Роль сенсорного развития в когнитивном развитии человека

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью.Установлено, что большинст­во человеческих способностей имеет ярко выраженную сенсорную основу. Так, в деятельности художника, архитектора, конструк­тора точное восприятие, различение и представление форм, их пространственного расположения, отношений по величине и т. д. играет решающую роль. В деятельности музыканта, врача, меха­ника и др. особую роль играет точное восприятие и различение звуков по длительности, высоте, тембру, силе и т. д. Эти слуховые восприятия лежат в основе создания музыкальных про­изведений или их исполнения (у музыканта), в основе диагностики ряда заболеваний (у врача), в определении характера неисправ­ности у работающего механизма [30,126].

Автоматизация современного производства потребовала от человека большой скорости и точности в распознавании целого ряда сигналов, их оценке и регулирования на этой основе своей деятельности и работы механизмов. Это предъявляет повышенные требования к быстроте и точности двигательных реакций и ори­ентировки в пространстве (деятельность операторов, станочни­ков, летчиков и др.).

Уже эти примеры показывают, что сенсорное развитие чело­века — одно из условий успешного овладения любой деятель­ностью. Развитие науки и техники, стирание граней между фи­зическим и умственным трудом требуют гармонического сенсомоторного и мыслительного развития человека, а не их противо­поставления. Именно эту мысль подчеркивает известный совет­ский психолог Б. Г. Ананьев: «Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и ощущающего человека» [27,143].

Богатство и разнообразие чувственных впечатлений человека, получаемых из окружающей действительности, являются необ­ходимым условием и его эмоционального состояния, оптималь­ной деятельности коры головного мозга. Известно, что недо­статок впечатлений, бедность их понижают тонус, обусловливают появление отрицательного эмоционального состояния человека, а их однообразие вызывает утомление. Важно формировать у человека умение пользоваться системами анализаторов, обеспечивая живую и многообразную связь с окружающим миром, активность коры головного мозга, положительное эмоциональ­ное состояние.

Всякое действие человека исходит из тех или иных мотивов направляется на определенную цель; оно разрешает ту или иную задачу и выражает определенное отношение человека к окружающему. Оно вбирает в себя, таким образом, всю работу сознания и всю полноту непосредственного переживания. Каждое самое простое человеческое действие – реальное физическое действие человека – является неизбежно вместе с тем и каким-то психологическим актом, более или менее насыщенным переживанием, выражающим отношение действующего к другим людям. Стоит только попытаться обособить переживание от действия и всего того, что составляет его внутреннее содержание, - мотивов, целей, ради которых человек действует, задач, которые его действия определяют, отношения человека к обстоятельствам, из которых рождаются его действия, - чтобы переживание неизбежно исчезло вовсе. Жизнью подлинных больших переживаний живет только тот, кто занят непосредственно не своими переживаниями, а реальными, жизненно значимыми делами, - и обратно – подлинные, сколько-нибудь значимые в жизни человека деяния всегда исходят из переживания. Переживание рождается из поступков, в которых завязываются и завязываются отношения между людьми, - как и сами поступки, особенно такие, которые становятся существенными обстоятельствами в жизни человека, рождаются из переживаний [17,98].

Сознательное действие – это не действие, которое сопровождается сознанием, которое помимо своего объективного обнаружения имеет еще субъективное. Сознательное действие отличается от неосознанного в самом своем объективном обнаружении. Акт человеческой деятельности – это сложное образование, которое не будучи только психическим процессом, выходя за пределы психологии в область физиологии, социологии и т. д. внутри себя включает психологические компоненты. Учет этих психологических компонентов является необходимым условием раскрытия закономерностей поведения. Наша психология включает в область своего изучения определенный, а именно психологический аспект или сторону деятельности или поведения. Путь нашей психологии не может заключатся в том, чтобы вернуться к изучению психики, оторванной от деятельности, существующей в замкнутом внутреннем мире. Психология не изучает поведение в целом, но она изучает психологические особенности деятельности. Наше понимание деятельности, психологические особенности которой изучает психология, при этом так же радикально отличается от механического понимания поведения, как наше понимание психики от ее субъективно-идеалистической трактовки[18,167].

Единство сознания и поведения, внутреннего и внешнего бытия человека раскрываются для нас в самом их содержании. Таким образом, единство сознания и деятельности или поведения основывается на единстве сознания и действительности или бытия, объективное содержание которого опосредует сознание, на единстве субъекта и объекта. Одно и тоже отношение к объекту обуславливает и сознание и поведение, одно – в идеальном, другое – в материальном плане. Этим в самой основе своей преодолевается основной картезианский дуализм. Восприятие не только связано с действием, с деятельностью – и само оно специфическая познавательная деятельность сопоставления, соотнесения возникающих в нем чувственных качеств предмета. Восприятие – это форма познания действительности. Процесс восприятия включает в себя познавательную деятельность, «прощупывания», обследования, доставляемых нашими органами чувств под воздействием внешних раздражений, действующих в данный момент. Попытка оторвать восприятие от ощущения явно несостоятельна. Но восприятие вместе с тем и не сводится к простой сумме ощущений. Оно всегда является более или менее сложным целым, качественно отличающимся от тех элементарных ощущений, которые входят в его состав. В каждое восприятие входит и воспроизведенный прошлый опыт, и мышление воспринимающего, и – в известном смысле – также чувства и эмоции. Поскольку восприятие не сводится к простой механической сумме или агрегату ощущений, определенное значение приобретает вопрос о структуре восприятия, т. е. расчлененности и специфической взаимосвязи его частей. В силу этой расчлененности и специфической взаимосвязи частей воспринимаемого оно имеет форму, связанную с его содержанием, но и отличную от него. Форма в восприятии обладает некоторой относительной независимостью от содержания. Становясь все более сознательным о обобщенным, наше восприятие приобретает вместе с тем все большую свободу по отношению к непосредственному данному.

Восприятие обычно никогда не бывает чисто пассивным, только созерцательным актом. Эмоциональное отношение как бы регулирует и расцвечивает восприятие – делает яркими, выпуклыми одни черты и оставляет другие затушеванными, в тени. Влияние интересов и чувств проявляется в восприятии сначала в форме непроизвольного внимания. Но восприятие может осуществляться на различных уровнях. Если на низших уровнях процесс восприятия протекает как бы «стихийно», независимо от сознательного регулирования, то в высших своих формах, связанных с развитием мышления, восприятие превращается в сознательно регулируемую деятельность наблюдения.

Восприятие, поднявшееся до уровня сознательного наблюдения, является волевым актом. Восприятие в обыденной жизни относительно редко достигает той сознательной направленности, до которой оно поднимается в условиях научного познания, но оно никогда не спускается до уровня чисто пассивного, совершенно ненаправленного переживания. Таким образом, в ходе изучения восприятия все глубже раскрывается подлинное содержание того исходного утверждения, что восприятие не является простой суммой ощущений, что оно – сложный целостный процесс, а то и целенаправленная деятельность. Восприятие человека представляет собой в действительности единство чувственного и логического, чувственного и смыслового, ощущения и мысли. Оно всегда не только сенсорная данность, но и осмысливание ее объективного значения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: