Семинар №5 - 6 (4 часа)

БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.Г.ПЕТРОВСКОГО

 

 

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ, ИСТОРИИ И ПОЛИТОЛОГИИ

 

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ

 

Методические рекомендации для студентов магистратуры БГУ

 

Брянск 2018

 

 

 

ББК–87.3

Е–44

 

 

Емельяненко В.Д. Семинарские занятия по истории и философии  науки (методические рекомендации для студентов магистратуры БГУ). Брянск: РИО БГУ, 2018.16с.

 

 

Предлагаемые методические рекомендации предназначены для организации самостоятельной работы студентов по изучению ими курса истории и философии науки. Они включают в себя тематику семинарских занятий, перечни понятий и вопросы для самоконтроля к каждой теме, список литературы по курсу истории и философии науки.

 

 

Рецензенты:

Малинников С. Г. – доцент кафедры философии, истории и политологии БГУ, кандидат философских наук.

Золотарев А. В. – доцент кафедры философии, истории и политологии БГУ, кандидат философских наук.

 

Печатается по решению кафедры философии, истории и политологии БГУ.

 

 

© В.Д. Емельяненко, 2018

© ООО «Новый проект», 2018



Введение

В методических рекомендациях по курсу истории и философии науки студентам магистратуры предлагаются вопросы для обсуждения в ходе семинарских занятий. Работа с рекомендованной литературой – одно из необходимых условий для общего знакомства с проблемами истории и философии науки. В целях более глубокого изучения вопросов, вызвавших интерес, а также в связи с подготовкой развернутых сообщений на семинарах, магистрант может использовать и другую исследовательскую литературу (с учетом рекомендаций преподавателя). Вместе с тем, для дальнейшего развития у изучающих историю и философию науки способностей обобщать, сравнивать и систематизировать материал, вырабатывать собственное аргументированное мнение им целесообразно использовать при рассмотрении вопроса занятия не один, а несколько рекомендованных к изучению источников. В ходе подготовки к каждому семинару следует познакомиться с основными понятиями, необходимыми для успешного усвоения материала (рубрика «Понятия»). Можно вести словарь, записывая определение их содержания, сделанное с помощью справочной литературы. Студентам также полезно устно ответить на предлагаемые к темам вопросы для самоконтроля.

 

***

 

Семинары по курсу истории и философии науки

Семинар №1- 2 (4 часа)

Предмет и основные концепции современной философии науки

1.Предмет и объект философии науки, ее место и роль в структуре философского знания.

2.Эволюция подходов к анализу науки (логико-эпистемологический, социологический, культурологический, позитивистский, неопозитивистский).

3.Особенности научного знания и познания. Объект научного познания и предмет науки. Изменение представлений о предмете науки в процессе ее развития.

4.Три аспекта бытия науки (наука как познавательная деятельность, как социальный институт, система знаний).

Основные понятия

Наука, познание, позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм, философия науки, интернализм, экстернализм, знание, исследование, рефлексия.

Вопросы для самоконтроля

1. Чем отличается предмет философии науки от ее объекта?

2. Какова роль философии науки в структуре философского знания?

3. Каковы главные особенности научного познания?

4. Почему наука является сложным социальным феноменом, имея разные аспекты?

5. В чем причины существования большого числа подходов к анализу науки?

6. Меняется ли предмет науки с течением времени?

Семинар №3 (2 часа)

Роль науки в культуре современной цивилизации

1.Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности.

2.Наука и другие формы познавательной деятельности (художественное, обыденное), их взаимосвязь.

3.Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производственная и социальная сила и др.). Вопрос об основной функции науки.

4.Роль науки в современном образовании и воспитании личности.

Основные понятия

Цивилизация, рациональность, наука, традиции, инновации, мировоззрение, практика, познание, знание, обыденное познание, ценности, сциентизм.

Вопросы для самоконтроля

1.В чем принципиальные отличия в отношении традиционалистской и техногенной цивилизаций к знаниям и познанию?

2.В чем заключается ценность научной рациональности?

3.В чем главные отличия научного и художественного познания?

4.В чем заключается взаимосвязь научного и обыденного познания?

5.Какая функция науки является основной? Почему?

6.Насколько велика роль науки в современном образовании и воспитании личности?

 

Семинар №4 (2 часа)

Наука как социальный институт

1.Понятие социального института науки. Историческое развитие институтов науки: научные сообщества, научные школы. Понятие научных кадров.

2.Историческое развитие способов трансляции научных знаний. Компьютеризация современной науки и ее социальные последствия.

3.Взаимосвязь науки и сфер общественной жизни (экономика, политика и др.).

4.Проблема секретности и закрытости научных исследований. Государственное регулирование развития науки.

Основные понятия

Наука, научное сообщество, научная школа, научные кадры, трансляция знаний, государственное регулирование, сциентизм, антисциентизм.

Вопросы для самоконтроля

1. Почему институты науки исторически развиваются?

2. В чем проявляется взаимосвязь науки и общества?

3. Каковы способы трансляции научных знаний?

4. Как повлияла компьютеризация науки на ее развитие?

5. Почему возникла проблема секретности и закрытости научных исследований?

6. Каковы разумные пределы государственного регулирования развития науки?

Семинар №5 - 6 (4 часа)

Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

1. Основные причины возникновения науки. Наука и преднаука.

2. Наука в Древнем мире. Античная логика и математика. Роль Аристотеля в становлении теоретического мышления.

3. Средневековая наука. Вклад алхимиков экспериментальный базис науки.

4. Обоснование научного метода Г. Галилеем, Ф. Бэконом, Р. Декартом, И. Ньютоном.

Основные понятия

Преднаука, философия, теория, алхимия, астрология, магия, эмпирическая индукция, рациональная дедукция, эксперимент, мысленный эксперимент.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы основные причины возникновения науки?

2. В чем заслуги Аристотеля в развитии науки?

3. Каково соотношение научных и вненаучных элементов в алхимии?

4. Какой вклад в развитие научного метода внесли Ф. Бэкон и Р. Декарт?

5. В чем суть мысленного эксперимента, предложенного Г. Галилеем?

6. В чем принципиальные отличия науки и преднауки?

Семинар №7 (2 часа)

Эмпирическое и теоретическое знание

1.Научное знание как сложная развивающаяся система. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения.

2.Эмпирическое знание, его структура. Эксперимент и наблюдение, их виды. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Измерение и описание, требования к ним.

3.Структура теоретического знания. Первичные теоретические модели и законы. Гипотеза, концепция, теория. Их взаимосвязь.

4.Развитая теория, ее структура. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории. Развертывание теории как процесс решения задач.

Основные понятия

Наука, знание, эмпирический и теоретический уровни познания, эксперимент, наблюдение, измерение, описание, теоретическая модель, закон, гипотеза, концепция, теория, проблема, исследовательская задача.

Вопросы для самоконтроля

1.В чем принципиальная разница между эмпирическим и теоретическим уровнями научного познания?

2.В чем отличия эксперимента от наблюдения? В чем их сильные стороны?

3.Каковы требования к научному описанию и чем это вызвано?

4.Каковы признаки закона науки?

5.В чем разница между концепцией и теорией?

6.Какова структура развитой научной теории?

Семинар №8 (2 часа)

Проблема оснований науки

1.Основания науки как наиболее важные исходные ее положения. Структура оснований. Идеалы и нормы исследования, их роль.

2.Научная картина мира, ее исторические формы и функции (картина мира как форма систематизации знания, как исследовательская программа).

3.Наиболее важные методы познания и преобразования действительности, их классификация.

4.Единство философских и частнонаучных знаний в основаниях науки. Роль философских принципов и идей в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска.

Основные определения

Основания науки, идеалы исследования, нормы исследования, научная картина мира, исследовательская программа, метод познания, принцип, эвристика, научное знание.

Вопросы для самоконтроля

1.Какую роль в научном познании играют идеалы и нормы исследования?

2.Каковы функции научной картины мира?

3.В чем сущность наиболее важных методов познания и преобразования действительности?

4.Какова роль философских принципов и идей в обосновании научного знания?

5.Почему в основаниях науки философские и частнонаучные знания существуют в единстве?

6.Что такое исследовательская программа? Какова ее роль в познании?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: