На основе проведенного нами теоретического исследования мы провели психолого-педагогический эксперимент, с целью, апробации методики сенсорного развития детей раннего возраста.
Эксперимент состоял из трех этапов: констатирующий, формирующий и контрольный.
Психолого-педагогический эксперимент нами был проведен на базе ДУУ №60 города Симферополя. Время проведения с 1 января по 15 марта 2010 года.
Для проведения эксперимента мы выбрали две первых младших группы – экспериментальная и контрольная. Экспериментальная группа состояла из 12 человек – 5 мальчиков и 7 девочек, возраст детей о 2,2 до 2,11 лет. Контрольная группа также состояла из 12 человек – 6 мальчиков и 6 девочек, возраст – от 2,5 до 2,10 лет (Приложение А, Б).
В соответствии с целями и задачами исследования был проведен констатирующий эксперимент, задачами которого было следующее:
1.Выявить особенности работы педагогов по сенсорному развитию детей раннего возраста в условиях детского сада.
2.Наличие развивающей среды, ее содержание и использование.
|
|
3.Выявить актуальные уровни сенсорного развития у детей раннего возраста.
Методы исследования:
- диагностика детей раннего возраста по выявлению уровня сенсорного развития детей раннего возраста;
-наблюдение, беседа с воспитателем;
- методы статистического анализа при обработке данных.
Таким образом, для достижения поставленной цели констатирующего этапа эксперимента, мы проводили работу по двум направлениям: работа с воспитателем и работа с детьми.
Работа с воспитателем предполагала:
- наблюдение за работой воспитателя, с целью определения особенности работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста;
- проверка документации на отражение работы по сенсорному воспитанию;
- наличие в группе развивающей среды.
Работа с детьми предполагала:
- наблюдение за детьми, с целью выявления их игровой сенсорной деятельности;
- вовлечение детей в игровую деятельность, с целью диагностики уровня сенсорного развития.
Для определения уровней сенсорного развития у детей раннего возраста мы использовали диагностику, описанную Канонко О.Л. На этой основе мы выделили следующие критерии сенсорного развития детей раннего возраста:
1.Цвет:
– не проявляет заинтересованности к цветам – 0 баллов;
- различает цвета на сенсомоторном уровне, использует названия неправильно – 1 балл;
- знает четыре основных цвета (красный, желтый, синий, зеленый) – 2 балла;
- без помощи взрослого соотносит 9 цветов (цвета радуги + черный, белый) – 3 балла;
- имеет четкое представление о 9 цветах - 4 балла.
2.Форма:
- не имеет представление о форме – 0 баллов;
|
|
- различает круг и квадрат, с помощью воспитателя соотносит по форме – 1 балл;
- знает круг, квадрат, треугольник, идентифицирует контурные изображения – 2 балла;
- без помощи взрослого соотносит пять геометрических форм – 3 балла;
- имеет четкое представление о пяти геометрических формах и называет их – 4 балла.
3.Величина:
- не имеет представление о величине – 0 баллов;
- отличает большие и маленькие предметы – 1 балл;
- соотносит по размеру три величины – 2 балла;
- группирует однородные предметы по размеру – 3 балла;
- правильно использует слова: большой, маленький, больше, соотносит по двум-трем признакам – 4 балла.
4.Ориентация в пространстве, во времени:
- ребенок дезадаптирован, не выполняет действия за воспитателем – 0 баллов;
- выполняет просьбу: «Подойди ко мне» - 1 балл;
- понимает слово «скоро», пользуется словами «высоко-низко» - 2 балла;
- хорошо ориентируется в знакомом помещении, выполняет правило: «Каждой вещи свое место» - 3 балла;
- пользуется словами «далеко-близко», «наверху-внизу», «вчера, сегодня, завтра», знает их назначение – 4 балла.
5. Запах, вкус:
- идентифицирует отношение к еде и запахам – 0 баллов;
- знает, что предметы имеют запах – 1 балл;
- имеет любимые блюда, узнает их по запаху и по вкусу – 2 балла;
- определяет качество еды: сладкий, горький, кислый, вкусный – 3 балла;
- идентифицирует продукты по характерным запахам, узнает по вкусу знакомую пищу – 4 балла.
6.Звуки:
- не проявляет заинтересованности к окружающим звукам – 0 баллов;
- берет активное участие в музыкальных занятиях, отличает звуки: громкие – тихие – 1 балл;
- подражает звукам животных, поет, отличает музыку громкую и тихую – 2 балла;
- различает, какой знакомый инструмент играет – 3 балла;
- реагирует на необычные звуки, обращает внимание воспитателя на них, отличает музыку – 4 балла.
7. Тактильные возможности:
- не проявляет заинтересованности к свойствам предметов; пугается красок и глины – 0 баллов;
- проявляет заинтересованность к изобразительным материалам – 1 балл;
- различает слова и понятия: «холодный-теплый», «мягкий-твердый», «тяжелый-легкий» - 2 балла;
- в повседневной жизни обращает внимание на свойства предметов, демонстрирует свои знания взрослым и детям – 3 балла;
- с закрытыми глазами узнает на ощупь свойства предметов – 4 балла.
Уровни знаний детей в области сенсорного развития распределяли по полученными детьми баллами:
35 – 29 баллов – высокий уровень сенсорного развития;
28 - 22 баллов – достаточный уровень сенсорного развития;
21 - 15 баллов - средний уровень сенсорного развития;
14 - 8 баллов – удовлетворительный уровень сенсорного развития;
7 - 0 баллов - низкий уровень сенсорного развития.
Как отмечалось выше, диагностическую работу мы проводили с воспитателями и детьми и проводили ее одновременно.
При анализе педагогической документации нам важно было установить следующее: по каким программам ведется в садах работа по сенсорному развитию детей, как используются сенсорные игры на занятиях и в повседневной жизни и их разнообразие, используется ли развивающая дидактическая среда и в каких формах работы это отражается в годовом плане дошкольного учреждения, календарных планах работы воспитателя.
Анализ показал, что учебно-воспитательная работа в основном ведется по программе воспитания дошкольников «Зернятко». Педагоги в своей работе используют методические разработки по данному разделу обучению, напечатанные в журналах «Дошкільне виховання», «Палітра педагога».
Необходимо было установить, как воспитатели в ходе занятий, и в свободной игровой деятельности детей, используют сенсорные игры с целью закрепления и систематизации знаний, а также использования в учебно-воспитательном процессе игровых методик по сенсорному развитию.
|
|
Проанализировав годовой план, мы выявили, что одна из задач – это задача по умственному воспитанию, направленная на развитие познавательной активности и психических процессов, влияющих на успешное овладение детьми учебного материала. Просмотр календарных планов и конспектов занятий воспитателей показал, что занятия по сенсорному воспитанию планируются систематично в достаточном объеме: планируются занятия по накоплению сенсорно-двигательного опыта, соотнесенное по форме, величине и по цвету, группировка по форме, величине и по цвету, обозначение с помощью цвета признаков предметов.
Работа по использованию всего многообразия игровых приемов, новых игровых методик в календарных планах не отражена. Не учитываются индивидуальные особенности развития детей в ходе игровой деятельности в дошкольном учреждении.
В данных группах есть развивающая среда сенсорного направления. Во время беседы с воспитателем, мы определили, что набор дидактических игровых пособий не достаточно расширен.
Проведя работу с воспитателями, можно сделать вывод, что работа по сенсорному развитию детей раннего возраста ведется не на должном уровне. Отметим воспитателя контрольной группы, который периодически вносит в занятия новые элементы игровых методов обучения, хотя и не всегда подкрепляет их в практической деятельности.
Работа с детьми проводилась с диагностической целью, поэтому мы моделировали различные формы взаимодействия с детьми наблюдение, беседы, дидактические игры и упражнения.
Все данные в ходе констатирующего эксперимента мы заносили в таблицу и в итоге получили такие результаты.
В экспериментальной группе детей с высоким уровнем сенсорного развития не наблюдается; у 25 % детей достаточный уровень сенсорного развития; у 16 % детей средний уровень, у 25 % удовлетворительный и у 34 % детей низкий уровень сенсорного развития.
В контрольной группе у 16 % детей высокий уровень сенсорного развития; у 25 % детей достаточный уровень сенсорного развития; у 43 % детей средний уровень, у 16 % удовлетворительный и детей низким уровнем сенсорного развития не наблюдается.
|
|
Из полученных результатов видно, что воспитатель контрольной группы более плодотворней работает по данному направлению - сенсорное развитие детей раннего возраста, чем воспитатель экспериментальной группы. Поэтому всю дальнейшую работу мы будем строить с экспериментальной группой детей и с воспитателем этой группы.