Тема 10. Особенности автономного существования в различных климатогеографических условиях

Способы автономного выживания человека в природе

Учебно-методический комплекс

 

Направление подготовки

050100 Педагогическое образование

 

Профиль подготовки

«Образование в области безопасность жизнедеятельности»

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

Форма обучения

Дневное отделение

 

Нижневартовск

2012

Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины (модуля) являютсяовладения студентами правил поведения при вынужденном автономном существовании человека в природе, а также студенты должны получить знания по ориентированию в природных условиях, подаче сигналов, поиску воды, пищи, выбор ночлега и укрытий.

У студентов формируется комплекс понятий о выживании в вынужденных автономных условиях, о выживание в открытых водоемах и организация самосплава по реке.

Задачи дисциплины:

· Студенты должны приобрести основные навыки поведения и действия при вынужденном автономном существовании. В процессе выполнения практических работ студенты овладевают способами вязания узлов, умением изготовить импровизированные инструменты и оружие для добычи пищи и защите от диких животных. Очень важным моментом при вынужденном автономном выживании в природных условиях является знание съедобных и ядовитых дикорастущих растений.

·.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Способы автономного выживания человека в природе» относится к профессиональному циклу ООП.

   В курсе «Способы автономного выживания человека в природе» основное внимание уделяется формированию у студентов сознания безопасного поведения и личной ответственности за себя и окружающих в процессе жизнедеятельности. Для понимания и успешного освоения материала курса студенты должны обладать знаниями и понятиями из соответствующих дисциплин общепрофессионального комплексов. Данный курс занимает важное место в системе профессиональной подготовке выпускников, т.к. безопасное поведение и личная ответственность за себя и окружающих в процессе жизнедеятельности в настоящее время является важным показателем подготовки специалистов/

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) «Способы автономного выживания человека в природе».

· Владеет культурой мышления, способностью к обобщению, восприятию, систематизации информации, постановке цели и выбору достижения (ОК - 1);

· умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК - 2);

· готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

· умеет критически оценивать свои достижения и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК – 7);

· сознаёт социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК - 8)

 



Структура и содержание дисциплины (модуля) «Безопасность жизнедеятельности».

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 360 часов.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

 

п/п

Название темы

Всего часов

Общее кол-во часов

Из них аудиторные

Смост. работа

всего лекции лабо-ратор. прак-тическ
1 Введение     4 4      
2 Проблемы вынужденного автономного существования   16 8 4 4 18
3 Подача сигналов и правила ориентирования автономного выживания   20 8 8 4 18
4 Способы обеспечения водой   18 8 6 4 18
5 Методы добычи огня и организация кострового бивака   28 12 8 8 18
6 Обеспечение едой.   22 10 6 6 18
7 Съедобные и ядовитые дикорастущие растения   20 10 6 4 18
8 Укрытия и выбор ночлега   20 10 6 4 18
9 Веревки, узлы, импровизированные инструменты и оружие   18 8 6 4 18
10 Организация, подготовка и проведение турпоходов   30 12 10 8 20
  ИТОГО 360 196 90 60 46 164
  Зачёт.

1

  Экзамен

2

 

Образовательные технологии

При проведении отдельных занятий и организации самостоятельной работы обучающихся используются электронные версии курса лекций и практических занятий с элементами тестового контроля.

В процессе изучения курса применяются следующие активные методы обучения:

- Интерактивные лекции в компьютерном классе;

- В процессе обучения используется групповой метод; кейс- метод,

- Технология деловой игры,

- Приемы проектной деятельности.

По желанию лектора, при изложении части тем, используется мультимедиа–проектор (или компьютерный класс) для проведения презентаций и демонстрации других материалов занятий.

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы.

Введение

1. Понятийный аппарат способов автономного выживания человека в природе.

2. Главные правила при вынужденном автономном выживании.

Тема 1. Проблемы вынужденного автономного существования

1. Основные проблемы вынужденного автономного существования.

Тема 2. Подача сигналов и правила ориентирования автономного выживания

1. Правила подачи сигналов. Специальные средства для подачи сигналов.

2. Правила ориентирования в условиях автономного выживания.

Тема 3. Способы обеспечения водой

1. Способы обеспечения водой.

Тема 4. Методы добычи огня и организация кострового бивака

1.Методы добычи огня.

2.Организация кострового бивака.

Тема 5. Обеспечение едой, а также съедобные и ядовитые дикорастущие растения

1. Обеспечение едой.

2. Съедобные и ядовитые дикорастущие растения.

Тема 6. Укрытия и выбор ночлега

1. Типы укрытий и

2. Выбор места ночлега в зависимости от климатогеографических условий.

Тема 7. Веревки, узлы, импровизированные инструменты и оружие

1. Типы веревок, узлы.

2. Импровизированные инструменты и оружие.

Тема 8. Выживание в открытых водоемах и организация самосплава по реке

1. Выживание в открытых водоемах. 

2. Организация самосплава по реке.

Тема 9. Организация, подготовка и проведение турпоходов

1. Организация, подготовка и проведение турпоходов.

Тема 10. Особенности автономного существования в различных климатогеографических условиях

1. Способы автономного выживания в полярных широтах.

2. Способы автономного выживания в пустыни.

3. Способы автономного выживания в тропиках.

4. Способы автономного выживания в горных областях.

5. Способы автономного выживания в открытом море.

6. Собственный опыт вынужденного автономного выживания или известный вам случай.

 

                                                               

Литература

1. Вяткин Л.А., Сидорчук Е.В., Немытов Д.Н. Туризм и спортивное ориентирование: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр Академия, 2001. – 208с.

2. Гвоздев С.А. Выживание на суше и на море – Минск: Соврем. слово, 2002. – 319 с.

3. Ильин А.А. Энциклопедия выживания в экстремальных ситуациях. – М.: Изд-во Эксмо-пресс, 2002. – 384с.

4. Ильичов А.А. Популярная энциклопедия выживания: Изд. 2-е, испр., доп. и перераб. – М.: Изд-во Эксмо-пресс, 2001. – 496с.

5. Маслолв А.Г., Константинов Ю.С., Латчук В.Н. Способы автономного выживания в природе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 304с.

2. Питер Дарман. Учебник выживания в экстремальных ситуациях. – М.: ООО Изд-во Яуза, Формула-Пресс, 2000. – 352 с.

6. Помощь пострадавшим. Защитные меры: Выпуск №3 (Темы с 15 по 21). – М.: ИЦ – Редакция «Военные знания», 2000. – 80с.

7. Стихийные бедствия, аварии, катастрофы. Правила поведения и действия населения: Выпуск №1 (Темы с 1 по 7). – М.: ИЦ –Редакция «Военные знания», 1996. – 80 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: