Способы автономного выживания человека в природе
Учебно-методический комплекс
Направление подготовки
050100 Педагогическое образование
Профиль подготовки
«Образование в области безопасность жизнедеятельности»
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Дневное отделение
Нижневартовск
2012
Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины (модуля) являютсяовладения студентами правил поведения при вынужденном автономном существовании человека в природе, а также студенты должны получить знания по ориентированию в природных условиях, подаче сигналов, поиску воды, пищи, выбор ночлега и укрытий.
У студентов формируется комплекс понятий о выживании в вынужденных автономных условиях, о выживание в открытых водоемах и организация самосплава по реке.
Задачи дисциплины:
· Студенты должны приобрести основные навыки поведения и действия при вынужденном автономном существовании. В процессе выполнения практических работ студенты овладевают способами вязания узлов, умением изготовить импровизированные инструменты и оружие для добычи пищи и защите от диких животных. Очень важным моментом при вынужденном автономном выживании в природных условиях является знание съедобных и ядовитых дикорастущих растений.
·.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Способы автономного выживания человека в природе» относится к профессиональному циклу ООП.
В курсе «Способы автономного выживания человека в природе» основное внимание уделяется формированию у студентов сознания безопасного поведения и личной ответственности за себя и окружающих в процессе жизнедеятельности. Для понимания и успешного освоения материала курса студенты должны обладать знаниями и понятиями из соответствующих дисциплин общепрофессионального комплексов. Данный курс занимает важное место в системе профессиональной подготовке выпускников, т.к. безопасное поведение и личная ответственность за себя и окружающих в процессе жизнедеятельности в настоящее время является важным показателем подготовки специалистов/
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) «Способы автономного выживания человека в природе».
· Владеет культурой мышления, способностью к обобщению, восприятию, систематизации информации, постановке цели и выбору достижения (ОК - 1);
· умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК - 2);
· готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
· умеет критически оценивать свои достижения и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК – 7);
· сознаёт социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК - 8)
Структура и содержание дисциплины (модуля) «Безопасность жизнедеятельности».
Общая трудоемкость дисциплины составляет 360 часов.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ
№ п/п | Название темы | Всего часов | |||||
Общее кол-во часов | Из них аудиторные | Смост. работа | |||||
всего | лекции | лабо-ратор. | прак-тическ | ||||
1 | Введение | 4 | 4 | ||||
2 | Проблемы вынужденного автономного существования | 16 | 8 | 4 | 4 | 18 | |
3 | Подача сигналов и правила ориентирования автономного выживания | 20 | 8 | 8 | 4 | 18 | |
4 | Способы обеспечения водой | 18 | 8 | 6 | 4 | 18 | |
5 | Методы добычи огня и организация кострового бивака | 28 | 12 | 8 | 8 | 18 | |
6 | Обеспечение едой. | 22 | 10 | 6 | 6 | 18 | |
7 | Съедобные и ядовитые дикорастущие растения | 20 | 10 | 6 | 4 | 18 | |
8 | Укрытия и выбор ночлега | 20 | 10 | 6 | 4 | 18 | |
9 | Веревки, узлы, импровизированные инструменты и оружие | 18 | 8 | 6 | 4 | 18 | |
10 | Организация, подготовка и проведение турпоходов | 30 | 12 | 10 | 8 | 20 | |
ИТОГО | 360 | 196 | 90 | 60 | 46 | 164 | |
Зачёт. | 1 | ||||||
Экзамен | 2 |
Образовательные технологии
При проведении отдельных занятий и организации самостоятельной работы обучающихся используются электронные версии курса лекций и практических занятий с элементами тестового контроля.
В процессе изучения курса применяются следующие активные методы обучения:
- Интерактивные лекции в компьютерном классе;
- В процессе обучения используется групповой метод; кейс- метод,
- Технология деловой игры,
- Приемы проектной деятельности.
По желанию лектора, при изложении части тем, используется мультимедиа–проектор (или компьютерный класс) для проведения презентаций и демонстрации других материалов занятий.
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.
Перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы.
Введение
1. Понятийный аппарат способов автономного выживания человека в природе.
2. Главные правила при вынужденном автономном выживании.
Тема 1. Проблемы вынужденного автономного существования
1. Основные проблемы вынужденного автономного существования.
Тема 2. Подача сигналов и правила ориентирования автономного выживания
1. Правила подачи сигналов. Специальные средства для подачи сигналов.
2. Правила ориентирования в условиях автономного выживания.
Тема 3. Способы обеспечения водой
1. Способы обеспечения водой.
Тема 4. Методы добычи огня и организация кострового бивака
1.Методы добычи огня.
2.Организация кострового бивака.
Тема 5. Обеспечение едой, а также съедобные и ядовитые дикорастущие растения
1. Обеспечение едой.
2. Съедобные и ядовитые дикорастущие растения.
Тема 6. Укрытия и выбор ночлега
1. Типы укрытий и
2. Выбор места ночлега в зависимости от климатогеографических условий.
Тема 7. Веревки, узлы, импровизированные инструменты и оружие
1. Типы веревок, узлы.
2. Импровизированные инструменты и оружие.
Тема 8. Выживание в открытых водоемах и организация самосплава по реке
1. Выживание в открытых водоемах.
2. Организация самосплава по реке.
Тема 9. Организация, подготовка и проведение турпоходов
1. Организация, подготовка и проведение турпоходов.
Тема 10. Особенности автономного существования в различных климатогеографических условиях
1. Способы автономного выживания в полярных широтах.
2. Способы автономного выживания в пустыни.
3. Способы автономного выживания в тропиках.
4. Способы автономного выживания в горных областях.
5. Способы автономного выживания в открытом море.
6. Собственный опыт вынужденного автономного выживания или известный вам случай.
Литература
1. Вяткин Л.А., Сидорчук Е.В., Немытов Д.Н. Туризм и спортивное ориентирование: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр Академия, 2001. – 208с.
2. Гвоздев С.А. Выживание на суше и на море – Минск: Соврем. слово, 2002. – 319 с.
3. Ильин А.А. Энциклопедия выживания в экстремальных ситуациях. – М.: Изд-во Эксмо-пресс, 2002. – 384с.
4. Ильичов А.А. Популярная энциклопедия выживания: Изд. 2-е, испр., доп. и перераб. – М.: Изд-во Эксмо-пресс, 2001. – 496с.
5. Маслолв А.Г., Константинов Ю.С., Латчук В.Н. Способы автономного выживания в природе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 304с.
2. Питер Дарман. Учебник выживания в экстремальных ситуациях. – М.: ООО Изд-во Яуза, Формула-Пресс, 2000. – 352 с.
6. Помощь пострадавшим. Защитные меры: Выпуск №3 (Темы с 15 по 21). – М.: ИЦ – Редакция «Военные знания», 2000. – 80с.
7. Стихийные бедствия, аварии, катастрофы. Правила поведения и действия населения: Выпуск №1 (Темы с 1 по 7). – М.: ИЦ –Редакция «Военные знания», 1996. – 80 с.