Урок по праву в курсе «Обществознание» с применением дискуссионного метода.(9 класс) «Нарушение прав человека и их защита»

ТЕМА: Нарушение прав человека и их защита. Тип урока: итогово-обобщающий с применением дискуссионного метода. Цели и задачи урока: на основе имеющихся у учащихся знаний расширить и конкретизировать их представления о правах человека; сформировать культуру ведения дискуссии и участия в ней; закрепить навыки правовой защиты личности.

План урока:

1.Вступительное слово учителя.

2. Вводная информация – учащиеся готовятся по заранее поставленным вопросам (они записаны на доске), каждый высказывает свое мнение).

1) Что такое права человека?

2) Откуда мы узнаем о правах человека? Где они записаны? 3) Кто и как их нарушает? Как можно защитить свои права? 3. Защита прав детей – вводное слово учителя и практическая работа с текстом Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о защите прав детей. Материалы к уроку: Декларация прав ребенка 1959 г. и Конвенция о правах ребенка 1989 г. (Ст. 3, 6, 7, 9, 12, 15.).

4. Учащимся предлагается высказать свое мнение по предложенным вопросам и высказываниям, изложенным ниже:

Вопрос I. Можно ли считать, что гражданское общество и правовое государство создают условия для реального соблюдения прав человека?

Вопрос II. В 1948 г. ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека. Что надо сделать в государстве, чтобы эти права могли реализовать граждане?

 Вопрос III. Как соотнести право на жизнь с глобальными проблемами человечества: экологическими, экономическими, проблемами разоружения и т.д.

Вопрос IV. С точки зрения защиты прав человека, как оценить такое решение суда в отношении приговоренного к смертной казни: “Приговор окончательный и обжалованию не подлежит”?

5. Домашнее задание. Размышление (рефлексия). Эссе на тему: “Я считаю, что права человека нарушаются тогда, когда…”

6. Подведение итогов (тестирование) – проводится при двухчасовом занятии. Формы и методы: беседа; практическая работа; сравнение; обобщение; рефлексия. Основные понятия: декларация, конвенция, гражданин, гражданство, права и свободы человека и гражданина; понятие абсолютности прав человека, геноцид, апартеид.

Ожидаемые результаты: расширение объема знаний по теме, закрепление навыков работы с документами, умение участвовать в дискуссиях, формирование уважения чужого мнения, отстаивание своей точки зрения.

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя, в котором он указывает, на какие вопросы следует обратить внимание при изучении темы: 1) Что такое права человека? 2) Откуда мы узнаем о правах человека? Где они записаны? 3) Кто и как их нарушает? Как можно защитить свои права?

В ходе беседы обобщаются знания учащихся о правах человека и документах, их содержащих, учащиеся подводятся к выводу: права человека принадлежат любой личности изначально и государство лишь охраняет их от незаконных посягательств. В отличие от этого права гражданина охватывают сферу его отношений с государством, в которой он рассчитывает на ограждение своих прав от незаконного вторжения и на активное содействие государства в их реализации. Пример: учащимся предлагается сравнить на основании Конституции РФ и Всеобщей Декларации прав человека правовой статус иностранца и гражданина РФ, сделав вывод. Учащиеся должны уяснить: права человека на жизнь, на образование и т.д.

2. Вводная информация. На доске записаны вопросы. Наиболее подготовленные получают задание представить на них ответы. Этот этап урока должен решить задачу мотивации, вызвать у учеников желание принять участие в дискуссии. Другим учащимся предлагается подумать над вопросом: ежегодно Россия подает в ООН отчет о положении детей. Какие предложения, касающиеся защиты прав детей, Вы включили бы в этот отчет? Для дискуссии можно предложить следующие проблемы:

Вопрос I. Можно ли считать, что гражданское общество и правовое государство создают условия для реального соблюдения прав человека?

 Примерные ответы: а) правовое государство – это такое государство, в котором господствует закон; его характерная черта – это законность сопротивления произволу власти. В гражданском обществе активность индивидов развертывается в управлении общественными делами (самоуправление) и в политике, и в культуре, и в идеологии. Она носит организационный характер и осуществляется через органы самоуправления, политические партии, культурно-просветительские и спортивные общества, церковь, школы, газеты, телевидение;

б) гражданское общество и правовое государство создают максимальные условия для реального соблюдения прав человека, т.к. правовое государство своим устройством гарантирует верховенство закона, равного и обязательного для всех, а гражданское общество основано не на противоречиях и конфликтах, а на внутреннем согласии его членов. В настоящее время многие законы в России не выполняются, поэтому большое значение имеет деятельность неправительственных организаций, которые защищают права и свободы граждан. Это Комитет солдатских матерей, Общество защиты прав беженцев, группа “Мемориал” и др. Вопрос II. В 1948 г. ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека. Что надо сделать в государстве, чтобы эти права могли реализовать граждане?

Примерные ответы: а) российская законодательная система должна быть построена так, чтобы обеспечить выполнение международных норм по защите прав человека (в настоящее время существует около 50 международных документов по этой проблеме;

б) с учетом вступления России в Совет Европы (1996 г.) и ратификации Европейской конвенции о защите прав и основных свобод (1998) каждый гражданин имеет право искать защиты не только у себя, но и в Европейском суде, в Страсбурге;

в) необходимо знание людьми международных документов по правам человека; г) необходима система возмещения убытков пострадавшему, а не только наказания преступника.

 Вопрос III. Как соотнести право на жизнь с глобальными проблемами человечества: экологическими, экономическими, проблемами разоружения и т.д.

 Примерные ответы: а) так как глобальные проблемы касаются не одной страны, а всего человечества, то надо усилить ответственность за преступления против человечества, строго выполнять законы, направленные на охрану окружающей среды. Здесь многое могут сделать общественные организации и движения;

б) глобальные проблемы ограничивают права человека, но чем государство более стабильно развито, тем более на первый план в нем выступают интересы личности, поэтому для снятия остроты этих проблем необходима экологическая и политическая стабильность государства.

 Вопрос IV. С точки зрения защиты прав человека, как оценить такое решение суда в отношении приговоренного к смертной казни: “Приговор окончательный и обжалованию не подлежит”?

 Примерные ответы: а) такой приговор суда можно расценивать как нарушение Конституции, подтверждающей право каждого на жизнь и устанавливающей, что смертная казнь является исключительной мерой за особо тяжкие преступления против жизни; б) нарушением прав человека является произвольное лишение его жизни; в) смертная казнь как мера наказания за умышленное убийство соответствует принципу правового равенства;

г) отказ от смертной казни отвечает требованиям религии (Бог дал жизнь, и только он может ее забрать).

Права детей закреплены в большом числе международных документов. Самые известные из них – Декларация прав ребенка 1959 г. и Конвенция о правах ребенка 1989 г.

3. Практическая работа. Задание: Выпишите из предложенных документов права человека и права ребенка, какой документ права детей охватывает более полно. Перед учащимися тексты Всеобщей декларации и Конвенции: на этом этапе они самостоятельно читают, сравнивают документы и делают вывод о том, что Конвенция о правах ребенка конкретизирует права человека в отношении ребенка. Всеобщая декларация прав человека.

 Материалы к уроку: Конвенция о правах ребенка ст.3 ст.6 (к несовершеннолетним никогда не применяется смертная казнь)ст.15 ст.7 (право на имя, гражданство) ст.12. ст.9 (не разлучать с родителями).

Далее учитель сообщает, как осуществляется защита прав ребенка, что представляет собой институт лишения родительских прав, как действуют органы опеки и попечительства.

4. Для обсуждения учащимся предлагаются следующие вопросы и задания:        Задание 1. Почему в названии французской декларации употребляется понятие: не только “человек”, но и гражданин?

Задание 2. Найдите в мировой истории и в истории нашей страны примеры вопиющего пренебрежения правом человека на жизнь? Задание 3. Существует правовая норма, в соответствии с которой во время следствия и суда должен присутствовать педагог. Каков смысл этого требования? Задание 4. Выберите из следующих мыслей те, которые соответствуют “духу” прав человека:

– свобода есть возможность делать все, что мне захочется; – свобода есть право делать все, что дозволено законом; – свобода есть независимость от норм, установленных людьми; – свобода одного человека ограничена пределами свободы других. 5. Домашнее задание: Размышление (рефлексия). Учащимся предлагается продолжить, в частности, такую фразу: “Я считаю, что права человека нарушаются тогда, когда…” Написать эссе, продолжив эту фразу.

6. Подведение итогов. (Тестирование)

После разбора данной темы целесообразно провести проверку полученных знаний. Проверка проводится в форме тестирования на следующем уроке. 

“Права человека”. Тесты

1. Какой политический режим не заинтересован в реализации гражданами свободы мысли и слова? а) демократический; б) тоталитарный; в) либеральный.

г) авторитарный 2. На что имеет право человек в случае, если он будет невинно осужден: а) на устное извинение секретаря судебного заседания; б) на получение справки о случившейся судебной ошибке; в) на возмещение государством причиненного ему вреда.г) на статью в СМИ с публичным извинением представителя властей 3. Может ли быть закрыта религиозная секта, которая, привлекая в свои ряды молодых людей, настраивает их против семьи, родителей, школы, приводит их к психическим заболеваниям? а) может; б) не может; в) для закона это безнравственно.

г) может, но только если сектанты нарушают уголовное законодательство. 4. Где дети имеют право свободно выражать свое мнение? а) во всех сферах жизни и деятельности; б) только среди своих друзей; в) только в семье.

г) только в школе на уроке. 5. В случае совершения правонарушения дети должны содержаться под стражей: а) отдельно от взрослых; б) вместе со взрослыми; в) это не имеет существенного значения.

г) не должны содержаться под стражей. 6. Являются ли постоянные споры с учителем проявлением свободы выражения мнений учащихся? а) да, являются; б) нет, не являются; в) все зависит от страны.

г) зависит от темы спора. 7. Какая известная международная неправительственная организация контролирует соблюдение прав человека в различных странах, вне зависимости от политической и государственной системы? а) “Международная амнистия”; б) “Общество в защиту прав человека”; в) “Союз жертв тоталитаризма”.

г) ЮНЕСКО 8. Какие властные государственные учреждения должны обладать наиболее масштабным и действенным средством защиты прав населения? а) магистратуры; б) суды; в) мэрии.

г) МВД. 9. Как именуется должность человека, избираемого Государственной Думой для сбора информации о нарушениях прав человека и содействия тем, чьи права ущемлены? а) магистр; б) председатель союза правозащитников; в) уполномоченный по правам человека.

г) нет такой должности.

Тестирование позволяет проконтролировать фактический объем знаний, усвоенный учащимися. Оценивание тестов проводится по системе:

Правильных ответов-50% ученик тему не усвоил.

Правильных ответов 60-80% -ученик усвоил тему удовлетворительно.

Правильных ответов 85- 95% ученик усвоил тему хорошо

Правильных ответов 100% ученик усвоил тему на отлично.

 

 

Заключение.

 

Завершая поставленную тему, необходимо отметить, что технологии преподавания права должны быть разнообразными, сочетать в себе как традиционные, так и инновационные. Включать и игры, и дискуссии, и лекции и семинары, и самостоятельную работу ученика.

Если мы будем с детьми только играть, у ученика может сформироваться несерьезное отношение к предмету, который будет восприниматься исключительно как игра, как какое-то развлечение. Соотношение познавательных и активных методов обучения зависит также и от типа занятий. Что имеется в виду? Если занятие ведется в рамках дополнительного образования: факультатив или классные часы, различные формы внеклассной работы, то перед учителем не стоит проблема оценки знаний. Но если это учебная дисциплина, которая предполагает выставление оценки ученику, перед учителем неизбежно встает вопрос: как оценивать участие ребенка в игре, что оценивать? Активность ребенка? Но он может подать, допустим, одну идею и дальше не участвовать в обсуждении. Тем не менее, эта идея, возможно, окажется очень ценной.

С другой стороны, мы должны оценивать содержание тех выводов, к которым ученики пришли в игре. Но если, к примеру, тема игры “Содержание Всеобщей декларации прав человека”, то оценка ребячьих выводов совершенно противоречит объекту изучения, самой Всеобщей декларации, той ее статьи, в которой говорится о свободе мнений. В этом плане нужно обратить внимание на то, что, как и всякая учебная дисциплина, права человека имеют свой терминологический арсенал, который в данном курсе очень важен, поскольку все понятия имеют тот или иной ценностный аспект.

Почему мы не можем согласиться с упором на активные методы обучения, с их приоритетом? Любой учебный предмет имеет свою “таблицу умножения”. И разумное соотношение активных и традиционных методов, на наш взгляд, является условием успешности обучения.

Игровые методики достаточно хорошо формируют представление детей о том, как должно быть, что справедливо и что несправедливо. Но помогут ли они детям в реальной ситуации? Дети будут знать, что неправильно, но они не будут знать, куда пойти, что делать, для этого нужен хотя бы минимум этой самой позитивной информации, о которой шла речь.

Если говорить о специфике работы в старших классах, то здесь очень многое зависит от уровня класса. Но в целом, если сравнивать со средним звеном, то здесь активные методы (а под активными понимаются прежде всего игровые и дискуссионные) являются только средством вхождения в проблему, только способом включения, началом разговора. И не нужно никакого антуража, никаких особых затрат. Дальше идет совместный поиск истины, основанный на нормативных документах, на правозащитных методиках и технологиях.

Сочетание лекций, бесед, игр может быть самым разным: в какой-то ситуации игра — приглашение к дискуссии, в какой-то — обсуждение тех проблем, которые накопились. Но возможны и лекция, и элементы беседы. Ни в коем случае нельзя ориентироваться только на игры.

 

Список литературы

 

1. Внеурочная деятельность по правовому образованию школьников // Уколова И.Е., Друбочевская ИЛ. и др. — РФПР. 2001. // Основы государства и права. № 5-7,1999.

 

2. Вакуленко В. А. Уколова И. Е. Интерактивное обучение на уроках права.// Право в школе. №1. 2004

 

3. Дьячкова С. Игры по праву в школе.//Учитель. № 5. 2001 г.

 

4. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права. — СПб., 2000.

 

5. Из опыта работы школ по методике Молодежного Центра прав человека и правовой культуры.// Государство и право: теория, история, современность. Под ред. Е. А. Певцовой. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2001.

 

6. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. — М. 1994.

 

8. Е. А. Певцова. Теория и методика обучения праву.М., «Владос».2003. с-214

 

9. Е. А. Певцова. Учителю права: как организовать занятие// www. ychitel.ru

 

10. Певцова Е.А. Основы правовых знаний. — М.: Владос, 2000..

 

11. Методика преподавания прав человека в школе. И. Бочаров, О. Погонина, А. Суслов и др. — Пермь. 2000

 

12. Максудов P.P., Антропов О.О. Знай свои права: Ты и милиция. — М.,1996.

 

13. Право человека. Книга для учителя. Ч. 1; ч. 2. Молодежный Центр прав человека и правовой культуры. — М., 2001.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: