Источники возникновения и содержания римского права

Римское частное право обусловлено экономическими условиями общества. Оно подвержено влиянию исторических традиций, закрепляет классовые и сословные привилегии, внеэкономическое принуждение, использует жестокие санкции для охраны существующего порядка вещей, института частной собственности. Источниками познания римского права являются: любые материальные носители информации о римском праве, дошедшие до наших дней. К ним относятся:

1) надписи (на могилах, камнях, посуде…);

2) монеты;

3) папирусы;

4) Юридические и неюридические литературные сочинения.

Среди юридических памятников, дошедших до наших дней, наиболее ценным памятником являются Кодификации Юстиниана. (Институции Юстиниана (переработанные Институции Гая, новеллы, дигесты).

Монеты выглядели следующим образом:

Виды источников правообразования. К ним относятся различные нормативные акты, обычаи и т.д., из которых римские граждане получали информацию о праве. Институции Гая перечисляют следующие источники права: Законы XII таблиц, сенатусконсульты, Конституции императоров, ответы юристов. Сюда же включают и обычное право (источник устной формы).

Обычное право (обычай), древнейший устный источник права, осуществлялось, когда не было ни определённого закона, ни определённого права и предшествовало Законам XII таблиц, хотя в самих XII таблицах были в большей части закреплением обычаев (осо­бенно в части норм, укреплявших полноту отцовской власти и регулировавших отношения между супругами, порядок опеки и наследования). Опубликование государственной властью Законов XII таблиц превратили этот сборник обычаев и новых распоряжений в первый свод законов цивильного права.

С распространением Римского государства на весь бассейн Средиземноморья обычай не перестал быть источником римского права, а стал выполнять новые задачи отмены и преодоления явно устаревших норм квиритского права. Появляется новый обычай - судебный, и су­дебная практика. В эпоху принципата за обычаем признаётся такая же сила, как и за законом. В начале домината было запрещено дей­ствие обычаев, которые отменяют законы, ограничивались также местные обычаи провинций.

Законы. Законом в республиканском Риме являлось решение народного собрания (комиции). Закон приобретал силу при содействии трех органов римского государства: магистрата, народа, сената.

Процедура принятия закона:

1. Магистрат, имевший право созывать народное собрание (кон­сул, диктатор, претор), вырабатывал письменный проект закона.

2. Народ, собранный магистратом в комиции, мог принять или отвергнуть проект целиком, но не обсуждал его.

3. Сенат затем ратифицировал закон, т.е. одобрял его.

В эпоху принципата республиканское законодательство отмирает. К концу  1 в.н.э. народные собрания перестали проводить законы. Важную роль стали играть эдикты магистратов - акты должностных лиц, к числу которых относились претор, курульный эдил, правитель провинции. При вступлении в должность магистрат издавал эдикт, в котором объявлял программу своей деятельности, обязательную для него на время службы. Особое значение имели эдикты преторов, содержащие указания на то, при каких условиях будет даваться судебная защита. Эдикты преторов послужили источником образования особой системы преторского права. Решения преторов по конкретным делам интердикты – также имели значение в развитии права.

Сенатусконсульты - законодательные постановления сената в 1-3 в.н.э., являлись основной формой законодательства, хотя нередко давали лишь общие указания, предоставляя их практическое осуществление преторам. Сенат не имел законодательной инициативы, его постанов­ления являлись оформлением воли итератора, выраженной письменно или устно.

Конституции Императоров. В эпоху принципата издавались в че­тырёх основных формах:

 а) эдикты - общие распоряжения, постановле­ния, обязательные для всех должностных лиц;

б) декреты - решения по судебным делам;

в) рескрипты - ответы на поступавшие к императорам вопросы;          

г) мандаты - инструкции чиновникам по административным и служебным делам.

В конце 3 века была произведена кодификация императорских конституций. В 295 г. был выпущен Кодекс Грегориана, позднее дополнявший его Кодекс Гермогениана. Это были кодификации частных лиц. Первым официальным собранием конституций стал Кодекс Феодосия. В нем получили отражение абсолютизм монархии восточного типа, про­цесс закрепощения свободных арендаторов земли, а также изменения в области частного права, связанные с землевладением и т.п.

Кодификации Юстиниана - свод законов, объединившие в себе императорские законы предшествовавших лет и работы классических юристов, тщательно обработанные и преобразованные, пригодные для применения в новых политических и экономических условиях (опубликованы в 534 г.). Это собрание является основным источником римского права. В 12 веке оно получило сохраняющееся доныне название Corpusyris civil “Свод цивильного права”. Состоит из четырех основных частей:

1. Институции - в четырех книгах.

2. Дигесты (Пандексты) включающие 7 частей, 50 книг, 432 титула, 9123 отдельных Фрагмента.

3. Кодексы - в 12 книгах (свод важнейших императорских указов от Адриана до Юстиниана).

 4. Новеллы – 168 новелл (новых законов), изданных Юстинианом после второй редакции кодекса.

Контрольные вопросы и задания для СРС:

1. Источники возникновения и содержания римского частного права.

2. Виды источников правообразования.

3. Процедуры принятия законов.

4. Особенности эдиктов магистратов.

5. Конституции императоров и их виды.

6. Кодификации Юстиниана и их структура.

7. Обычай и деятельность юристов как источники права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: