Игровые технологии в обучении праву

 

Игра – это определенная целостная реальность, обязательно как-то соотносящаяся с существующим миром (“кусок” жизни). В этой реальности действуют и общаются люди. Соответственно, в процессе игры играющие получают опыт. Составляющими опыта могут быть и знания, и эмоциональные впечатления, и навыки, и какое-то понимание (озарение, катарсис), и выработанное или измененное отношение – к чему-то или к себе – и многое другое. Деятельность участника игры связана с содержанием его роли, игровых функций и сюжета. Играя роль, принимая решения, так или иначе познавая игровую действительность, а затем анализируя прошедшую игру, он изучает явление, послужившее прототипом модели игры. Результатом участия в игре могут быть как эмоциональные, личностные, так и интеллектуальные изменения. Дидактические ролевые или имитационные игры задействуют личность участника. Личностная вовлеченность в события игры, эмоциональная насыщенность, напряженность подобных игр чаще всего повышают учебную мотивацию, возбуждают интерес учащихся к изучаемому явлению. Деятельность в условиях относительной неопределенности в отношении того решения, которое должно быть принято, позволяет уйти от распространенной репродуктивной стороны образования – простое повторение когда-то изученных способов действий не всегда способно обеспечить успех. Игра требует творческого осмысления ситуации, поиска новых решений, что в свою очередь влечет за собой развитие самостоятельного творческого мышления”. Игры-драматизации, ролевые игры, имитационные игры, деловые игры, организационно-деятельные и организационно-мыслительные игры. Некоторым из них дать определение очень легко, определения других сливаются друг с другом, путаются. Сложно разделить имитационные и деловые игры, деловые и ролевые. Так или иначе у каждого вида игр есть некий набор признаков (они могут быть одинаковыми для разных игр), познакомиться с ними можно обратившись к специальной литературе.

Любой процесс работы с игрой состоит из двух одинаково важных частей – самой игры и ее обсуждения. Можно сказать, что обсуждение (или рефлексия) является такой же полноправной частью как и сами игровые действия. Именно обсуждение позволяет проанализировать явление, которому была посвящена игра; без него для большинства учащихся игра очень часто оказывается бессмысленной. Обычно обсуждение игры является началом серьезной и планомерной работы над темой. Часть проблем затрагивается в самой игре, часть добавляется на следующих занятиях, но так или иначе все они связываются с игровым опытом и выстраиваются в некую общую систему. Предлагаемая нами схема содержит несколько видов обсуждения. Они могут проводиться и по отдельности, и вместе – одно за другим. Познакомившись с ними и перейдя к непосредственному описанию игр, учитель сможет продумать, как строить обсуждение в разных ситуациях, когда делать упор на тот или иной вид.

1. Эмоциональный вид обсуждения: особое внимание уделяется чувствам играющих. Преподаватель просит вспомнить (или же он заранее попросил отметить, записать) слова, действия, игровые ситуации, которые особенно затронули, вызвали положительные или отрицательные эмоции, а также дать эмоциональную оценку тех реальных явлений жизни, которым была посвящена игра. Обобщения, которые делаются в результате игры, становятся эмоционально окрашенными ценностными ориентациями. Этот вид обсуждения можно использовать после игр, чья цель – заинтересовать учащихся какой-либо проблемой, познакомить с разными точками зрения, чувствами в одной и той же ситуации.

2. Смысловое обсуждение: главное в этом обсуждении – выявление проблем, проведение параллелей между игрой и действительностью на рациональном уровне, поиск путей решения данной проблемы. Учащиеся должны постараться отвлечься от своих чувств и взглянуть на проблему как на математическую задачу. Во многих играх обучаемые должны сформировать некую стратегию поведения, которой они могут руководствоваться, вступая в правовые отношения. Важно, чтобы они отрефлексировали ее, и она закрепилась в их в сознании.

2. “Конструкторское” обсуждение: это обсуждение может быть заключительным этапом работы над игрой. Когда все чувства проанализированы и проблемы, относящиеся к данной теме, обсуждены (не только проблемы, затронутые в игре, но и проблемы, предложенные на следующих уроках), учащиеся вместе с преподавателем могут попробовать изменить, улучшить игру. Для этого они должны понять, какие цели в игре ставились, какие важные признаки явления моделировались. Одна из целей работы – решить, что можно добавить или убрать для того, чтобы модель более полно соответствовала жизни. Или изменить “механизмы” игры, чтобы точнее выполнялись ее учебные цели.

1) Игры-драматизации (“разыгрывание сценок”, “исполнение ролей”) Именно такие игры в западной литературе называют ролевыми. Участникам предлагается некая ситуация (чаще всего конфликтная) и описание персонажей, участвующих в ней (роли). Ее участники выбирают себе роли и разыгрывают взаимодействие между персонажами. Такие игры помогают узнать и изучить разные точки зрения на проблему, учат отстаивать свою точку зрения, стараться понимать “противоположную сторону” конфликта. Если игра посвящена отработке каких-то умений и навыков, игры-драматизации позволяют раз за разом повторять сценку, пока участники игры не освоят правильную модель поведения. Примером подобной методики может являться игра «Волшебные очки».

“Волшебные очки”. Представим себе, что точка зрения персонажа сценки зависит от надетых на него “волшебных очков”. Бывают очки “Думаю только о себе”, очки “Забочусь об окружающих”, очки “Мне все равно”, “Мне страшно”, “Главное в жизни – уметь ко всему приспосабливаться” и множество других. Разыграем сценку и подумаем, какие “очки” были у каждого из персонажей. А если поменять “очки” на другие, что получится? Сыграем еще раз. Какие из “очков” помогают решать конфликты, а какие мешают?

2) Игры-модели, игры-имитации. Вторая группа игр объединяет в себе более сложные, не ограничивающиеся одной сценой, предполагающие много разных вариантов развития событий. Создавая подобную игру, преподаватель продумывает несколько ее обязательных элементов.

· Дидактические цели игры (что должны получить участники игры)

· Важные признаки явления, которые будут моделироваться в игре

· Игровая установка (информация предлагаемая играющим перед началом игры)

· Игровой реквизит

· Как будет организовано пространство в игре

· Игровые роли

· Материальное обеспечение ролей (какие предметы и документы потребуются участникам)

· Игровые цели и условия, побуждающие игроков действовать (внутренние механизмы развития сюжета)

· Примерный сценарий игры

· Вопросы для первоначального обсуждения игры

· Варианты усложнения сюжета (дополнительные сюжетные линии, связь с другими темами)

3) Игровые формы с более жестким контролем развития сюжета. Проводя сложные игры-модели, преподаватель может столкнуться с некоторыми трудностями. В таких играх очень многое зависит от активности игроков. Если кто-то растерялся, не знает, как действовать дальше, он может “выпасть из игры”, начать скучать, отвлекаться. Так как педагог не в состоянии оказаться одновременно во всех местах и помочь всем сразу, игра рискует “рассыпаться”. Обычно сценарий в подобных играх недостаточно жесткий, действие может развиваться так или иначе, идти более активно или более вяло. Игра может пойти по нежелательному пути. В лучшем случае поднимутся темы, которые преподаватель не предполагал рассматривать, в худшем – форма вытеснит содержание. Эти опасности можно пытаться преодолеть с помощью игровых форм, где ведущий играет активную роль организующего, и контролирующего процесс. Для организации таких игр точно так же строится некая модель, но действие в них меньше “пускается на самотек”. Один из способов добиться этого – вводить большее количество ведущих, которые будут организовывать пространственные и смысловые точки сюжета и помогать игрокам. Второй способ – приближать игры к дискуссиям, не отказываясь от игрового элемента, третий – так организовывать игровое пространство, чтобы действие развивалось на виду у всех. Еще одна возможность упростить игру – заменить индивидуальные роли на групповые. Члены команды действуют не в одиночку, а все вместе, помогая друг другу или кому-то одному из своей группы. Вот несколько примеров таких игровых форм.

А) Игра по станциям. Для организации игры по станциям требуются несколько ведущих, а играющие делятся на несколько команд. Ведущие располагаются в разных концах помещения, образуя маршрут по которому пойдут команды. На каждой станции учащимся предлагается задание; в зависимости от успешности его выполнения команда может набирать определенное количество баллов, может изменяться ее маршрут или следующие задания.

Движение происходит по достаточно жесткому пути от этапа к этапу. Может предполагаться свобода выбора действий на каждом из этапов, однако ведущие этапов и координатор игры постоянно наблюдают за шагами всех игроков и готовы прийти им на помощь. Проблема контроля и помощи решена здесь путем увеличения числа ведущих.

Б) Игры по ходам. Еще один вариант контроля за развитием сюжета – разделить его на отдельные ходы и предложить командам (или отдельным играющим) выполнять эти ходы по очереди (как в настольных играх). В подобных играх каждая из команд по очереди предпринимает какие-то действия, а ведущий игры и остальные команды как-то на них реагируют. Таким образом, в любой момент игры часть учащихся являются активными деятелями, а часть – наблюдателями. В следующий момент они меняются местами. Если действие идет достаточно динамично, зрители не успевают заскучать, а ведущий постоянно контролирует аудиторию и видит, на что стоит обращать внимание.

4) Игровые дискуссии. Это обычные дискуссии, организованные любым способом, но ведущиеся от имени каких-то игровых персонажей в определенной игровой ситуации. Важно, чтобы организационная сторона дискуссии не противоречила ее смыслу. Игровой элемент вносит дополнительное оживление в процесс, но требует предварительной подготовки. Прежде чем вступать в прения, играющие должны разобраться с точкой зрения своих персонажей. Игровые дискуссии могут быть составной частью более сложных игр.

5) Игровые суды. Очень распространенная форма игровых дискуссий – игровые суды. Она предполагает представление упрощенной модели состязательного судебного процесса и в чем-то близка к диспуту. Роли обвинителя, защитника, присяжных, свидетелей могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Учащимся потребуется время для того, чтобы подготовить свои выступления (нам кажется не очень логичным предлагать уже готовые речи, это превращает игру в спектакль). Нужно отличать игровые суды от игр про суд. Игры про суд предназначены для знакомства учащихся с судебной процедурой, в них уделяется внимание деталям, рассматриваются признаки разных судебных систем. Игровые суды менее внимательны к процедуре, они используются для обсуждения проблем, не относящихся непосредственно к судопроизводству. Понаблюдав за играющими, педагог может выявить лидеров, под которых подстраиваются большинство обучаемых. Возможно, себя проявят стойкие “одиночки”, которые не захотят согласовывать свои действия с другими играющими, или отдельные группировки, успешно решившие проблему внутри своей группы, но не желающие подстраиваться под остальных.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: