Любая экскурсия основана на сочетании двух главных элементов - показа экскурсионных объектов и рассказа о них.
Показ и рассказ на экскурсии не являются величинами одинаковыми для всех видов и тем экскурсий. Соотношение рассказа и показа может и должно изменяться. Показ объектов на одной экскурсии отличается от показа на другой по той же теме и по времени, затрачиваемому на него, и по методике проведения Такие же изменения происходят с рассказом. Он может быть более или менее подробным, более или менее образным
Основные причины этих различий - меняющееся содержание экскурсий в зависимости от: особенностей аудитории; обеспеченности данной темы объектами; характера демонстрируемых объектов; степени их сохранности; объема фактического материала, которым располагает экскурсовод; сложностей наблюдения и понимания объектов экскурсантами.
Любая экскурсия представляет собой взаимодействие трех компонентов - экскурсовода, объектов и экскурсантов. Основное в этом взаимодействии - максимальная активность этих компонентов. Важнейшей задачей экскурсионной методики является всемерная активизация экскурсовода, объектов и экскурсантов.
Основой становления экскурсии является изменение соотношения двух элементов ее составляющих - показа и рассказа. Нарастание экскурсионной ситуации (экскурсионности) можно проследить на следующих схемах:
1.
Исторические и другие сведения, связанные с объектами Перед экскурсоводом стоит задача - сообщить определенные знания по теме экскурсантам. Делается это в ходе ознакомления с заранее отобранными памятниками. На этой стадии из трех компонентов в состоянии активности находится только один - экскурсовод как источник устно сообщаемого материала. Экскурсант пассивен. Памятник еще не "заговорил".
2.
На этой стадии поставленная перед экскурсией задача несколько усложняется. Передавая свои знания по теме экскурсантам, экскурсовод адресует их к объектам. При этом он делает попытку связать устную речь и зрительный ряд.
Экскурсовод активизируется как руководитель показа. Появляются первые признаки активности экскурсантов.
3.
Показывая экскурсантам объекты и сопровождая свои действия пояснениями по теме, экскурсовод использует методические приемы, которые способствуют пониманию и запоминанию экскурсионного материала.
Экскурсовод не только передает свои знания экскурсантам, но и создает у них правильное представление об объектах и событиях, с ними связанных. На этой стадии опорой активности экскурсовода становится методика показа и рассказа. Экскурсовод заставляет экскурсантов наблюдать объекты, экскурсанты становятся более внимательными, активными.
4.
На этой стадии возникает экскурсионная ситуация как совокупность условий, обеспечивающих активное взаимодействие компонентов экскурсии. Роль экскурсовода еще больше возрастает. Его действия по отношению к объекту и экскурсантам активизируются.
5.
При такой форме взаимодействия компонентов еще более углубляется экскурсионная ситуация. Экскурсовод добивается, чтобы экскурсанты получили зрительное представление обо всем рассказанном и показанном. Его образный рассказ об объекте и событиях воздействует на экскурсантов, активизирует их внимание, помогает им увидеть объект и события в том виде, в каком он видит их сам. Экскурсовод анализирует объект, используя различные виды экскурсионного анализа, добивается, чтобы сам памятник рассказывал о себе своим "языком". Экскурсанты на этой стадии усваивают материал с помощью таких более сложных видов деятельности, как изучение и исследование объектов.
Каждая из приведенных схем дает представление об определенной стадии развития экскурсии. На этих стадиях происходит активизация каждого из компонентов экскурсии.
Сочетание показа и рассказа является стержнем понятия "сущность экскурсии". Возрастание экскурсионное можно увидеть при последовательном рассмотрении вариантов сочетания показа и рассказа. Перед нами возникает амплитуда от главенствующего положения рассказа в экскурсии к главенствующему положению показа. В пятом варианте сочетания показ окончательно подчиняет себе рассказ. Логика развития экскурсии приводит к оптимальному решению, при котором в сочетании элементов, составляющих экскурсию, показ занимает принадлежащее ему место. Показ первичен и экскурсовод следует от показа к рассказу.
Заключение
Сегодня экскурсионная теория представляет собой комплекс взглядов, идей, положений, которые лежат в основе экскурсионного дела в стране. С наибольшей полнотой и определенностью экскурсионная теория отражена в такой учебной дисциплине, как экскурсоведение. Само же экскурсоведение представляет собой комплексную научную дисциплину, раскрывающую теорию, методологию и методику экскурсионной деятельности, историю экскурсионного дела и обобщающую практику туристско-экскурсионных учреждений, функции, выполняемые экскурсией.
Деление экскурсий на четко определенные группы на практике носит несколько условный характер, однако имеет большое значение для деятельности экскурсионных учреждений. Правильная классификация экскурсий обеспечивает условия для лучшей организации работы экскурсовода с клиентами, облегчает специализацию, создает основу для деятельности методических секций. Использование закономерностей проведения экскурсий для конкретной группы способствует тому, чтобы каждая экскурсия готовилась и была эффективной. При разработке новых тем экскурсий с большей полнотой и целенаправленностью используются достижения отдельных отраслей знаний.
Всякая экскурсия ставит своей задачей - продемонстрировать заранее подобранные объекты и обогатить при этом определенными впечатлениями, в основном зрительными. Именно это составляет суть экскурсии как особой формы культурно-просветительной работы.
Большое значение для успеха экскурсии имеет ее зрительный ряд. Он должен быть построен таким образом, чтобы без подробного рассказа экскурсовода могла быть раскрыта поставленная тема. Поэтому экскурсовод должен правильно составить рассказ и подготовить показ той или иной экскурсии, ведь сочетание показа и рассказа является стержнем понятия "сущность экскурсии".
Для всего этого необходим квалифицированный специалист. Основой высокого мастерства экскурсовода являются знания, умения, навыки, личные качества, гордость совей профессией. Подлинное мастерство невозможно без любви к своему делу, уважения к избранной профессии.
Список использованной литературы
1. Емельянов Б.В. Экскурсоведение М: Советский спорт, 2007. - 216 с.
2. Илюхин М. М. Особенности и средства показа в экскурсии: Метод. рекомендации. – М., 1980.
3. Сервисная деятельность Г.В. Чекмаревой, Е.Ю. Коломыцкой, Е.В. Труновой, Л.М. Загорской
4. Браймер Р.А. Основы управления в индустрии гостеприимства.
5. И.Ю.Ляпина. Организация и технология гостиничного обслуживания. М 2002.
6. В.Г.Гуляев. Организация туристской деятельности. М.:Нолидж,1996.