Министерство экономического развития Республики Коми, г. Сыктывкар

И. И. Синицина

Немаловажным фактором эффективного управления любой организацией является оптимальная система наблюдения, измерения, сбора, регистрации и обработки информации, адекватная целям деятельности организации и обеспечивающая всех заинтересованных пользователей данными, необходимыми для принятия управленческих решений. При этом, как правило, выделяются две основных группы пользователей учетной информации – внутренние и внешние.

Сложившиеся в мировой практике принципы бухгалтерского учета на первое место ставят задачи удовлетворения информационных потребностей менеджеров различного уровня внутри самих организаций, так как именно они осуществляют непосредственное управление внутренней средой, и бухгалтерская информация является необходимой базой для принятия решений, способствующих повышению эффективности функционирования управляемых ими хозяйствующих субъектов. В России Федеральный закон «О бухгалтерском учете» также среди первоочередных задач определяет формирование и предоставление внутренним пользователям полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, о целесообразности осуществления организацией хозяйственных операций.

Вышеуказанные группы пользователей информации можно выделить и применительно к бюджетному учету. В то же время, исходя из сложившейся практики, можно констатировать, что бухгалтерский учет в бюджетной сфере в первую очередь выполняет контрольную функцию и обеспечивает информацией различные контролирующие органы, относящиеся к внешним пользователям.

Одним из основных принципов бюджетного финансирования является строго целевое использование бюджетных средств (т.е. в соответствии с утвержденной сметой), и система бухгалтерского учета во многом нацелена на реализацию данного принципа. Такая ориентация учета проявляется даже в его названии – учет исполнения сметы доходов и расходов – и наименовании основных отчетных форм бюджетных учреждений: Баланс исполнения сметы доходов и расходов и Отчет об исполнении сметы доходов и расходов.

Проблема дефицита учетной информации для внутренних пользователей усугубляется еще и тем, что для учета в бюджетной сфере характерна централизация, когда ряд однотипных учреждений обслуживаются централизованной бухгалтерией, созданной при вышестоящей организации. При этом основные условия бухгалтерского обслуживания и сопровождения диктуются не обслуживаемыми организациями, а непосредственно самой централизованной бухгалтерией по согласованию с руководством головной организации. В этом случае руководители подведомственных учреждений, являющихся фактически самостоятельными хозяйствующими субъектами, в своей деятельности фактически не имеют никаких реальных рычагов управления, основывающихся на бухгалтерском учете и анализе. Между тем учет должен служить не только целям формирования отчетности, но и является важной функцией управления.

Поскольку организации бюджетной сферы, как и любые другие организации, в том числе коммерческие, являются в первую очередь хозяйствующими субъектами и осуществляют вполне конкретную хозяйственную деятельность, выполняют определенные функции, они также нуждаются в качественной системе учета, на основе которой возможно наиболее рациональное и результативное использование имеющихся в распоряжении данных учреждений различных ресурсов. В связи с вышесказанным и в целях реализации управленческой функции учета необходимо как реформирование самой системы бюджетного учета, так и повышение значимости кадровой подготовки и переподготовки менеджеров и бухгалтеров бюджетной сферы.

В первом направлении Министерством финансов Российской Федерации в настоящее время уже делаются определенные шаги. В частности, данным органом разработан проект новой инструкции по бюджетному учету. Указанный проект предполагает гармонизацию отечественного учета в бюджетной сфере в соответствии с международными стандартами. В то же время новая инструкция направлена не столько на изменение мировоззрения учетно-управленческого персонала в отношении целей и задач бухгалтерского учета, сколько на унификацию различных видов (направлений) бюджетного учета. Так, в настоящее время выделяется три подсистемы учета в бюджетной сфере:

1) учет исполнения смет доходов и расходов бюджетных организаций;

2) учет исполнения бюджета, осуществляемый соответствующими финансовыми органами;

3) казначейский учет.

Однако объединение всех вышеуказанных подсистем в единую систему с общим планом счетов, единой кодификацией не позволит повысить роль учета в достижении стабильности деятельности организаций бюджетной сферы. Главная цель этого реформирования – в упрощении бюджетного учета. При этом первоочередной задачей бюджетного учета остается обеспечение целевого расходования бюджетных средств.

Вместе с тем очень важным является развитие в организациях бюджетной сферы системы управленческого учета, обеспечивающей принятие эффективных и своевременных управленческих решений. Несомненно, в бюджетной сфере существует своя специфика, в том числе связанная с разноплановостью финансовых ресурсов бюджетной сферы (целевое бюджетное финансирование, средства от предпринимательской деятельности, целевые средства и безвозмездные поступления), жесткой регламентацией учета. Однако бюджетная организация, являясь управляемой системой, требует постоянного принятия ее руководителями управленческих решений, базой для которых должна служить не только сложившаяся в настоящее время на практике система финансового бюджетного учета, но и управленческого учета.

Поэтому с нашей точки зрения перспективным является развитие бюджетного учета, направленное на удовлетворение информационных потребностей управленческого персонала. В этом смысле повышению эффективности деятельности бюджетных организаций может способствовать внедрение управленческого учета в бюджетной сфере. В целях переориентации отечественной системы учета в государственных и муниципальных учреждениях к требованиям менеджеров бюджетной системы вполне целесообразно использование методов, уже наработанных в сфере деятельности коммерческих организаций.

Одним из таких эффективных методов может стать бюджетирование, базой для которого будет служить традиционная для бюджетной сферы практика сметного планирования, модифицированного к требованиям управленческой системы и включающая в себя не просто составление финансового плана как такового, а предполагающая постановку целей и задач деятельности организации и отдельных ее структурных подразделений, определение функций и ответственности конкретных лиц за достижение поставленных целей и задач, делегирование полномочий, использование современных методов мотивации и т.д. Серьезным подспорьем в усилении управляемости бюджетных учреждений, а следовательно, и повышении эффективности их деятельности должна стать организация в бюджетной сфере управленческого учета как подсистемы бюджетного учета

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: