Учитель химии
ОШИ № 1 г. Дружковка
Илюшина В. А.
Цель экскурсии: закрепить и углубить знания учащихся о лекарствах; выяснить, как они
хранятся на складе и в домашних условиях; собрать материал для
использования на уроке по данной теме; развивать и формировать
основные группы компетенций (коммуникативные,
самообразовательные). Продолжить экологическое воспитание.
Тип занятия: урок - экскурсия.
Участники экскурсии: учащиеся 7 – 8 классов, заведующий аптекой, учитель химии.
Экскурсия помогает конкретизации и углублению теоретического материала, дает возможность показать ученикам содружество науки и практики; имеет большое воспитательное значение. Вначале учитель должен ознакомиться с объектом экскурсии. Нужно также договориться о времени провождения экскурсии, изучить основные вопросы, на которых нужно остановиться; провести подготовительную работу с учениками
Во время экскурсии все сообщения в основном были сделаны учащимися. Учитель химии помогает систематизировать изученный материал. Главный экскурсовод заведующий аптекой
План экскурсии
Содержание | Методы | Место проведения |
1. Сбор учащихся | Инструктаж | школа |
2. Знакомство с объектом | Беседа | аптека |
3. Выявление правил хранения лекарств | Беседа, самостоятельная работа | аптека |
4. Обсуждение результатов хранения лекарств | Итоговая беседа | аптека, школа |
Главное внимание во время экскурсии следует обратить на самостоятельное добывание знаний учащимися путем выполнения индивидуальных заданий.
Учащиеся объединены в четыре группы. Каждая группа получает задание:
1 группа – Собрать сведения о создании аптек в городе и перспективы их дальнейшего
расширения.
2 группа – Ознакомиться с хранением каждого вида лекарств в аптеке.
3 группа – Выяснить, какие заводы являются поставщиками лекарств.
4 группа – Домашняя аптечка (подготовить сообщения об основных видах лекарств, о
способах хранения и применения).
Описание проведенной экскурсии
В начале экскурсии один из учеников рассказал, когда была построена первая аптека, какое количество лекарств было.
Второй ученик продемонстрировал план аптеки (выполненный им самим)
Ученик из второй группы сделал сообщение о том, что в аптеки поступает более десяти видов лекарств (обезболивающие, сердечно-сосудистые, противогриппозные, лекарства фитотерапии, от головной боли, гипертонии и другие).
Ученики третьей группы назвали заводы-изготовители лекарств в Украине: ВАТ Концерн «Стирол» г. Горловка, ТОВ фармацевтическая компания «Здоровье» г. Харьков, ОАО «Фармак» г. Киев, АТ «Галичфарм» г. Львов, «Фармацевтический витаминный завод» г. Умань, Борисовский завод медицинских препаратов. Назвали страны, с которыми подписаны договора о поставке лекарств: Германия (компания Грюменталь ГМБХ), Россия (ОАО «Новосибирский химико-фармацевтический завод»), Индия, Вьетнам, Болгария и другие.
После этого экскурсовод приглашает учащихся осмотреть отдельные секции аптеки. Дополняет ответы учащихся о правилах хранения и комплектации лекарств в домашней аптечке.
Учащиеся задают вопросы, ответы на которые заносят в конспект:
– Как определить сроки хранения лекарств;
– Порядок хранения лекарств каждого вида и установить зависимость способа хранения от их свойств.
– Какие лекарства нельзя хранить в домашней аптечке.
Ученик четвертой группы рассказывает о фито-лекарствах, заготовке и демонстрирует собранные растения.
Экскурсовод добавляет, что при нарушении технологии заготовки растений, они теряют свои лечебные свойства, а у некоторых повышается концентрация ядовитых свойств. Поэтому необходимо знать сроки заготовки растений.
После экскурсии учащиеся обобщаю материал экскурсии, и проводится беседа. Экскурсовод дополняет обобщения учащихся, что при правильном хранении и применении лекарственных препаратов повышается их экономическая эффективность, при неправильных – происходить постепенное изменение их состава и свойств.
Учитель обобщает материал. Записи сохраняются, чтобы этот материал можно было использовать для оформления стендов, рефератов, докладов.
Домашнее задание – оформить материалы экскурсии (право выбора учащихся).
Тема урока: экскурсия в зимний парк, красота родной природы.
Цели и основные задачи: организовать деятельность учащихся по формированию конкретных представлений о характерных признаках зимы и установлению взаимосвязей между изменениями, происходящими в неживой и живой природе; формировать практические умения учащихся по определению деревьев, глубины снежного покрова, навыки проведения самостоятельных наблюдений в природе; способствовать развитию наблюдательности, речи, умению выделять существенные признаки в процессе наблюдений, делать выводы; воспитывать активность, самостоятельность, интерес к изучению окружающей природы, чувства прекрасного
Средства обучения: карточки-телеграммы от животных, карточки для парной работы, карточки для дидактической игры.
Содержание экскурсии: определение характерных признаков зимы, установление взаимосвязей между компонентами живой и неживой природы, наблюдение за объектами неживой и живой природы.
Методы и виды работ: беседа, чтение стихотворения, рассказ учителя, наблюдение, самостоятельная работа, парная работа, дидактическая игра.
Маршрут и объекты для наблюдений: двор школы, тротуар, пешеходный переход, парк.
Вид экскурсии: текущая.
Ход урока
Организация начала урока
Проведение экскурсии
- Сообщение темы, целей и задач урока
- Повторение правил поведения во время проведения экскурсии
- Чтение учителем загадки и стихотворения
Загадка: Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокоса, круглолица,
Как махнула рукавом –
Всё покрылось серебром. (зима и зимние месяцы)
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл –
И вот сама
Идёт волшебница – зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сровняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.
- Беседа с учащимися
- О каком времени года А.С.Пушкин написал стихи?
- Какая погода обычно стоит зимой? Какой дует ветер чаще?
- Как светит солнце? Какая температура наблюдается зимой?
-Какого цвета неба? Что произошло с рекой?
- Чем покрыта земля?
- Что под снегом?
- Какие осадки выпадают зимой?
- Какие изменения произошли с лиственными деревьями?
- На каких деревьях не опали листья?
- Как называются листья у хвойных деревьях?
- Каких птиц мы можем встретить, чем они заняты? Чем они питаются зимой?
- Какую помощь может оказать человек?
- Какие изменения произошли в жизни животных?
5. Чтение телеграмм
- Угадайте от кого эти телеграммы?
1) У меня нет берлоги. Не нужна мне и нора:
От врагов спасают ноги, а от голода – кора. (заяц)
2) Я спряталась в дупло – в нём сухо и тепло.
Запасла грибов и ягод, столько что не съесть и за год. (белка)
3) Подошла к реке напиться, чёрным носиком попала в льдинку, полизала её. Пришлось пожевать снежинку вместо воды. Заметала следы пушистым хвостиком. (лиса)
4) Веду полуактивный образ жизни.
Запас осиновых и ивовых веток:
посплю – поем, поем – посплю.
6.Наблюдение
а) измерение снежного покрова с помощью линейки
– Почему глубина снега в разных местах разная?
б) рассматривание лиственных деревьев
- Найдите на ветках почки (почки скрыты от морозов чешуйками)
7. Игра «Новосёлы»
- Ребята, у вас карточки с названиями животных. Давайте их расселим по домикам.
Домик 1 – животные, которые к зиме делают припасы (белка, бобр)
Домик 2 – животные, которые впадают в спячку (медведь, ёж)
Домик 3 – животные, которые ищут зимой корм в природе (лиса, волк, заяц, лось)
8.Парная работа
Учитель предлагает учащимся подобрать эпитеты, характеризующие красоту русской зимы. Дети получают карточку на двоих со словом (снежинки, погода, деревья, снег, река, природа, лес)
9.Обсуждение зимних примет
Учащиеся зачитывают приметы с карточек:
Кошка клубком к морозу.
Воробьи дружно расчирикались к ветру.
На утренней зорьке солнце красное – на метель.
Мороз к вечеру слабее – к осадкам.
Звёзды яркие – к морозу.
Обобщение
Беседа
- Какие изменения произошли в неживой природе? В живой природе?
- Какие осадки выпадают зимой?
- Какова глубина снега, которую мы измеряли?
- Как молодые листочки укрываются от мороза? Чем питаются птицы?
- На какие три группы можно условно разделить животных?
Итог урока. Рефлексия.
- Экскурсия в зимний парк.
Цель: Уточнить и расширить знание о характерных признаках зимы (холодно, мороз, солнце не греет, везде лежит снег, он серебриться на свету, ветер холодный, деревья, кусты и трава под снегом живые, но не растут, спят). Закрепить умение находить и узнавать зимующих птиц: воробья, сороку, ворону, синицу, снегиря. Учить видеть особенности их поведения зимой. Упражнять в умении различать деревья по расположению ветвей и оставшимся семенам. Дать знания о помощи людей растениям и птицам в зимних условиях. Воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь ее.
- Дидактическая игра «К названному дереву беги».
Цель: Учить детей быстро находить названное дерево.
- Дидактическая игра «Найди дерево по семенам».
Цель: Учить детей находить целое по части.
Развивающая среда: Деревянная рейка с делениями для измерения глубины снега, лопатка для раскапывания снега, корм для птиц: семена тыквы, подсолнечника, ягоды рябины, белый хлеб, кусочки сала, коробка или корзинка.
Содержание.
- По дороге в парк обращается внимание детей на состояние природы (холодно, морозно). Какое небо? (Серое, хмурое). Как светит солнце? (Солнце светит, но не греет).
Воспитатель напоминает правила поведения в парке. Люди, приходящие в парк,- гости. Они должны вести себя скромно, не нарушать жизнь его хозяев. Войдя в парк, произносит вместе с детьми:
Нор звериных,
Птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птицам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.
Воспитатель обращает внимание детей, как изменился общий вид парка. Снег покрыл всю землю, все растения укрыты снегом, под снегом им тепло, как под одеялом.
С помощью рейки-мерки замеряется глубина снега. Снег стал глубоким. Он спасает растения, корни деревьев от мороза. Деревья стоят голые, им зимой не хватает света и тепла, но они не погибли, они спят до весны. Дети отыскивают места, где под снегом есть зеленая травка, раскапывают снег, рассматривают, обсуждают, почему она могла остаться такой (снег спасает траву от мороза), и снова укрывают ее снегом. Обращается внимание детей, что нет насекомых, они спрятались в почве, опавших листьях, коре деревьев. Воспитатель находит с детьми и рассматривает следы зверей, обсуждают их происхождение.
Дети наблюдают за птицами, узнают их по внешнему виду. Их стало меньше. Что изменилось в поведении птиц по сравнению с летом и осенью? Кормят птиц. (Семена подсолнечника, тыквы, крошки белого хлеба, развешиваем на тонкие ветки кусочки сала для синичек.)
Воспитатель обращает внимание детей на деревья. Они рассматривают кору, семена, ветки, почки. Вспоминают названия деревьев.
Каждому ребенку предлагается выбрать дерево, подойти к меня, погладить кору, погреть дыханием, прижаться щекой, сказать ласковые слова.
- Затем дети играют в игру «К названному дереву беги». Все дети должны внимательно слушать, какое дерево названо, и по сигналу «Раз-два-три-беги» перебегать к нему.
- Воспитатель показывает детям семена и плоды деревьев, которые сохранились зимой (липы, клена, рябины) и предлагает подойти к тому дереву, семена и плоды которого показаны (игра «Найди дерево по семенам»).
После игр дети делают живую картину «Если бы я был деревом…» Подняв руки вверх, они замирают на несколько секунд, воображая, что корнями вросли в землю. Затем обсуждают с воспитателем, что они испытывали, будучи деревьями.
Слушают тишину зимнего парка, наслаждаются его красотой и прощаются с ним:
Ты расти на радость людям,
Мы дружить с тобою будем,
Добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес!