Новые международные финансовые инструменты

Зарубежная и отечественная практика подразделяет финансовые рынки на:

· первичный, т.е. рынок сделок с реальным товаром;

· вторичный — «бумажный» рынок, т.е. рынок имущественных прав, материализованных в документах (титулов собственности), — рынок ценных бумаг.

Последние десятилетия ознаменовались появлением и активным развитием еще более сложных инструментов, производных от вторичного рынка — рынка ценных бумаг. К числу финансовых инструментов, в основе которых лежат другие, более простые финансовые документы, относятся финансовые деривативы (дериваты). Как правило, основой дериватива является финансовый инструмент, обращающийся на наличном рынке, например облигация или акция.

К числу финансовых деривативов о тносятся: фьючерсы, опционы, опционы на фьючерсные контракты и свопы, депозитарные расписки и др. Все эти инструменты играют важную роль в управлении рисками.

Появление новых финансовых инструментов явилось результатом активной инновационной деятельности на рынках ценных бумаг. Непосредственными причинами, способствующими такой деятельности и стимулирующими создание новых финансовых инструментов, стали: постоянные колебания курсов валют, курсов ценных бумаг и процентных ставок по заемным средствам. Вследствие этого появилась необходимость в поиске средств защиты от рисков операций с валютой, займами, ценными бумагами.

Одним из инструментов финансового рынка, получившего распространение в последние годы, в том числе и среди российских компаний, являются депозитарные расписки.

Депозитарная расписка — это производная ценная бумага, выпущенная на бумаги иностранного эмитента и имеющая свободное хождение в стране выпуска. Различают два вида депозитарных расписок: американские (АДР) и глобальные (ГДР). АДР обращаются на рынке США и деноминированы в долларах. ГДР функционируют как на рынке США, так и на рынках Западной Европы. Депозитарные расписки — это инструмент для приобретения инвесторами ценных бумаг иностранных эмитентов.

АДР котируются как на биржах, так и на внебиржевом рынке. Условия их обращения ничем не отличаются от условий обращения ценных бумаг американских корпораций. Как правило, одна АДР соответствует одной акции иностранной корпорации. В случае, если стоимость базовой бумаги существенно отличается от американских норм, АДР либо объединяют несколько акций, либо выпускаются пакетами на одну акцию.

В большинстве случаев эмиссия АДР не зависит от базовой корпорации. Инициаторами выпуска являются американские финансовые институты.

В последнее время у АДР появились конкуренты. Помимо ГДР имеются депозитарные расписки, размещаемые на азиатском рынке, а также российские депозитарные расписки, появившиеся на фондовой бирже на Бермудах.

АДР, выпущенные на российские акции, обладают рядом преимуществ для своих держателей.

Во-первых, не требуется регистрация у российского реестродержателя, так как все операции по регистрации осуществляются кастодиальным банком, являющимся номинальным держателем акций, на которые выпущены АДР.

Во-вторых, существует несколько уровней депозитарных расписок, что обеспечивает их свободное обращение на зарубежных фондовых биржах и в системах небиржевого рынка. Это делает их доступными практически для всех инвесторов.

В-третьих, владельцы депозитарных расписок могут осуществлять сделки купли-продажи за пределами страны — эмитента акций, что освобождает их от уплаты местных налогов.

44. Показатели уровня экономического развития

Разнообразие исторических и географических условий существования и развития различных стран, сочетание материальных и финансовых ресурсов, которыми они располагают, не позволяют оценить уровень их экономического развития каким-то одним показателем. Для этого существует целая система показателей, среди которых выделяются, прежде всего, следующие:

• общий объем реального ВВП;

• ВВП/ВНП на душу населения;

• отраслевая структура экономики;

• производство основных видов продукции на душу населения;

• уровень и качество жизни населения;

• показатели экономической эффективности.

Если объем реального ВВП характеризует главным образом экономический потенциал страны, то производство ВВП/ВНП на душу населения является ведущим показателем уровня экономического развития.

Например, ВВП на душу населения, если его считать по паритету покупательной способности (см. гл. 38), в Люксембурге составляет около 38 тыс. долл., что в 84 раза превосходит ВВП на душу населения в самой бедной стране — Эфиопии и даже выше, чем в США, хотя экономические потенциалы США и Люксембурга несравнимы. Показатели уровня и качества жизни многочисленны. Это в первую очередь продолжительность жизни, степень заболеваемости различными болезнями, уровень медицинского обслуживания, состояние дел с личной безопасностью, образованием, социальным обеспечением, состоянием природной среды. Немаловажное значение имеют показатели покупательной способности населения, условий труда, занятости и безработицы.

Экономическая эффективность характеризуется прежде всего производительностью труда, рентабельностью производства, фондоотдачей, капиталоемкостью и материалоемкостью единицы ВВП. В России эти показатели в 90-х гг. ухудшились.

Следует подчеркнуть, что уровень экономического развития страны — это понятие историческое. Каждый этап развития национальной экономики и мирового сообщества в целом вносит те или иные изменения в состав его основных показателей.

45. Основные ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ФОРМ СОТРУДНИЧЕСТВА.

 

 

19. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ

  Торговая политика — относительно самостоятельное направление бюджетно-налоговой политики правительства, связанное с государственным регулированием объемов внешней торговли через налоги, субсидии и прямые ограничения на импорт или экспорт.
Большинство экономистов последовательно выступает за либерализацию внешней торговли, так как эффекты торговых ограничений имеют краткосрочный характер, а в более долгосрочной перспективе только свободная торговля приводит к рациональному размещению и использованию экономических ресурсов. Однако на практике на пути свободной торговли стоит большое количество барьеров, которые используются в качестве инструментов торговой политики, — тарифов, квот, добровольных ограничений экспорта и так далее. страны активно используют как тарифные, так и нетарифные формы протекционизма для достижения различных целей: защиты национальной промышленности, сохранения рабочих мест и поддержания занятости, создания новых конкурентоспособных отраслей, пополнения доходной части бюджета и др. Реально происходит изменение хозяйственных функций государства в сторону активного участия в борьбе за мирохозяйственные позиции. Либерализация внешней торговли – не самоцель, а важное средство достижения стратегических целей экономического развития. Совокупность мер, которые используются государствами в сфере внешнеэкономической деятельности для решения определенных социально-экономических задач, составляет содержание их внешнеэкономической политики. Она, в свою очередь, выступает составной частью экономической политики, в том числе внешней – общего курса государства в международных делах. Участниками внешнеэкономической политики, носителями соответствующих экономических и политических интересов могут быть: – государственные органы законодательной, исполнительной и судебной власти (в соответствии с объемом закрепленных за ними полномочий в соответствующей сфере); – негосударственные институты. Они представлены организациями деловых кругов (союзами предпринимателей, экспортеров, торгово-промышленными палатами), а также политическими партиями и общественными организациями, которые участвуют в формировании и осуществлении внешнеторговой политики предусмотренными законом средствами и методами (через представительства в парламенте и правительстве, различных законосовещательных органах и т.д.); – субъекты международного права (иностранные государства, международные организации), принимающие участие в формировании внешнеторговой политики через международно-правовой договорный механизм и интеграционные структуры; – сами участники внешнеэкономической деятельности. Правительство должно проводить такую политику, чтобы страна получала выгоду от внешнеэкономических связей. Национально-экономические интересы могут не совпадать с интересами отдельных фирм, граждан. Элементом управления внешнеэкономическими связями является таможенная система, включающая таможенные органы и таможенное законодательство. В Российской Федерации в систему таможенных органов входят: 1. Государственный таможенный комитет (ГТК) – центральный орган федеральной исполнительной власти, осуществляющий непосредственное руководство таможенным делом. 2. Региональные таможенные управления, осуществляющие руководство таможнями, расположенными на территории определенного региона Российской Федерации (их 17). 3. Местные таможенные органы: таможни (154), таможенные посты (510). Таможня – это государственный орган, осуществляющий контроль за перемещением грузов через таможенную границу, их учет и взимание установленных таможенных пошлин и таможенных сборов. Непосредственно на Государственной границе Российской Федерации таможенный контроль осуществляют таможни.     22 ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЛАТЕЖНЫХ БАЛАНСОВ  ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС   - наиболее распространенный вид балансов международных расчетов: соотношение всех фактических денежных платежей страны за границу и поступлений из-за границы за определенный период (месяц, квартал, год и т.д.) или на определенный момент. При превышении поступлений над платежами баланс является активным (имеет активное сальдо), в противном случае - пассивным (имеет пассивное сальдо). П.б. состоит из двух частей: поступлений и платежей. Если поступления превышают платежи, в балансе отражаются: платежный баланс по текущим операциям (внешнеторговый баланс, баланс услуг и некоммерческих платежей, включая платежи по инвестициям за границей); баланс движения капиталов и кредитов. В большинстве стран мира Б.п. составляется по форме, рекомендованной Международным валютным фондом.   Виды платежных балансов Итоговое равновесие не означает наличие дисбаланса по отдельным группам статей. Многое зависит от того, где будет проведена сальдирующая средняя линия, так как при общем подсчета учитываются лишь позиции, оказавшиеся выше средней линии; позиции ниже нее исключаются из рассмотрения. В результате можно получить несколько различных видов балансов 23. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕФОРМ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.   В последние годы Россия переживает один из самых драматических периодов своей истории. Рухнул тоталитаризм - коммунистический режим. Величайшая из когда-либо созданных империй Советский Союз - главный продукт этого режима - распался на 15 независимых государств. Сошла с исторической арены Коммунистическая партия Советского Союза. Исчерпала себя, доказав свою полную неэффективность, командно-распределительная социалистическая экономика, основанная не на реальной мотивации трудовой активности, а скорее на идеологических и националистических критериях. Замедление темпов роста и кризис такой экономики были неизбежными. С конца 70-х годов начался спад производства, т. е. реальный экономический кризис. Эта экономика производила огромное количество неконкурентоспособных, низкокачественных продуктов на гигантских по размерам предприятиях и платила всем работникам заработную плату на уравнительной основе независимо от результатов трудовой деятельности. Естественно, что уход столь могучих сил породил не только вакуум, но и мощные сепаратистские силы, способные развалить и саму Россию. Именно в этих условиях в стране начались реальные экономические реформы как главная гарантия удаления от коммунистического прошлого, перехода от тоталитаризма к демократии, от распределения продуктов и доходов к реальной рыночной и денежной системе. Реальные экономические реформы в России начались в январе 1992 г. с освобождением от государственного контроля большинства розничных и оптовых цен, сопровождались неизбежным падением жизненного уровня населения, усилением экономического кризиса и вызвали у многих поначалу впечатление шока. И поскольку экономические реформы запоздали и проводились в условиях заметно продвинувшейся политической эмансипации и демократизации общества, гласности и непривычного для страны плюрализма мнений, становления новых политических движений и партий, они вызвали огромный резонанс в обществе. Естественно, что в таких условиях обострение политической борьбы стало неизбежным. К сожалению, по ряду историко-культурных и национальных причин она приняла нецивилизованные, деструктивные формы. В 1992-1993 гг. образовалось двоевластие, принцип разделения властей был нарушен, возник блок консервативных, прокоммунистических и реваншистских сил, который и привел к кровавому путчу в октябре 1993 г. Теперь уже ясно, что экономические реформы в России идут намного сложнее и противоречивее, чем в посткоммунистических странах ЦВЕ и Балтии. Начало реформ совпало с развалом СССР и СЭВ, усилившимися дезинтеграционными процессами в самой России, ликвидацией КПСС, резким ухудшением экономического положения в стране к концу 1991 г. Естественно, что в этих условиях реформы в России могли осуществляться лишь радикальным, а не постепенным путем. Переход от сверхцентрализованной командной к рыночной экономике в российских масштабах исторически беспрецедентен и крайне сложен. По своей сути он должен быть полным, последовательным и охватывать не только макро-, но и микроуровни всей экономической системы. Здесь необходима решительная политическая воля к рыночным преобразованиям, широкое и твердое индикативное государственное регулирование в интересах этих преобразований и соответствующая помощь Запада. 24. М/Н МИГРАЦИЯ КАПИТАЛОВ.   Международное движение капитала, его активная миграция между странами является важнейшей составной частью и формой современных международных экономических отношений. Движение капитала существенно отличается от движения товаров. Внешняя торговля, как правило, сводится к обмену товарами как потребительными стоимостями. Вывоз капитала (зарубежное инвестирование) представляет собой процесс изъятия части капитала из национального оборота в данной стране и перемещение его в товарной или денежной форме в производственный процесс и обращение другой страны. Основной причиной и предпосылкой вывоза капитала является относительный избыток капитала в данной стране, его перенакопление. В целях получения предпринимательской прибыли или процента он переводится за границу. Международная миграция капитала - это встречное движение капиталов между странами, приносящая их собственникам соответствующий доход. Многие страны одновременно являются импортером и экспортером капитала: происходят так называемые перекрестные инвестиции. Важнейшими причинами вывоза капитала ради большей прибыли являются: 1. Несовпадение спроса на капитал и его предложение в различных звеньях мирового хозяйства. 2. Появление возможности освоения местных товарных рынков. При этом капитал экспортируется для того, чтобы проложить дорогу экспорту товаров, стимулировать спрос на собственную продукцию. В этих целях не только осваиваются имеющиеся рынки, но и создаются новые. 3. Наличие в странах, куда экспортируется капитал, более дешевого сырья и рабочей силы. Так, к примеру, немецкий рабочий в обрабатывающей промышленности "стоит" в 4 раза выше тайваньского, в 9 раз выше бразильского или мексиканского и в 54 раза больше россиянина. 4. Стабильная политическая обстановка и в целом благоприятный инвестиционный климат в принимающей стране, льготный инвестиционный режим в специальных (свободных) экономических зонах. 5. Более низкие экологические стандарты в принимающей стране, нежели в стране - доноре капитала. 6. Стремление окольным путем проникать на рынки третьих стран, установивших высокие тарифные или нетарифные ограничения на продукцию той или иной международной корпорации. Субъектами движения капитала в мировом хозяйстве и источниками его происхождения выступают частные коммерческие структуры, государственные, международные экономические и финансовые организации. Движение капитала, его использование осуществляется в форме: - прямых инвестиций в промышленные, торговые и другие предприятия; - портфельных инвестиций (в иностранные облигации, акции, ценные бумаги); - среднесрочных и долгосрочных международных кредитов (или займов) ссудного капитала промышленным и торговым корпорациям, банкам и другим финансовым учреждениям; - экономической помощи: бесплатно и в виде льготных кредитов (беспроцентных, низкопроцентных). С территориально-географической точки зрения преобладающие потоки вывоза капитала осуществляются из промышленно развитых стран. Активная миграция капитала происходит и между этими странами. Миграцию капитала в рамках промышленно развитых стран следует рассматривать на нескольких уровнях: 1. Между странами "триады": США - Западная Европа - Япония. 2. Между отдельными промышленно развитыми странами. 3. Между одними и теми же отраслями промышленно развитых стран.   23 ОТЛИЧИЯ: ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ США И ЯПОНИИ Внешнеэкономические связи практически во всех странах мира определяют экономическое и социальное развитие государств, являются составной частью эко-номики, и государства регулирует этот процесс. В США внешняя торговля и внутренняя торговля рассматриваются взаимо-связанные Министерством торговли. В Великобритании основным министерством, координирующим внешнеэкономическую деятельность, является Министерство тор-говли и промышленности. Регулирование внешнеэкономической деятельности в Японии осуществляет Министерство внешней торговли и промышленности. Позиции Японии в международной конкурентоспособности Важную роль в развитии и интернационализации японской экономики играет ее внешнеэкономическая деятельность Внешнеэкономическую деятельность Японии отличает товарная насыщенность и большие объемы товарооборота. По величине экспорта страна занимает третье место в мире после США и ФРГ. По оценке 2006 года, совокупный экспорт страны составляет 75 246,7 миллиардов иен, а импорт - 67 344,2 миллиарда иен. Бедность Японии природными ресурсами традиционно формирует состав ее импорта в основном за счет сырья и энергетических ресурсов. Далее эти материалы направляются на производство промышленной продукции для экспорта. Как следствие этого, доля промышленной продукции в импорте Японии остается низкой. Импортирует Япония в первую очередь минеральное топливо (нефть, уголь, газ), на его долю приходится 27,7% всего импорта. Импорт электроники составляет 12,8%, промышленных товаров - 9,7%, машинное оборудование - 9,3%. Также Япония импортирует продукты питания (8,5%), химические продукты (7,3%) и сырье (7%). Основные внешнеторговые партнеры - США, страны Азиатско-Тихоокеанского региона и Западной Европы. В результате особых отношений, которые сложились во время американской оккупации, США стали главным торговым партнером Японии (примерно 30 % экспорта и 1/4 импорта). Теперь, когда США стараются сократить ввоз японских товаров и изменить торговый баланс в свою пользу, Япония пытается перестроить направления внешней торговли. В частности, большой интерес она проявляет к российскому рынку.. Специфическая черта японской экономической политики в отношении развивающихся стран - предварительное изучение особенностей их внутреннего рынка, чтобы затем предложить государствам такие товары, услуги, технологии и кредиты, которые были бы в максимальной степени эффективны иполезны для партнера. За счет расширения экспорта товаров и услуг, а также через распространение технологий влияние японских корпораций в мировой экономике значительно возрастает. Высокая конкурентоспособность экономики Японии обеспечивается всем набором ее факторов, включающих условия промышленного производства, внутренний спрос, местное соперничество японских компаний, наличие вспомогательных и поддерживающих отраслей, уникальную способность японской промышленности через внутреннюю диверсификацию внедряться в родственные отрасли, что и открывает в целом блестящие перспективы для создания конкурентных преимуществ. Примечательно, что сам по себе рост благосостояния Японии подстегивает развитие экономики, вызывая необходимость создания и расширения спроса на новые товары и услуги.   ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ США Государственно-монополистическое регулирование внешнеэкономической деятельности Регулирование внешнеэкономической деятельности США включает в себя комплекс экономических и политических мер, направленных на обеспечение внешних условий для расширенного воспроизводства капитала и роста прибылей американских монополий. Правительство США в своей внешнеэкономической политике уделяет главное внимание устранению барьеров, препятствующих экспансии американских монополий в области торговли товарами и услугами и в сфере приложения капиталов. На протяжении всего послевоенного периода значительную роль в государственном финансировании американского экспорта играли программы помощи иностранным государствам. Они способствуют укреплению экономических позиций американских корпораций в Азии, Африке и Латинской Америке и являются эффективным оружием в борьбе с иностранными конкурентами. Внешнеэкономическая политика     США имеют большие возможности влияния на импортные потоки товаров и услуг в мировой торговле, поскольку емкость американского внутреннего рынка привлекает к себе все без исключения страны. Причем всякий раз, когда интересы американских фирм в той или иной мере ущемляются либо на территории США, либо на рынках других стран, федеральное правительство, не колеблясь, встает на защиту американских производителей, используя различные ограничения на импорт. Роль мировой торговли в современном глобальном развитии настолько велика, что американская сторона никогда не откажется от активного влияния на нее.   Еще одной важной особенностью наступающего века является то, что человечество вступает в него на волне информационной революции, которая, с одной стороны, есть прямое развитие НТР, а с другой - привносит в систему национальных и мировых коммуникаций электронную сеть, позволяющую, в частности, решать все вопросы в разных уголках земного шара в режиме реального времени.   Информационный фактор стал решающим в конкурентной борьбе, и на информационном поле США удалось закрепить за собой ведущую роль. Можно сказать, что благодаря мировой сети Интернет США получили возможность активно влиять на все мирохозяйственные процессы и тем самым еще более укреплять свои конкурентные позиции по многим параметрам, а не только в информационной сфере.   Вышесказанное означает, что в настоящее время от стабильности функционирования американской экономики во многом зависит не только благополучие самих американцев, но и жителей большинства стран мира. Это требует рассмотрения основных социально-экономических проблем США на рубеже веков.    

 

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: