Диагностика сенсорного развития детей раннего возраста

На основе проведенного нами теоретического исследования мы провели психолого-педагогический эксперимент, с целью, апробации методики сенсорного развития детей раннего возраста.

Эксперимент состоял из трех этапов: констатирующий, формирующий и контрольный.

Психолого-педагогический эксперимент нами был проведен на базе ДУУ №60  города Симферополя. Время проведения с 1 января по 15 марта 2010 года.

Для проведения эксперимента мы выбрали две первых младших группы – экспериментальная и контрольная. Экспериментальная группа состояла из 12 человек – 5 мальчиков и 7 девочек, возраст детей о 2,2 до 2,11 лет. Контрольная группа также состояла из 12 человек – 6 мальчиков и 6 девочек, возраст – от 2,5 до 2,10 лет (Приложение А, Б).

В соответствии с целями и задачами исследования был проведен констатирующий эксперимент, задачами которого было следующее:

1.Выявить особенности работы педагогов по сенсорному развитию детей раннего возраста в условиях детского сада.

2.Наличие развивающей среды, ее содержание и использование.

3.Выявить актуальные уровни сенсорного развития  у детей раннего  возраста.

Методы исследования:

- диагностика детей раннего возраста по выявлению уровня сенсорного развития детей раннего возраста;

-наблюдение, беседа с воспитателем;

- методы статистического анализа при обработке данных.

Таким образом, для достижения поставленной цели констатирующего этапа эксперимента, мы проводили работу по двум направлениям: работа с воспитателем и работа с детьми.

    Работа с воспитателем предполагала:

- наблюдение за работой воспитателя, с целью определения особенности работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста;

- проверка документации на отражение работы по сенсорному воспитанию;

- наличие в группе развивающей среды.

    Работа с детьми предполагала:

- наблюдение за детьми, с целью выявления их игровой  сенсорной деятельности;

- вовлечение детей в игровую деятельность, с целью диагностики уровня сенсорного развития.

Для определения уровней сенсорного развития  у детей раннего возраста мы использовали диагностику, описанную Канонко О.Л.  На этой основе мы выделили следующие критерии сенсорного развития детей раннего возраста:

1.Цвет:

– не проявляет заинтересованности к цветам – 0 баллов;

- различает цвета на сенсомоторном уровне, использует названия неправильно – 1 балл;

- знает четыре основных цвета (красный, желтый, синий, зеленый) – 2 балла;

- без помощи взрослого соотносит 9 цветов (цвета радуги + черный, белый) – 3 балла;

- имеет четкое представление о 9 цветах - 4 балла.

2.Форма:

- не имеет представление о форме – 0 баллов;

- различает круг и квадрат, с помощью воспитателя соотносит по форме – 1 балл;

- знает круг, квадрат, треугольник, идентифицирует контурные изображения – 2 балла;

- без помощи взрослого соотносит пять геометрических форм – 3 балла;

- имеет четкое представление о пяти геометрических формах и называет их – 4 балла.

3.Величина:

- не имеет представление о величине – 0 баллов;

- отличает большие и маленькие предметы – 1 балл;

- соотносит по размеру три величины – 2 балла;

- группирует однородные предметы по размеру – 3 балла;

- правильно использует слова: большой, маленький, больше, соотносит по двум-трем признакам – 4 балла.

4.Ориентация в пространстве, во времени:

- ребенок дезадаптирован, не выполняет действия за воспитателем – 0 баллов;

- выполняет просьбу: «Подойди ко мне» - 1 балл;

- понимает слово «скоро», пользуется словами «высоко-низко» - 2 балла;

- хорошо ориентируется в знакомом помещении, выполняет правило: «Каждой вещи свое место» - 3 балла;

- пользуется словами «далеко-близко», «наверху-внизу», «вчера, сегодня, завтра», знает их назначение – 4 балла.

5. Запах, вкус:

- идентифицирует отношение к еде и запахам – 0 баллов;

- знает, что предметы имеют запах – 1 балл;

- имеет любимые блюда, узнает их по запаху и по вкусу – 2 балла;

- определяет качество еды: сладкий, горький, кислый, вкусный – 3 балла;

- идентифицирует продукты по характерным запахам, узнает по вкусу знакомую пищу – 4 балла.

6.Звуки:

- не проявляет заинтересованности к окружающим звукам – 0 баллов;

- берет активное участие в музыкальных занятиях, отличает звуки: громкие – тихие – 1 балл;

- подражает звукам животных, поет, отличает музыку громкую и тихую – 2 балла;

- различает, какой знакомый инструмент играет – 3 балла;

- реагирует на необычные звуки, обращает внимание воспитателя на них, отличает музыку – 4 балла.

7. Тактильные возможности:

- не проявляет заинтересованности к свойствам предметов; пугается красок и глины – 0 баллов;

- проявляет заинтересованность к изобразительным материалам – 1 балл;

- различает слова и понятия: «холодный-теплый», «мягкий-твердый», «тяжелый-легкий» - 2 балла;

- в повседневной жизни обращает внимание на свойства предметов, демонстрирует свои знания взрослым и детям – 3 балла;

- с закрытыми глазами узнает на ощупь свойства предметов – 4 балла.

Уровни знаний детей в области сенсорного развития  распределяли по полученными детьми баллами:

35 – 29 баллов – высокий уровень сенсорного развития;

28 - 22 баллов – достаточный уровень сенсорного развития;

21 - 15 баллов - средний уровень сенсорного развития;

14 -  8 баллов – удовлетворительный уровень сенсорного развития;

 7 -  0 баллов - низкий уровень сенсорного развития.

Как отмечалось выше, диагностическую работу мы проводили с воспитателями и детьми и проводили ее одновременно.

При анализе педагогической документации нам важно было установить следующее: по каким программам ведется в садах работа по сенсорному развитию детей, как используются  сенсорные игры на занятиях и в повседневной жизни и их разнообразие, используется ли развивающая дидактическая среда и в каких формах работы это отражается в годовом плане дошкольного учреждения, календарных планах работы воспитателя.

Анализ показал, что учебно-воспитательная работа в основном ведется по программе воспитания дошкольников «Зернятко». Педагоги в своей работе используют методические разработки по данному разделу обучению, напечатанные в журналах «Дошкільне виховання», «Палітра педагога».

Необходимо было установить, как воспитатели в ходе занятий, и в свободной игровой деятельности детей, используют  сенсорные игры  с целью закрепления и систематизации знаний, а также использования в учебно-воспитательном процессе игровых методик по сенсорному развитию.

Проанализировав годовой план, мы выявили, что одна из задач – это задача по умственному воспитанию, направленная на развитие познавательной активности и психических процессов, влияющих на успешное овладение детьми учебного материала. Просмотр календарных планов и конспектов занятий воспитателей показал, что занятия по сенсорному воспитанию планируются систематично в достаточном объеме: планируются занятия по накоплению сенсорно-двигательного опыта, соотнесенное по форме, величине и по цвету, группировка по форме, величине и по цвету, обозначение с помощью цвета признаков предметов.

Работа по использованию всего многообразия игровых приемов, новых игровых методик в календарных планах не отражена. Не учитываются индивидуальные особенности развития детей в ходе игровой деятельности в дошкольном учреждении.

В данных группах есть развивающая среда сенсорного направления.  Во время беседы с воспитателем, мы определили, что набор дидактических игровых пособий не достаточно расширен.

Проведя работу с воспитателями, можно сделать вывод, что работа по сенсорному развитию детей раннего возраста ведется не на должном уровне. Отметим воспитателя контрольной группы, который периодически вносит в занятия новые элементы игровых методов обучения, хотя и не всегда подкрепляет их в практической деятельности.

Работа с детьми проводилась с диагностической целью, поэтому мы моделировали различные формы взаимодействия с детьми наблюдение, беседы, дидактические игры и упражнения.

Все данные в ходе констатирующего эксперимента мы заносили в таблицу и в итоге получили такие результаты. 

В экспериментальной группе детей с высоким уровнем сенсорного развития не наблюдается; у 25 % детей достаточный уровень сенсорного развития;  у 16 % детей средний уровень, у 25 % удовлетворительный  и у 34 % детей низкий уровень сенсорного развития.

В контрольной группе у 16 % детей высокий уровень сенсорного развития; у 25 % детей достаточный уровень сенсорного развития; у 43 % детей средний уровень, у 16 % удовлетворительный  и детей низким уровнем сенсорного развития не наблюдается.

Из полученных результатов видно, что воспитатель контрольной группы более плодотворней работает по данному направлению - сенсорное развитие детей раннего возраста, чем воспитатель экспериментальной группы. Поэтому всю дальнейшую работу мы будем строить с экспериментальной группой детей и с воспитателем этой группы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: