Общая характеристика реформ в современной России

В последние годы Россия переживает один из самых драматических периодов своей истории. Рухнул тоталитаризм - коммунистический режим. Величайшая из когда-либо созданных империй Советский Союз - главный продукт этого режима - распался на 15 независимых государств. Сошла с исторической арены Коммунистическая партия Советского Союза.

Исчерпала себя, доказав свою полную неэффективность, командно-распределительная социалистическая экономика, основанная не на реальной мотивации трудовой активности, а скорее на идеологических и националистических критериях. Замедление темпов роста и кризис такой экономики были неизбежными. С конца 70-х годов начался спад производства, т. е. реальный экономический кризис.

Эта экономика производила огромное количество неконкурентоспособных, низкокачественных продуктов на гигантских по размерам предприятиях и платила всем работникам заработную плату на уравнительной основе независимо от результатов трудовой деятельности.

Естественно, что уход столь могучих сил породил не только вакуум, но и мощные сепаратистские силы, способные развалить и саму Россию. Именно в этих условиях в стране начались реальные экономические реформы как главная гарантия удаления от коммунистического прошлого, перехода от тоталитаризма к демократии, от распределения продуктов и доходов к реальной рыночной и денежной системе.

Реальные экономические реформы в России начались в январе 1992 г. с освобождением от государственного контроля большинства розничных и оптовых цен, сопровождались неизбежным падением жизненного уровня населения, усилением экономического кризиса и вызвали у многих поначалу впечатление шока. И поскольку экономические реформы запоздали и проводились в условиях заметно продвинувшейся политической эмансипации и демократизации общества, гласности и непривычного для страны плюрализма мнений, становления новых политических движений и партий, они вызвали огромный резонанс в обществе.

Естественно, что в таких условиях обострение политической борьбы стало неизбежным. К сожалению, по ряду историко-культурных и национальных причин она приняла нецивилизованные, деструктивные формы. В 1992-1993 гг. образовалось двоевластие, принцип разделения властей был нарушен, возник блок консервативных, прокоммунистических и реваншистских сил, который и привел к кровавому путчу в октябре 1993 г.

Теперь уже ясно, что экономические реформы в России идут намного сложнее и противоречивее, чем в посткоммунистических странах ЦВЕ и Балтии. Начало реформ совпало с развалом СССР и СЭВ, усилившимися дезинтеграционными процессами в самой России, ликвидацией КПСС, резким ухудшением экономического положения в стране к концу 1991 г. Естественно, что в этих условиях реформы в России могли осуществляться лишь радикальным, а не постепенным путем.

Переход от сверхцентрализованной командной к рыночной экономике в российских масштабах исторически беспрецедентен и крайне сложен. По своей сути он должен быть полным, последовательным и охватывать не только макро-, но и микроуровни всей экономической системы. Здесь необходима решительная политическая воля к рыночным преобразованиям, широкое и твердое индикативное государственное регулирование в интересах этих преобразований и соответствующая помощь Запада.

36. МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ КАПИТАЛОВ

Международная миграция капитала (ММК) — процесс встречного движения капитала между странами, его ввоз и вывоз с целью получения дохода в виде прибыли и использование его как фактора экономического роста. Такая возможность формируется тем, что страны вошли в мировое хозяйство и связаны друг с другом различными формами сотрудничества. ММК: 1. экспорт 2. импорт

Причины экспорта капитала:

1. правомерность накопления капитала в различных странах и появление относительного избытка капитала на некоторых национальных рынках;

2. невозможность эффективного вложения капитала или вложение его по высокой норме прибыли;

3. наличие таможенных барьеров, которые препятствуют импорту товара и подталкивают к необходимости через вывоз капитала проникать на отдельные товарные рынки;

4. приближение производителей к источникам сырья.

Причины импорта капитала:

1. ввоз капитала из-за рубежа открывает возможности для развития новых производств, модернизации и расширения производства продукции, которая имеет значительный спрос;

2. внедрение в достижения научно-технического прогресса;

3. расширение или увеличение количества рабочих мест;

Вывоз капитала:

1. замедляет экономическое развитие;

2. является эффективным средством внешнеторговой экспансии предприятий национальной экономики.

Международная миграция капитала может быть двух видов: с перемещением собственника вместе с капиталом в другую страну; без перемещения собственника капитала.

Миграция капитала вместе с собственником значительно ускоряет экономический рост в стране его приложения, так как получаемая на капитал прибыль, как правило, остается в стране и используется для дальнейшего накопления.

Международная миграция капитала оказывает важное влияние на платежный баланс страны. Международная миграция капитала в предпринимательской форме (прямые и портфельные вложения) показывается в платежном балансе по статье "Движение долгосрочного капитала". Как правило, промышленно развитые страны имеют дефицит по этой статье, так как вывозят капиталов больше, чем ввозят. Этот дефицит компенсируется обычно большим положительным сальдо по статье "Доходы от иностранных инвестиций", которая показывается в разделе платежного баланса по текущим операциям.

Миграция ссудного капитала (покупка или продажа облигаций, вклады на текущие счета в банки и т.д.) отражается на статье "Движение краткосрочного капитала". Краткосрочные капиталы весьма подвижны, часто перемещаются из одной страны в другую в связи с изменением или предстоящим изменением курса валют, изменением ставки процента и других условий и поэтому получили название "горячих денег". Значительное перемещение "горячих денег" в поисках лучших условий приложения может резко ухудшить состояние платежного баланса и вызвать кризис валюты данной страны.

В связи с тем, что миграция капитала оказывает существенное влияние на экономическое развитие страны, она стала одной из сфер государственного регулирования. Валютные ограничения, например, существенно сдерживали международную миграцию капитала. Ряд стран, в частности Япония, в течение длительного времени сдерживали приток иностранного капитала в экономику своей страны.

37. ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАНАДЫ ОТ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ.


Канада - развитая индустриально-аграрная страна, обладающая большим экономическим потенциалом.
В то же время экономика Канады обладает некоторыми чертами, которые обычно присущи слаборазвитым и зависимым странам. Это в первую очередь относится к ее четко выраженной специализацией на производстве и особенно экспорте сырья - минерального, сельскохозяйственного, лесного, энергетического. В отличие от других стран (развитых) в Канаде на сырьевые отрасли приходится более 25% стоимости материального производства.
Другая важная черта, необычная для промышленно развитой страны - очень большая роль иностранных капиталовложений в экономику. Особенно велико в Канаде влияние США. это делает Канаду по существу экономическим придатком США. Но в то же время имеется существенная зависимость экономики США от импорта канадского сырья. Канада является крупнейшим торговым партнером США.
По структуре своей экономики Канада мало отличается от других промышленно развитых стран. Более половины ее валового промышленного продукта приходится на сферу услуг, и по величине этого показателя она уступает только США. Однако по доле промышленности в ВНП (примерно 60%) Канада несколько отстает от главных западноевропейских стран, а по доле сельского хозяйства она опережает США и находится примерно на том же уровне, что Франция и Голландия.
Очень велика в экономике Канады роль государства. В собственности государства находится 90% земельных площадей и 70% лесных массивов страны. В отличие от большинства развитых стран Канада опирается на собственную мощную сырьевую базу, которая далеко превышает потребности собственного хозяйства и является важнейшим источником экспорта. В расчете на душу населения производство минерального сырья в Канаде намного выше, чем в других развитых странах.

Страны Западной Европы принадлежат к группе экономически развитых стран с однотипной экономикой. Они характеризуются достаточно высоким уровнем экономического развития, занимая по величине ВВП на душу населения 2-44 места среди стран мира. По уровню экономического развития, характеру структуры экономики, масштабам экономической деятельности западноевропейские страны делятся на несколько групп. Основная экономическая мощь региона приходится на четыре крупные высокоразвитые в промышленном отношении страны ФРГ, Францию, Италию и Великобританию, которые сосредотачивают 50% населения и 70% валового внутреннего продукта. Эти державы во многом определяют общие тенденции хозяйственного и социально-политического развития всего региона.
Остальные страны относятся к малым промышленно развитым странам. Особое место, занимаемое развитыми странами в регионе и в мире, определяется высоким уровнем специализации на производстве технически сложной, высококачественной продукции. Важное значение в развитии процессов международного разделения труда играли небольшие масштабы внутренних рынков данных стран, которые сдерживали появление крупных предприятий во всех отраслях хозяйства из-за недостаточности спроса.
Сдвиги в экономике западноевропейских стран оказали влияние на масштабы и характер их участия в системе международного разделения труда. Усилился процесс перемещения в мирохозяйственных связях с экспорта товаров на экспорт капитала. Западноевропейские ТНК в начале 80-х годов по масштабам заграничных активов вышли на первое место, оттеснив на вторые позиции американские корпорации. Но значительная часть (40%) инвестиций западноевропейских стран помещена внутри региона, в других районах мира они уступают американским.

38. ОСОБЕННОСТИ ГОС РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ

Государственное регулирование международной миграции рабочей силы — это определенная совокупность форм и методов целенаправленного воздействия на миграционное движение трудоспособного населения с целью его приспособления к потребностям национальной экономики и, прежде всего, к потребностям расширенного воспроизводства крупного капитала. Используемые государством формы и методы регулирования международной миграции зависят от особенностей исторического развития страны, экономической конъюнктуры, условий воспроизводства.
Среди методов государственного регулирования миграции рабочей силы важная роль принадлежит регулированию количественного и качественного состава мигрантов. Для регулирования численности иммигрантов используется показатель иммиграционной квоты, которая ежегодно рассчитывается и утверждается правительством. При этом учитывается их половозрастная структура, уровни образования, безработицы в стране, наличие рынка жилья и другие параметры.
Качественный состав работников-мигрантов регулируется процедурой признания имеющихся у них документов об образовании или профессиональной подготовке, работе по специальности; установлением возрастного ценза, учетом национальности, состояния здоровья; предъявлением дополнительных профессиональных требований к определенным профессиям и специальностям, оценкой некоторых качеств личности. Приоритет отдается предпринимателям, которые хотели бы заняться каким-либо бизнесом.
Важным средством регулирования трудовой миграции является введение обязательного государственного лицензирования деятельности организаций по найму работников для работы за границей. При этом лицензии предоставляются только тем организациям, которые имеют необходимые знания, опыт работы, международные связи и могут нести юридическую и материальную ответственность за свои действия. В России такие лицензии выданы свыше 150 организациям.

 

39. Основные тенденции в экономически-развивающихся странах.

После получения политической независимости в развивающихся странах был проведен ряд социально-экономических реформ в целях устранения препятствий в развитии производительных сил, усиления использования природных ресурсов в интересах национального развития, вырабатывалось законодательство, регламентирующее деятельность иностранного капитала, подчиняющее его интересам национального развития, предпринимались меры для равномерного распределения доходов, предотвращения концентрации экономической власти в руках узкого слоя людей.

Проведена индустриализация - средство ликвидации экономической отсталости. Проведено развитие обрабатывающей промышленности, отраслей группы А. Индустриализация способствует разделению труда, создает материальные предпосылки для специализации и кооперирования различных видов производства, обеспечивает складывание общего цикла производства и формирование единого внутреннего рынка, ведет к повышению уровня экономического развития, способствует расширению потребительского и производственного спроса. В начале 50-х гг. произошло повышение цен на мировом рынке на готовые изделия, что привело к необходимости больше экспортировать сырья, чтобы приобретать тот же объем промышленной продукции. Однако дефицита на внутреннем рынке избежать не удалось и встала задача строительства предприятий по выпуску готовых изделий. Особенности индустриализации второй половины 20 в.: она проходила в развивающихся странах в условиях развития НТР в мировом хозяйстве, что осложнило положение развивающихся стран. В н. 60-х гг. получили развитие концепции эндогенного развития - “нового внутреннего порядка”. Характерной чертой являлось сосредоточение внимания на максимальном использовании внутренних ресурсов для удовлетворения основных потребностей в связи с нищетой и голодом. В развивающихся странах существует 2 типа развития:

1) создание самодостаточной экономики, опираясь на потребности внутренних рынков, с развитием отраслей тяжелой промышленности, что предполагало существенное вытеснение иностранного капитала. Отмечалась необходимость усиленного государственного вмешательства в целях ограничения стихийности рынков, развития государственного предпринимательства, государственного капитала. Эта стратегия выразилась в политике импортозамещения. Поскольку создание отраслей тяжелой промышленности требовало импорта оборудования и машин, необходимо было сократить импорт товаров потребительского назначения. Становление обрабатывающей промышленности происходило на основе переработки сырья, что делало развитие малоперспективным, а создание экспортных отраслей высоких технологий было не по силам большинству развивающихся государств. Импортозамещение содействовало строительству независимой самостоятельной экономики, однако создало и значительны е проблемы для экономики (необходимость огромных финансовых средств). Произошел процесс образования внутренних рынков, однако они обладали низкой покупательной способность., что ограничивало возможности современного производства и тормозило дальнейший прогресс производительных сил. Энергосырьевые проблемы в мировом хозяйстве в 70-е г. способствовали увеличению в развивающихся странах материалов и энергоемких отраслей, однако их создание требовало расширения ввоза машин и оборудования. В конце 60-х гг. произошел переход к наращиванию экспортного производства.

2) стратегия возрастающего участия в международном разделении труда и политика экспортной ориентации, что позволило осуществить производство некоторых видов продукции в расчете на внешние рынки и увеличить объем внешних поступлений. Базируется на активном взаимодействии с иностранным капиталом, способствует формированию экономики открытого типа, требует создания инфраструктуры, привлечения иностранных технологий. Однако в ряде случаев экспорт был менее выгоден, чем поставки на внутренний рынок. Некоторые страны проводили смешанную политику, опираясь исключительно на экспорт с/х продукции и ископаемых, они проводили в остальном политику импортозамещения (Индия, Бразилия). Те страны, которые не располагали крупными запасами сырья, с помощью иностранного капитала смогли вписаться в систему международного разделения труда, что способствовало становлению современного хозяйственного механизма, более полному использованию их экономических ресурсов (Ю. Корея, Тайвань). Изменилась роль государства, на передний план вышли косвенные меры регулирования, что повысило роль стихийно-рыночных импульсов в развитии национальных хозяйств. Дальнейшее расширение активности государства натолкнулось на проблему государственного дефицита и роста инфляции. Кроме того, из-за наличия внешнего долга государству пришлось сократить свои социальные и экономические функции. Произошло сокращение предпринимательской активности государства, некоторые государственные предприятия были приватиированы. Выплата государственного долга пала на государственные предприятия. В 1986 г. на государственных предприятиях создавалось 12% ВВП развивающихся стран (медленный, но постоянный рост).

40. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ












Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: