double arrow

Виды экскурсий. Технология подготовки и организации экскурсий


Классификация транспортных путешествий и транспортных средств

Транспортные путешествия - это путешествия туристов (отдельно или группами) по путевкам на транспортных средствах разных видов по заранее утвержденным маршрутам. Существует несколько классификаций транспортных путешествий по ряду основных признаков.

По типу маршрута выделяют следующие виды транспортных путешествий: 1) железнодорожное; 2) морское; 3) речное; 4) автобусное; 5) авиационное; 6) прочие виды.

По виду транспорта выделяют следующие виды транспортных путешествий: 1) поезд; 2) автобус; 3) самолет; 4) теплоход, паром, яхта, лодка; 5) мотоцикл, велосипед; 6) воздушный шар, дельтаплан.

По сезонности выделяют следующие виды транспортных путешествий: 1) круглогодичные; 2) сезонные; 3) разовые.

По виду трассы маршрута выделяют следующие виды транспортных путешествий: 1) линейное; 2) кольцевое; 3) радиальное; 4) комбинированное.

По продолжительности путешествия выделяют следующие виды транспортных путешествий: 1) кратковременные; 2) типа уик-енд; 3) многодневные.

На практике транспортные путешествия, как правило, совмещают несколько видов транспорта. Например, путешествие может проходить на поезде и автобусе.




Существует классификация средств транспорта, разработанная в соответствии с Рекомендациями по статистике туризма, разработанными ВТО.

Согласно названным Рекомендациям воздушный транспорт включает: 1) рейсы, подчиняющиеся расписанию; 2) рейсы, не подчиняющиеся расписанию; 3) прочие воздушные перевозки.

Водный транспорт включает круизы, пассажирские перевозки и прочее.

Сухопутный транспорт, согласно Рекомендациям ВТО, включает:

1) железнодорожные средства передвижения; 2) автобусы и прочие автодорожные средства; 3) частные автомобили; 4) прокат автобусов и автомобилей; 5) прочие сухопутные средства передвижения.

При выборе средства передвижения турист может руководствоваться различными критериями. Основными из них являются: стоимость, скорость доставки до места назначения, комфорт и наличие условий для сна и отдыха, отсутствие шума, вибраций, уровень безопасности путешествия, условий перевозки багажа, условий питания, предоставляемые дополнительные услуги и другие условия, которые зависят от образа жизни и предпочтений отдельного туриста.

Главным критерием при выборе средства передвижения является безопасность путешествия. Поэтому туроператорам необходимо сообщить туристам, как и какие меры приняты для того, чтобы обеспечить пассажирам максимально безопасное путешествие.

Говоря о популярности транспортных средств, трудно сделать однозначный вывод о том, какое средство передвижения в настоящее время является самым востребованным. В последнее время возросла популярность путешествий на поездах, что связано с развитием высокоскоростных железнодорожных путей сообщения.



Рассмотрим характеристики основных видов транспортных средств.

Железнодорожный транспорт. Основной сферой использования данного вида транспорта являются массовые перевозки пассажиров. Это могут быть междугородние, межрайонные и международные перевозки.

Автомобильный транспорт считается самым маневренным и удобным средством передвижения. Это обусловлено высокой скоростью передвижения, возможностью доставки непосредственно до места назначения, большой подвижностью и т. д. Автотранспорт обеспечивает перевозки пассажиров внутри районов, а также доставку пассажиров от вокзалов и аэропортов до гостиницы и обратно.

Воздушный транспорт. Большая роль этого вида транспорта связана с большим расстоянием и скоростью перевозок. Воздушный транспорт обеспечивает экономию времени.

Порядок бронирования билетов. Чартерные перевозки

Услуга бронирования билетов может осуществляться через туристические фирмы, агентства железных дорог, центральные билетные кассы железных дорог, а также на вокзалах, станциях, в сети Интернет или по телефону.

Если турист бронирует билет на поезд дальнего следования, на скоростные линии, международные авиарейсы, то бронирование происходит с помощью автоматизированных систем бронирования билетов. Существует достаточно большое количество подобных систем бронирования билетов, например, Amadeus, Galileo, Sabre и др.



Бронирование билетов на воздушный транспорт имеет несколько особенностей. Подобное бронирование может осуществляться двумя основными способами: через агентство авиакомпаний и через системы бронирования.

Туристическая фирма может заключить договор на бронирование (квоту) определенного количества мест на регулярных рейсах для своих туристов.

Основные правила и требования при бронировании билетов воздушного транспорта: 1) авиакомпания самостоятельно может разрабатывать правила и порядок бронирования билетов; 2) необходимо соблюдать установленный порядок бронирования авиакомпании; 3) забронированные места должны быть задокументированы и оформлены надлежащим образом; 4) в случае, если пассажир заказывает двойную бронь (на два времени отправления пли два разных рейса) и очевидно, что он воспользуется лишь одним из них, оформление подобной брони запрещается; 5) у авиакомпании всегда должны быть контактные телефоны, по которым пассажир может связаться во время рейса; 6)

если пассажир отказывается от брони, он должен заблаговременно сообщить об этом в авиакомпанию.

В этом случае авиакомпания отменяет бронь, а также все услуги, предназначенные для данного пассажира.

Достаточно часто туристические организации заключают с авиакомпаниями договор на квоту (блок) мест на регулярных авиарейсах. Она может быть жесткой или мягкой. При жесткой квоте в случае неиспользования заказанных средств ответственность и все финансовые потери несет турфирма. При мягкой квоте предполагается, что турфирма может отказаться от квоты или ее части в связи с нереализацией какой-либо части путевок туристам. Туристическая фирма заблаговременно сообщает об отказе, чтобы авиакомпания могла реализовать билеты другим лицам.

Между авиакомпанией и туристической фирмой заключается договор, который должен содержать: 1) график функционирования туров фирмы в двух направлениях с указанием мест назначения; 2) число путешествующих граждан (сколько мест нужно зарезервировать); 3) скидки и льготы на квоту мест; 4) сроки подачи заявок на квоту и выкупа билетов; 5) сроки, в которые фирма может отказаться от билетов; 6) порядок возврата выкупных билетов; 7) ответственность при возврате билетов; 8) тарифы на билеты, условия льготных тарифов.

Полезно будет знать, что помимо регулярных и дополнительных рейсов могут проводиться так называемые чартерные перевозки. Время вылета при таких перевозках не регламентировано расписанием.

Чартерные перевозки имеют ряд особенностей. Рассмотрим эти особенности подробнее. 1. Чартерный рейс выполняется по заказу. Заказчиком подобного рейса может выступать: 1) отдельный туроператор, способный обеспечить загрузку борта. Как правило, такие туроператоры организуют туры по массовым (популярным) направлениям; 2) объединение туроператоров (пул туроператоров). Это союз, который направлен на выкуп чартерной линии. Подобное объединение происходит тогда, когда стоимость рейса оказывается слишком высокой, невыгодной для одного туроператора. В пуле туроператоров имеется один или несколько главных (консолидирующих) туроператоров. Ими могут быть либо генераторы идеи выкупа чартерной линии, либо операторы, на чью долю приходится большее количество место для пассажиров в самолете. Операторы, входящие в пул, распределяют между собой количество кресел на борту (блоки мест), и в случае непредвиденных обстоятельств (например, в случае нереализации билетов либо несвоевременной оплаты) финансовая ответственность отдельного туроператора ограничивается размером его блока мест; 3) авиакомпании могут организовывать чартерные рейсы на своих самолетах для того, чтобы получить большую прибыль, повысить имидж и репутацию. Чартерные перевозки могут позволить себе лишь те авиакомпании, чья загруженность авиалиний позволяет найти дополнительно время и средства для организации чартерных перевозок; 4)

авиаброкеры - это организации, основная деятельность которых заключается в бронировании чартерных авиарейсов, фрахтовании воздушных судов, заключении договоров о страховании самолетов и грузов, перевозимых воздушным транспортом. Услуги авиаброкеров очень удобны для операторов, несмотря на весомую переплату за них. Авиаброкеры предлагают следующие услуги: отсрочки платежа, выгодные для туроператора; более приемлемые и удобные для туроператоров размеры блоков мест на рейсе и т. д. Также услугами авиаброкеров удобно пользоваться в случае географической удаленности операторов от авиакомпании, либо недоверие авиалиний к туроператору на основании прошлого негативного опыта и т. д. 2.

Чартерные рейсы организовываются в любое время по желанию заказчика. Однако следует согласовывать время и место вылета и приземления с движением воздушного транспорта в аэропортах, затронутых в маршруте. 3.

Приобретение билетов на чартерные рейсы возможно только в обе стороны («туда - обратно »). 4.

Стоимость перелета, условия предоставления скидок и льгот устанавливаются заказчиком рейса. Эти условия устанавливаются заказчиком исходя из затраченных на организацию чартера средств и величины предполагаемой прибыли. 5.

Билеты на чартерный рейс распространяются заказчиком, уполномоченными лицами и службами авиакомпании.

Чартерные перевозки получили распространение для массовых направлений, так как массовость обеспечивает стабильность вылета без угрозы срыва по причине незагруженности рейса пассажирами. Поэтому индивидуальных пассажиров лучше всего направлять на регулярные рейсы.

Трансферы. Встреча и проводы туристов

Наземные службы в момент подготовки полета или по его завершению могут оказывать туристам различные услуги. Аэропорт обычно удален от места пребывания туристов, поэтому для повышения качества обслуживания в самом городе существует аэровокзал, где желающие могут купить билеты на авиарейсы. От аэровокзала в аэропорт следуют автобусы. Наземные услуги часто организовываются заказчиком-туроператором, однако реализуются они отдельными самостоятельными подразделениями, выполняющими указания туроператора.

Это могут быть билетные кассы, услуги различных служб на аэровокзале, специальные организации, предоставляющие трансфер туристам. К трансферам относится любая перевозка туриста внутри туристического центра. Это может быть доставка с вокзала, из аэропорта или морского порта в гостиницу и обратно; с одного вокзала, аэро- или морского порта на другой; из гостиницы в театр, кино, музей и обратно. В трансферы некоторых компаний входит контроль за посадкой на рейс, прохождение таможни.

Некоторые компании предоставляют услуги в У1Р-залах аэропортов: внеочередное прохождение паспортного контроля и регистрации билетов, выдачу багажа, услуги сопровождающего и др.

К услугам наземных служб относятся: 1)

ожидание и встреча туристов; 2)

регистрация туристов и их багажа; 3)

оформление формальностей, часто на выгодных в отличие от обычных условиях; 4)

другие услуги.

Чем лучше развиты услуги трансфера, тем лучше впечатления останутся у туриста от поездки. Именно поэтому очень важно продумать маршрут и условия передвижения туристов, а также обеспечить комфорт такого передвижения.

Безопасность при транспортных путешествиях

Рассмотрим требования безопасности на различных видах транспорта.

Требования безопасности на железнодорожном транспорте. Перед отправлением проводится инструктаж по технике безопасности, согласно которому: вход в вагон осуществляется в порядке очереди не позднее чем за 2-3 минуты до отправления поезда, запрещено садиться в вагоны и выходить из них во время движения состава, при посадке вещи необходимо сразу занести в вагон на свое место, во время стоянки поезда запрещено удаляться от вагона на большие расстояния, стоянка поезда может быть сокращена при его опоздании.

В пути следования поезда запрещается: 1)

выбрасывать мусор из окон; 2)

останавливать движение состава стоп-краном; 3)

нарушать покой пассажиров и режим работы работников поезда; 4)

находиться в поезде в нетрезвом состоянии; 5)

курить в вагоне; 6)

провозить «опасный» багаж; 7)

находиться на подножках вагонов, в переходах между вагонами, на открытом подвижном составе.

При путешествии в электропоездах следует соблюдать следующие меры безопасности: 1) входить и выходить из вагона нужно заранее; 2)

запрещается препятствовать закрытию дверей; 3) открывать окна только с правой стороны по ходу движения поезда и с согласия пассажиров, сидящих сзади; 4) запрещается курить; 5) запрещается провозить «опасный» багаж.

При заболевании туриста руководитель группы должен обратиться к проводнику за аптечкой.

В штате поезда в обязательном порядке должен находиться врач.

Требования безопасности на воздушном транспорте. Для пассажирских перевозок создаются максимальные условия безопасности полетов. Прежде всего, не все люди хорошо переносят полет. Некоторые пассажиры, особенно при взлете и посадке пли тряске самолета на воздушных турбулентных потоках, испытывают тошноту и головокружение. Таким пассажирам выдаются гигиенические пакеты. При недостаточности кислорода на борту имеются индивидуальные кислородные аппараты (маски). Для пассажиров, не переносящих высоту, не рекомендуется сидеть в креслах у окна. Запрещается массовое хождение пассажиров по салону самолета. Курение разрешается только в отведенных местах. Чаще курение на борту вообще запрещено.

При технических неисправностях, которые не позволяют продолжать полет, производится аварийная посадка самолета. Подобная посадка может производиться на землю или на воду. При аварийной посадке пассажирам самолета необходимо застегнуть ремни безопасности, предварительно отрегулировав их. При аварийной посадке пассажирам рекомендуется: 1)

вынуть из одежды расчески, ручки и иные мелкие предметы; 2)

снять очки, галстук (шейный платок), туфли на высоких каблуках; 3)

занять позу сидя в кресле. Следует нагнуться и обхватить колени руками, прижав голову.

На случай аварийной посадки воздушного судна и экстренной высадки пассажиров на землю (воду) самолеты оборудованы несколькими аварийными выходами (люками), снабженными надувными трапами, по которым пассажиры могут быстро спуститься на землю (воду).

В том случае, если самолет приземляется на воду, всем пассажирам выдаются спасательные надувные жилеты, которые находятся в багажных отделениях над (под) каждым креслом. Каждый самолет должен быть оборудован надувной спасательной лодкой.

Все авиаперевозчики уделяют большое внимание проблеме безопасности воздушных полетов, так как она является чрезвычайно актуальной в настоящее время.

Проблема обеспечения безопасности полетов и эксплуатации воздушных судов волнует всех перевозчиков. Перевозчики создают объединения, которыми разрабатываются единообразные международные и национальные нормы обеспечения безопасности.

В целях обеспечения безопасности осуществляется контроль над техническим состоянием самолетов. В аэропортах и на ремонтных стоянках все самолеты охраняются.

Перед посадкой в самолет все пассажиры проходят таможенный и паспортный контроль.

Требования безопасности на автомобильном транспорте. Дорожно-транспортные происшествия (аварии) могут происходить как по вине водителей или пешеходов, так и по вине пассажиров транспортных средств.

Общие обязанности водителей транспортных средств закреплены в Правилах дорожного движения РФ (утв. постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090).

Водителям автотранспортных средств запрещается: 1)

доверять управление транспортным средством лицу, не имеющему водительских прав; 2)

управлять транспортным средством в нетрезвом состоянии либо в состоянии сильной усталости, сонливости; 3)

принимать пищу, разговаривать по телефону во время движения автотранспортного средства, отвлекаться от управления транспортным средством; 4)

спать в кабине автотранспортного средства при работающем двигателе.

Водителю запрещается отклоняться от намеченного маршрута, который указан в графике следования.

При вождении транспортного средства водитель обязан соблюдать правила дорожного движения, контролировать все данные приборов автомобиля. При выявлении неисправностей водитель должен принять все необходимые меры по их устранению. В том случае, если водитель не может самостоятельно устранить неполадки он должен связаться с техническими службами либо обратиться за помощью к другим водителям. Перед выездом водитель подтверждает исправность средства в путевом листе.

Правила дорожного движения закрепляют определенные скоростные режимы для различных видов автомобильного транспорта, нарушение которых влечет наступление ответственности. Рассмотрим требования безопасности на различных видах транспорта.

Требования безопасности на железнодорожном транспорте. Перед отправлением проводится инструктаж по технике безопасности, согласно которому: вход в вагон осуществляется в порядке очереди не позднее чем за 2-3 минуты до отправления поезда, запрещено садиться в вагоны и выходить из них во время движения состава, при посадке вещи необходимо сразу занести в вагон на свое место, во время стоянки поезда запрещено удаляться от вагона на большие расстояния, стоянка поезда может быть сокращена при его опоздании.

В пути следования поезда запрещается: 1)

выбрасывать мусор из окон; 2)

останавливать движение состава стоп-краном; 3)

нарушать покой пассажиров и режим работы работников поезда; 4)

находиться в поезде в нетрезвом состоянии; 5)

курить в вагоне; 6)

провозить «опасный» багаж; 7)

находиться на подножках вагонов, в переходах между вагонами, на открытом подвижном составе.

При путешествии в электропоездах следует соблюдать следующие меры безопасности: 1) входить и выходить из вагона нужно заранее; 2)

запрещается препятствовать закрытию дверей; 3)

открывать окна только с правой стороны по ходу движения поезда и с согласия пассажиров, сидящих сзади; 4)

запрещается курить; 5)

запрещается провозить «опасный» багаж.

При заболевании туриста руководитель группы должен обратиться к проводнику за аптечкой.

В штате поезда в обязательном порядке должен находиться врач.

Требования безопасности на воздушном транспорте. Для пассажирских перевозок создаются максимальные условия безопасности полетов. Прежде всего, не все люди хорошо переносят полет. Некоторые пассажиры, особенно при взлете и посадке пли тряске самолета на воздушных турбулентных потоках, испытывают тошноту и головокружение. Таким пассажирам выдаются гигиенические пакеты. При недостаточности кислорода на борту имеются индивидуальные кислородные аппараты (маски). Для пассажиров, не переносящих высоту, не рекомендуется сидеть в креслах у окна. Запрещается массовое хождение пассажиров по салону самолета. Курение разрешается только в отведенных местах. Чаще курение на борту вообще запрещено.

При технических неисправностях, которые не позволяют продолжать полет, производится аварийная посадка самолета. Подобная посадка может производиться на землю или на воду. При аварийной посадке пассажирам самолета необходимо застегнуть ремни безопасности, предварительно отрегулировав их. При аварийной посадке пассажирам рекомендуется: 1)

вынуть из одежды расчески, ручки и иные мелкие предметы; 2)

снять очки, галстук (шейный платок), туфли на высоких каблуках; 3)

занять позу сидя в кресле. Следует нагнуться и обхватить колени руками, прижав голову.

На случай аварийной посадки воздушного судна и экстренной высадки пассажиров на землю (воду) самолеты оборудованы несколькими аварийными выходами (люками), снабженными надувными трапами, по которым пассажиры могут быстро спуститься на землю (воду).

В том случае, если самолет приземляется на воду, всем пассажирам выдаются спасательные надувные жилеты, которые находятся в багажных отделениях над (под) каждым креслом. Каждый самолет должен быть оборудован надувной спасательной лодкой.

Все авиаперевозчики уделяют большое внимание проблеме безопасности воздушных полетов, так как она является чрезвычайно актуальной в настоящее время.

Проблема обеспечения безопасности полетов и эксплуатации воздушных судов волнует всех перевозчиков. Перевозчики создают объединения, которыми разрабатываются единообразные международные и национальные нормы обеспечения безопасности.

В целях обеспечения безопасности осуществляется контроль над техническим состоянием самолетов. В аэропортах и на ремонтных стоянках все самолеты охраняются.

Перед посадкой в самолет все пассажиры проходят таможенный и паспортный контроль.

Требования безопасности на автомобильном транспорте. Дорожно-транспортные происшествия (аварии) могут происходить как по вине водителей или пешеходов, так и по вине пассажиров транспортных средств.

Общие обязанности водителей транспортных средств закреплены в Правилах дорожного движения РФ (утв. постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090).

Водителям автотранспортных средств запрещается: 1)

доверять управление транспортным средством лицу, не имеющему водительских прав; 2) управлять транспортным средством в нетрезвом состоянии либо в состоянии сильной усталости, сонливости; 3)

принимать пищу, разговаривать по телефону во время движения автотранспортного средства, отвлекаться от управления транспортным средством; 4)

спать в кабине автотранспортного средства при работающем двигателе.

Водителю запрещается отклоняться от намеченного маршрута, который указан в графике следования.

При вождении транспортного средства водитель обязан соблюдать правила дорожного движения, контролировать все данные приборов автомобиля. При выявлении неисправностей водитель должен принять все необходимые меры по их устранению. В том случае, если водитель не может самостоятельно устранить неполадки он должен связаться с техническими службами либо обратиться за помощью к другим водителям. Перед выездом водитель подтверждает исправность средства в путевом листе.

Правила дорожного движения закрепляют определенные скоростные режимы для различных видов автомобильного транспорта, нарушение которых влечет наступление ответственности.

Экскурсия - это интеллектуальная деятельность человека в свободное время, направленная на получение новой информации.

Можно выделить несколько основных признаков экскурсии: 1)

наличие экскурсионной группы; 2)

наличие профессионального экскурсовода; 3)

наличие определенной темы; 4)

наличие определенной задачи и цели; 5)

знакомство с объектами (в соответствии с определенной темой) в движении или при остановках.

Главным признаком экскурсии является единство показа объектов экскурсии и грамотного и интересного рассказа экскурсовода. Только при объединении этих двух условий экскурсия будет полной и интересной, а экскурсанты останутся довольны.

Классификация экскурсий представляет собой разделение их на типовые группы, подгруппы и виды. Классификация экскурсий по признакам помогает подготовить наиболее эффективную и интересную программу, в зависимости от ее целей и аудитории, дает возможность экскурсоводу правильно подобрать план экскурсии, тон подачи информации.

В своей общей массе экскурсии можно разделить по нескольким признакам.

По содержанию экскурсии делятся на: 1)

обзорные; 2)

тематические, которые, в свою очередь, могут подразделяться на исторические, литературные, природоведческие, военно-исторические и др.

По составу участников экскурсии делятся на экскурсии для: 1)

взрослых; 2)

детей; 3)

местных жителей; 4)

иногородних; 5)

иностранцев.

По месту проведения экскурсии бывают: 1)

городские; 2)

загородные; 3)

музейные; 4)

производственные; 5)

религиозные (экскурсии в монастырях, церквях).

По способу передвижения экскурсии бывают: 1)

пешеходные; 2)

транспортные; 3)

комбинированные.

На практике чаще всего используется классификация по признакам.

Существует еще несколько классификаций экскурсий. 1.

Классификация по степени увлеченности экскурсией. Сущность этой классификации заключается в делении всех участников экскурсий на определенные группы, в зависимости от их отношения к экскурсии, как к виду услуг.

Этот вид классификации включает три основные категории экскурсантов. В первую категорию экскурсантов входят любознательные люди, которые хотят знать «все обо всем», и экскурсоводы должны рассказать им все самое новое и интересное, не забывая о мелких подробностях. Это самые активные участники экскурсий. Они постоянно задают вопросы и требуют на них полных и развернутых ответов. В эту группу могут входить люди, различные по уровню дохода, образованию и возрасту. Но все они сходны в одном - в своем желании получать знания, их привлекают любые темы экскурсий. Во вторую категорию могут быть отнесены люди, которые имеют широкий круг знаний и проявляют определенный интерес к одной из областей знаний, например, к литературе XVII в. Чаще всего эта группа ставит перед собой задачу пополнить свои знания по интересующей теме, поэтому такие люди выбирают конкретную тему экскурсии и относятся к информации довольно серьезно. Работа с участниками этой группы требует постоянного расширения и углубления экскурсионной тематики. К третьей категории относятся люди, которые хотят заполнить свой досуг интересными мероприятиями без четко определенной цели. В ходе экскурсии в подобной группе происходит разделение: часть экскурсантов становится активными участниками мероприятия, другие не проявляют заинтересованности к речи экскурсовода. 2.

Классификация по роду занятий (профессии) экскурсантов. Для проведения экскурсий для подобных групп должны учитываться профессиональные интересы каждой группы. 3.

Классификация экскурсий по направленности на различные группы слушателей. Главное отличие экскурсий по данной классификации - это содержание мероприятия, зрительный и словесный материал, методика его преподнесения участникам. Нужно учитывать то, что люди различного возраста и разных профессий по-разному воспринимают и усваивают одинаковую информацию. Школьников, например, не заинтересует монотонный рассказ гида на тему, о которой они знают очень мало, в свою очередь, учителя и педагоги, воспитанные на научных трудах, не воспримут материал, изложенный в игровой форме, с использованием анекдотов и шуток.

Существуют также особенности проведения экскурсий для различных групп.

Всех участников экскурсий можно подразделить на: 1)

участвующих в обычных экскурсиях, которые помогают расширить кругозор слушателей. Среди этой части экскурсантов создаются группы из молодежи, детей, городских и сельских жителей, отдыхающих на туристических базах, в гостиницах или путешествующих по туристическим маршрутам. Тема экскурсии должна заинтересовать любого слушателя из данной группы. Для этого необходимо продумать методику преподнесения информации в зависимости от группы слушателей. Комплектование групп производится по желанию самих участников; 2)

участвующих в учебных экскурсиях, которые являются неотъемлемой частью учебного процесса. Подобные экскурсии помогают раскрыть темы, предусмотренные учебным планом. Учебные экскурсии проводятся для учащихся школ и вузов, а также для участников семинаров и курсов.

Экскурсии для сельского населения. Особенностью проведения названного вида экскурсий является то, что экскурсии проводятся между сельскохозяйственными работами. Именно поэтому такие экскурсии должны сочетаться с отдыхом. При подготовке данного вида экскурсий необходимо учитывать профессиональные интересы

данной группы экскурсантов, а также тот факт, что сельское население часто плохо знает город и слабо ориентируется в нем. Экскурсоводы должны хорошо знать интересы сельских жителей, иметь представление об их культурной жизни и производственной деятельности.

Экскурсии для приезжих граждан (жильцы гостиниц, пансионатов, отелей). При проведении подобных экскурсий, экскурсоводы должны помнить, что большинство туристов приезжает в незнакомый для них город. Приезжающие хотят узнать о городе побольше нового и познакомиться с его достопримечательностями. Программа экскурсий должна включать любые виды экскурсии - музейные, литературные и т. д.

Экскурсии для отдыхающих в санаториях. Особенность этих экскурсий заключается в том, что все люди, приезжающие в санаторий, имеют различные проблемы со здоровьем. При подготовке экскурсии необходимо учесть, какой срок может вынести отдыхающий на свежем воздухе, какая эмоциональная и умственная нагрузка необходима для того, чтобы человек, находящийся в нездоровом состоянии, мог полноценно воспринимать информацию.

Экскурсии для молодежи. При подготовке таких экскурсий нужно учитывать, что молодежь наиболее активна. Экскурсия должна быть построена в форме диалога, чтобы все могли задавать вопросы. Информация должна преподноситься в живой, активной форме, должны учитываться специфические особенности молодого поколения. Часто в экскурсию добавляют несколько современных интересных фактов. Экскурсию можно провести на роликах или велосипедах.

Экскурсии для детей можно разделить на две группы: 1)

школьные: урочные, внеурочные и внеклассные. Эти экскурсии носят обучающий характер. За знания, полученные на экскурсии, ученики часто получают оценку, которая заносится в журнал; 2)

внешкольные. Могут носить игровой характер, связаны с общим обозрением интересующей темы.

Технология организации экскурсии включает в себя два основных этапа.

Первый этап - подготовка экскурсии. В данный этап включается: 1)

выбор темы, целей и задач экскурсии; 2)

изучение и выбор экскурсионных объектов; 3)

разработка, уточнение и окончательное составление маршрута экскурсии; 4)

изучение материалов по выбранной теме экскурсии; 5)

разработка контрольного и индивидуального текста экскурсии; 8)

составление технологической карты экскурсии; 9)

проведение и утверждение пробной экскурсии.

Второй этап - проведение экскурсии - включает: 1)

показ объектов экскурсии; 2)

экскурсионный рассказ.

Правила безопасности при проведении экскурсий

При проведении экскурсий следует строго соблюдать правила безопасности.

Рассмотрим некоторые из первоочередных мер, обеспечивающих безопасность туристов при проведении экскурсий: 1)

проведение перед экскурсиями инструктажа и медицинского осмотра. К экскурсиям допускаются люди, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. В том случае, если у человека нестабильное состояние здоровья, в его медицинской справке должно быть указано - какие виды экскурсии он может посещать, а какие виды экскурсий ему противопоказаны.

К примеру, человеку с заболеваниями сердца могут быть разрешены автобусные, но противопоказаны пешеходные экскурсии; 2)

соблюдение установленных правил поведения, режимов передвижения и отдыха; 3)

выполнение всех указаний руководителя группы, гида или экскурсовода; 4)

неизменность установленного (утвержденного) маршрута передвижения; 5)

во время привалов в лесу запрещается разводить костры; 6)

запрещается пробовать какие-либо плоды, растения или грибы; 7)

запрещается трогать руками животных, пресмыкающихся и насекомых; 8)

запрещается при передвижении ходить босиком, в носках; 9)

запрещается пить воду из непроверенных водоемов, при жажде следует использовать воду из фляжки; 10)

соблюдать все правила личной и общественной гигиены, в случае ухудшения состояния здоровья или при травмах необходимо своевременно информировать руководителя экскурсии об этом; 11)

запрещается порча всех объектов экскурсии.

Отправляясь на экскурсию, следует взять с собой аптечку с необходимым содержимым.

В случае, если экскурсионная группа собирается большая и экскурсоводу трудно проводить экскурсию и следить за безопасностью туристов одновременно, в состав такой группы входит сопровождающее лицо, которое следит за соблюдением правил безопасности в то время, как экскурсовод проводит экскурсию.

Это наиболее общие требования безопасности, более точно их можно установить, исходя из конкретного места экскурсии, количества человек в группе, способа передвижения и т. д.

Качество экскурсий

Любая экскурсия должна соответствовать определенному уровню качества. На качество экскурсии может влиять: 1)

правильно (не правильно) выбранные цели и задачи экскурсии; 2)

доходчивость излагаемого материала; 3)

содержание экскурсии и т. д.

Для того, чтобы обозначить границы экскурсии, необходимо правильно подобрать тему экскурсии, чтобы люди могли по одному названию определить, интересует их данная экскурсия или нет. В качестве темы могут быть выбраны: 1)

жизнь и творчество известного человека; 2)

экологическое состояние какой-либо местности; 3)

культурные достопримечательности города, села и т. д.

Тема, заявленная в названии, при проведении экскурсии должна полностью раскрываться, чтобы у слушателей не осталось впечатления недосказанности.

Следующим критерием качества экскурсии является соответствие экскурсии ее цели. При определении цели нужно четко представлять себе, чего нужно добиться при проведении экскурсии, какие эмоции она должна вызвать у слушателей. Если по окончании экскурсии у слушателей не осталось никаких эмоций, значит цель экскурсии не была достигнута и ее качество не соответствует требованиям.

Для того чтобы экскурсия была более доходчивой для слушателей, нужно совместить в ней три средства наглядности: 1)

подлинные экскурсионные объекты по маршруту экскурсии (памятники культуры, растения и деревья, о которых ведется рассказ экскурсовода); 2)

словесная наглядность, достигаемая ярким интересным рассказом экскурсовода; 3)

материал из «портфеля экскурсовода».

Портфелем экскурсовода принято называть комплекс пособий для туристов с целью восстановления звеньев зрительного ряда. Это могут быть старые фотографии людей, имеющих отношение к теме экскурсии, географические схемы, карты, чертежи, открытки,

рисунки, письма. Если тема экскурсии связана с природой, то в качестве материалов «портфеля экскурсовода» могут выступать гербарии, различные геологические образцы, фотографии прошлого состояния природного объекта, которое не сохранилось в настоящее время.

Однако следует помнить, что перенасыщение экскурсии наглядными материалами может вызвать не интерес, а усталость от чрезмерного количества ненужных сведений.

Поэтому при выборе наглядных материалов необходимо руководствоваться следующим критериями: 1)

необходимость их использования; 2)

их необычность (если показывать туристам то, что они видели уже не раз, экскурсия может показаться им скучной); 3)

выразительность. Нужно определить, насколько конкретный материал отвечает цели экскурсии, и может ли он полностью передать идею представляемой информации; 4)

познавательная ценность. Нужно чтобы продемонстрированное средство наглядно максимально обогащало экскурсию, добавляло ей яркость.

Перечень пособий, входящих в состав «Портфеля экскурсовода» должен меняться со временем, учитывая все изменения и дополнения в теме экскурсии.

Экскурсия должна строиться в зависимости от того, какие люди будут ее слушателями.

Соблюдение правильной техники ведения экскурсии также влияет на качество экскурсии. От техники ведения зависит и уровень удовлетворенности экскурсантов, и наличие необходимых условий для восприятия материала.

К технике ведения экскурсии можно отнести: 1)

знакомство экскурсовода с группой слушателей. Если до места показа нужно ехать на автобусе, экскурсовод при входе в автобус знакомится с группой, представляется нм сам и называет туроператора, который организовал экскурсию. Затем экскурсовод зачитывает правила безопасности при проведении экскурсии. Если вся экскурсия проходит на автобусе, то экскурсовод читает текст экскурсии, стоя в передней части автобуса лицом к слушателям; 2)

проверка наличия всех слушателей производится перед тем, как начать рассказ, после того, как группа приехала на место экскурсии и покинула транспорт; 3)

расстановка группы у объекта экскурсии должна соответствовать требованиям безопасности во избежание травм, давки и т. д.; 4)

проведение экскурсии (включает ответы на вопросы слушателей, работу с «портфелем экскурсовода», работу с микрофоном).

Роль экскурсовода, руководителя группы

Руководитель группы или экскурсовод играет огромную роль в успешном проведении экскурсии. Какова бы ни была красота природы, о которой говорит экскурсовод, и какими завораживающими бы не были архитектурные памятники, составляющие главные достопримечательности исторических экскурсий, никакому слушателю не понравится экскурсия, если ее будет проводить скучный экскурсовод, целью которого будет скорее дочитать свой текст и покинуть своих слушателей. Поэтому экскурсовода нужно выбирать очень тщательно. При подготовке экскурсии большое внимание следует уделять обучению экскурсовода.

Важно понять, что успех экскурсии во многом зависит от того, насколько слушатели понимают то, что хочет им передать экскурсовод, насколько они чувствуют его настроение, и насколько сам экскурсовод желает раскрыть тему экскурсии своим слушателям. Другими словами, все это можно назвать контактом экскурсовода со своей группой. В процессе общения между экскурсоводом и слушателями должно установиться полное понимание. И если у экскурсовода не получается передать словами главную мысль экскурсии, можно говорить о том, что она не удалась.

Для того чтобы установить контакт со своей группой, экскурсоводу необходимо соблюдать несколько простых, но основополагающих правил при проведении экскурсии.

Первое правило - опрятный и представительный внешний вид. Впечатление об экскурсоводе складывается в первый момент общения, поэтому перед группой экскурсовод должен появиться в опрятном виде. Это касается не только чистой выглаженной одежды, но и прически, рук, ногтей и т. д.

Если с первых минут общения слушатели увидят, что перед ними человек неопрятный пли экскурсовод в порванных джинсах, то установить настрой на экскурсию, особенно если она затрагивает серьезные темы культуры или войны, будет очень непросто, и даже грамотно продуманный план экскурсии не сможет помочь.

Второе правило - яркое вступительное слово. Если внешний вид экскурсовода дает слушателям с первых минут понять, что за человек стоит перед ними, то вступительное слово несет такую же информационную нагрузку, только относительно содержания и целей экскурсии. Многие люди едут на экскурсию, не зная заранее ее темы, места проведения, потому что она входит в стоимость путевки и отказываться от нее нецелесообразно. Поэтому именно по вступительному слову люди определяют - интересна ли им данная тема и насколько.

После вступительного слова экскурсовода, как правило, происходит расслоение туристов на группу слушателей, увлеченных экскурсией, и группу «скучающих» слушателей, которых экскурсия не интересует. Цель вступительного слова - убедить экскурсантов, что они не пожалеют о своем приходе на эту экскурсию.

Третье правило - грамотная речь экскурсовода. Высокая культура речи - это одно из главных требований к профессиональному экскурсоводу.

Экскурсоводу предстоит не только отобрать материал из письменных источников и согласовать его в соответствии с правилами устной речи, а также с целью самой экскурсии и аудиторией, перед которой он выступает. На него ложится задача преподнести это так, чтобы учесть интересы каждого слушателя, при этом сохранив смысловую нагрузку, заложенную в тему экскурсии.

Экскурсоводу нужно заранее изучить все сложные слова - диалектизмы, профессиональные термины, архаизмы, входящие в основной текст экскурсии, для того чтобы во время чтения не ошибиться и не запутаться в них.

Следует избегать в речи штампов, обезличивающих речь, а также слов, в произношении которых сам экскурсовод сомневается.

В экскурсии рекомендуется употреблять пословицы, поговорки, крылатые слова. Это связано с тем, что именно в них порой заложен самый главный смысл передаваемой информации, и слушатели поймут экскурсовода за три слова скорее, чем если бы он пытался донести до них смысл своими словами на протяжении нескольких минут. Поговорки оживляют общение экскурсовода с группой, делают его речь более выразительной, эмоциональной и интересной.

Необходимо искоренить из речи экскурсовода слова-паразиты, такие как «ну», «так сказать», «короче», «вот» и т. д.

Следует уделить внимание темпу речи, т. е. скорости произношения элементов речи. Темп не должен быть постоянным на протяжении всего доклада экскурсовода. Это может зависеть и от времени, отведенного на сообщение экскурсовода, и от реакции слушателей на передаваемую информацию. Исходя из общих правил, нужно помнить, что слишком медленная речь усыпляет и утомляет слушателей, они теряют к информации всякий интерес. В свою очередь, слишком быстрая речь приводит к умственному напряжению, теряется смысл сказанного. Поэтому экскурсовод должен выбрать оптимальный темп речи и уметь грамотно управлять нм на протяжении всей экскурсии.

Речь экскурсовода должна быть эмоциональной, а слушатели должны верить, что оратор действительно прочувствовал передаваемую информацию, а не просто заучил написанный текст. Правильно построенная речь помогает достигнуть полного восприятия получаемой информации слушателями.

Четвертое правило - уместные жесты и мимика. Жесты и мимика являются проявлением эмоциональности оратора, они настраивают слушателей на нужный лад, задают верный тон экскурсии. Все жесты по смысловой нагрузке можно разделить на значимые и незначимые. Значимые, в свою очередь, делятся на ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные, побудительные и др. К незначительным можно отнести нервное потирание ладоней, встряхивание головой, покусывание губ и т. д. Такие жесты следует удалять из жестикуляции. Мимика также должна соответствовать характеру речи и способствовать взаимопониманию оратора и слушателей.

Пятое правило - адекватная реакция на непредвиденные происшествия. Во время экскурсии часто происходят непредвиденные происшествия. Например, внезапно начавшийся ливень, проезжающая машина скорой помощи, приступ кашля у экскурсовода и т. д. Экскурсоводу очень важно правильно повести себя в подобных ситуациях. Нельзя делать вид, что ничего не происходит, это вызовет лишь скрытые смешки и отвлечет внимание слушателей от говорящего. Лучше всего спокойно дождаться, пока все закончится, и после этого прокомментировать произошедшее в шутливой или в повествовательной форме, в зависимости от аудитории. Это даст слушателям чувство единения экскурсовода с группой и поможет вернуть внимание слушателей к раскрываемой теме.







Сейчас читают про: