационной работы – диагностика физического развития и отношения детей с ограниченными возможностями к занятиям адаптивной физической культурой.

В целях изучения отношения воспитанников с нарушенным развитием к занятиям физическими упражнениями был проведен опрос в виде анкетирования и фиксированной беседы.

Восемь вопросов анкеты позволили сформировать два относительно целостных по информационной направленности блока. В первый блок входят вопросы, отражающие мнение школьников о влиянии двигательной активности на их состояние здоровья в целом. Второй блок вопросов характеризует отношение школьников с нарушенным развитием к урокам адаптивной физической культуры.

Анализ ответов учащихся позволил установить, что воспитанники коррекционных школ в целом удовлетворены своим состоянием здоровья. Обычно плохо себя чувствуют старшеклассники с нарушением слуха и поражением опорно-двигательного аппарата, девочки с нарушением зрения и дети с умственной отсталостью. Жалобы детей преимущественно связаны с состоянием утомления, головной болью, дискомфортными ощущениями в области желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой и костно-мышечной системах, простудными явлениями: кашель, насморк. Воспитанников с нарушением зрения беспокоят боли в глазах.

Значительная часть школьников с ограниченными возможностями отмечают положительное влияние физической нагрузки, получаемой на уроках адаптивной физической культуры, на свое самочувствие. В факте общего улучшения состояния здоровья во взаимосвязи с занятиями физическими упражнениями убеждены в большей мере школьники с нарушением зрения и поражением опорно-двигательного аппарата, чем учащиеся с нарушением слуха и с умственной отсталостью.

Отрицают факт положительного влияния физической (двигательной) активности на здоровье человека с ограниченными возможностями часть воспитанников с нарушением зрения (5% девочек-подростков); учащихся с нарушением слуха (12% девушек и 6% юношей); воспитанников с легкой степенью умственной отсталости (по 3% мальчиков-подростков и юношей).

Остальные респонденты испытывали затруднение в определении своей позиции в данном вопросе и выбрали вариант ответа «не знаю». Наибольшее число респондентов, не определившихся с выбором, составили школьники с нарушением слуха (57% девочек и 61% мальчиков среднего школьного) и умственной отсталостью (70% девочек и 40% мальчиков среднего школьного возраста).

Активно проводить свое свободное время предпочитают школьники с умственной отсталостью и учащиеся с нарушением зрения (около 30%). Среди детей с нарушением слуха число респондентов, выбирающих активные формы досуга, составило около 10% девочек среднего возраста и 27% мальчиков и юношей. Эти школьники занимаются спортом самостоятельно и в спортивных секциях, много времени проводят на свежем воздухе, играя с друзьями; активно помогают по дому и т. п. Остальные респонденты в свое свободное от учебных занятий время играют в игрушки, на компьютере, музыкальных инструментах, смотрят телевизор, слушают музыку, читают, рисуют, любят просто полежать.

Дети с нарушенным развитием достаточно критично относятся к своим недостаткам. Значительная часть школьников понимает, что курение, употребление наркотиков, алкогольных напитков и т. п. наносит вред здоровью человека. Некоторые из них к вредным привычкам относят несдержанность в общении с окружающими людьми, употребление нецензурной лексики. Факт употребления наркотических веществ отрицали все опрошенные школьники. Определенная часть учащихся считает для себя абсолютно недопустимым нарушать принципы здорового образа жизни. Остальные курят и употребляют алкогольные напитки изредка. Многие это делают в компании сверстников, а также вместе с родителями по праздникам. Остается открытым вопрос: «Насколько искренними были дети в своих ответах?». При заполнении анкеты часть школьников выразила беспокойство по поводу сохранения конфиденциальности результатов анкетирования. Анкетирование показало, что уровень просвещенности учащихся с ограниченными возможностями в области теории адаптивной физической культуры и адаптивного спорта недостаточен. Только малая часть респондентов считает себя достаточно компетентными в вопросах физической культуры и спорта. Исходя из полученных результатов, следует предположить, что содержание теоретического раздела предмета адаптивная физическая культура должно соответствовать познавательным потребностям школьников, детальное изучение которых необходимо сделать предметом дополнительного исследования.

Рейтинг упражнений, составляющих первую тройку самых популярных упражнений среди детей с различными нарушениями в состоянии здоровья, выглядит следующим образом.

Девочки с нарушением зрения в младшем школьном возрасте готовы играть в подвижные игры (в 92% случаев), бегать (88%), кататься на велосипеде (81%); девочки-подростки - заниматься гимнастикой (в 70% случаев), кататься на велосипеде (60%). Мальчики с нарушением зрения на уроке физкультуры любят заниматься бегом (в 93% случаев), играть (90%) и лазать (87%).

Девочки с нарушением слуха выбирают игры и лазание. Мальчики младших классов хотят выполнять прыжковые упражнения (100%), играть.

Девочки с умственной отсталостью предпочитают игры (100%), бег и прыжки (по 50%), лазание и велосипед (по 50%). Мальчикам нравится заниматься играми (100%), бегом и прыжками (70%).

Для выявления особенностей психомоторного развития использовалась батарея тестов, сформированная на основе анализа научно-методической литературы (челночный бег, кистевая динамометрия, время реакции, теппинг-тест).

Результаты тестов, оценивающих частоту движений и время двигательной реакции, показали, что уровень развития скоростных качеств у детей с ослабленным зрением выше, чем у в других нозологических группах. Наихудшие показатели времени реакции имеют дети с умственной отсталостью. Тогда как показатель развития силовых качеств, определяемый кистевой динамометрией, у данной категории детей является самым высоким. По результатам челночного бега уровень развития координационных способностей самый высокий у детей с нарушением слуха. Причем этот показатель соответствует показателю координационных способностей здоровых детей.

Анализ полученных экспериментальных данных позволяет сделать вывод о необходимости создания комплексной программы по коррекции психомоторных и сенсорно-перцептивных нарушений у учащихся различной нозологии с учетом следующих направлений коррекционного воздействия: способность к точному управлению движениями в пространстве, способность к реагированию, способность к поддержанию максимально возможного темпа движений, снижение психического возбуждения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: