САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Критерии оценивания самостоятельной работы №1-№5
(данный оценочный лист прикладывается к каждой работе)
№ | Качественные характеристики работы | Макс. балл | Факт. балл |
I. | Оценка работы по формальным критериям: | 5 | |
1. | Внешний вид работы и правильность оформления титульного листа | 1 | |
2. | Наличие правильно оформленного плана | 1 | |
3. | Правильность цитирования, в том числе: | 1 | |
· наличие в тексте сносок и гиперссылок | |||
· правильность оформления списка литературы | |||
4. | Наглядность и качество иллюстративного материала | 1 | |
5. | Наличие и качество приложений | 1 | |
II. | Оценка работы по содержанию: | 20 | |
1. | Качество введения | 2 | |
2. | Логическая структура работы, в том числе: | ||
· сбалансированность разделов | 2 | ||
· логическая связь между разделами | 1 | ||
3. | Соответствие содержания работы заявленной теме | 1 | |
4. | Степень самостоятельности в изложении | 4 | |
5. | Наличие элементов научной новизны | 3 | |
6. | Практическая ценность работы, в том числе связь работы с российской проблематикой | 1 | |
7. | Умение делать выводы | 4 | |
8. | Качество заключения | 1 | |
9. | Знание новейшей литературы | 1 | |
III. | Наличие ошибок принципиального характера | –20 | |
ИТОГО | 25 |
Шкала оценивания для выставления рейтингового балла:
|
|
менее 14 баллов – «2» - неудовлетворительно – 0 баллов
15 – 18 баллов – «3» - удовлетворительно - 1 балл
19 – 21 баллов – «4» - хорошо – 2 балла
22 – 25 баллов – «5» - отлично – 3 балла
ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
1. Различные подходы к классификации чрезвычайных ситуаций
2. Оповещение в чрезвычайных ситуациях
3. Правила поведения при стихийных бедствиях, авариях и катастрофах
4. Средства коллективной и индивидуальной защиты
5. Принципы и способы эвакуации
6. Защита от аварийно химически опасные вещества (АХОВ) в чрезвычайных ситуациях
7. Психологический аспект выживания в чрезвычайных ситуациях
8. Правила подачи сигналов бедствия
9. Использование обычных вещей в чрезвычайных ситуациях
10. Ориентирования при автономном выживании
11. Важные навыки следопыта
12. Способы обеспечения водой в различных чрезвычайных ситуациях
13. Методы добычи огня и организация кострового бивака
14. Нетрадиционные продукты питания суши
15. Нетрадиционные продукты питания моря
16. Съедобные и ядовитые дикорастущие растения
17. Съедобные и ядовитые грибы
18. Различные способы ловли животных
19. Различные виды укрытий и правильный выбор ночлега
20. Умения и навыки оказания первой медицинской помощи
|
|
21. Стратегия выживания в полярных областях
22. Особенности выживания в пустыне
23. Общая стратегия выживания в горах
24. Безопасность человека в тропических условиях
25. Безопасность и выживание в открытых водоемах
26. Импровизированные инструменты
27. Импровизированные оружия, которые помогут защитить человека в чрезвычайных ситуациях
К семинарским занятиям студенты готовятся, самостоятельно используя рекомендуемую литературу по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» и периодические издания. По одной из предложенных тем студенты самостоятельно готовят реферат.
Примерный перечень вопросов к ЭКЗАМЕНУ (зачету)
1. Главные правила при вынужденном автономном выживании.
2. Основные проблемы вынужденного автономного существования.
3. Правила подачи сигналов. Специальные средства для подачи сигналов.
4. Правила ориентирования в условиях автономного выживания.
5. Способы обеспечения водой.
6. Методы добычи огня и организация кострового бивака.
7. Обеспечение едой, а также съедобные и ядовитые дикорастущие растения.
8. Типы укрытий и выбор места ночлега в зависимости от климатогеографических условий.
9. Типы веревок, узлы, импровизированные инструменты и оружие.
10. Выживание в открытых водоемах и организация самосплава по реке.
11. Организация, подготовка и проведение турпоходов.
12. Способы автономного выживания в полярных широтах.
13. Способы автономного выживания в пустыни.
14. Классификация землетрясений по интенсивности колебаний на поверхности земли.
15. Причины возникновения землетрясений.
16. Правила поведения при землетрясении.
17. Природа вулканической деятельности. Классификация вулканов.
18. Побочные явления, связанные с извержениями.
19. Природа оползня. Классификация оползня по масштабу по скорости и активности.
20. Классификация по механизму процесса протекания и по мощности.
21. Выделение селей по механизму зарождения.
22. Классификация селей по причине возникновения и по объему выноса.
23. Классификация по повторяемости и по воздействию на сооружение.
24. Правила поведения при оползнях и селевых потоках.
25. Условия формирования лавин. Классификация лавинной деятельности.
26. Характеристика ОС вызванных ураганами и бурями.
27. Меры безопасности при грозах.
28. Явление смерча и его основные характеристики.
29. Пыльные и снежные бури. Действия при пурге.
30. Привила поведения при смерчах, бурях и ураганах.
31. Стихийные бедствия гидрологического характера наводнение, нагоны и цунами.
32. Классификация наводнения.
33. Явления затора и зажора, какова их роль в ЧС.
34. Правила поведения при ЧС гидрологического характера.
35. Характеристика лесных пожаров.
36. Правила поведения при лесных пожарах.
37. Способы автономного выживания в тропиках.
38. Способы автономного выживания в горных областях.
39. Способы автономного выживания в открытом море.
40. Собственный опыт вынужденного автономного выживания или известный вам случай.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) «Безопасность жизнедеятельности»
Основная литература
- Вяткин Л.А., Сидорчук Е.В., Немытов Д.Н. Туризм и спортивное ориентирование: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр Академия, 2001. – 208с.
- Гвоздев С.А. Выживание на суше и на море – Минск: Соврем. слово, 2002. – 319 с.
- Ильин А.А. Энциклопедия выживания в экстремальных ситуациях. – М.: Изд-во Эксмо-пресс, 2002. – 384с.
- Ильичов А.А. Популярная энциклопедия выживания: Изд. 2-е, испр., доп. и перераб. – М.: Изд-во Эксмо-пресс, 2001. – 496с.
- Маслолв А.Г., Константинов Ю.С., Латчук В.Н. Способы автономного выживания в природе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 304с.
6. Питер Дарман. Учебник выживания в экстремальных ситуациях. – М.: ООО Изд-во Яуза, Формула-Пресс, 2000. – 352 с.
|
|
- Помощь пострадавшим. Защитные меры: Выпуск №3 (Темы с 15 по 21). – М.: ИЦ – Редакция «Военные знания», 2000. – 80с.
- Стихийные бедствия, аварии, катастрофы. Правила поведения и действия населения: Выпуск №1 (Темы с 1 по 7). – М.: ИЦ –Редакция «Военные знания», 1996. – 80 с.
- Стихийные бедствия, аварии, катастрофы. Правила поведения и действия населения: Выпуск №1 (Темы с 1 по 7). – М.: ИЦ –Редакция «Военные знания», 2000. – 80 с.
- Черновол В. Справочник туриста. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 224с.
Дополнительная
11. Бардин К. В. Азбука туризма. — М., 1981.
12. Бринк И.Ю., Бондарей, М.П. Ателье туриста. — М., 1990.
13. Варламов В. Г. Основы безопасности в пешем походе. — М., 1983.
14. Верба И. А., Голицин С. М., Куликов В. М. Туризм в школе: Книга руководителя путешествия. — М., 1983.
15. Волович В. Г. Академия выживания. — М., 1996.
16. Волович В. Г. Как выжить в экстремальной ситуации. — М., 1990.
17. Волович В. Г. С природой один на один. — М., 1989.
18. Временные правила подготовки и проведения соревнований учащихся Российской Федерации «Школа безопасности». — М., 1999.
19. Григорьев В.Н. Водный туризм. — М., 1990.
- Ильичев А. А. Популярная энциклопедия выживания. — Челябинск, 1996.
- Константинов Ю. С. Туристские слеты и соревнования учащихся. — М., 2000.
- Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. — М., 1997.
- Кощеев А. К. Дикорастущие съедобные растения в нашем питании. — М., 1980.
- Кудряшов Б. Г. Энциклопедия выживания. Один на один с природой. — Краснодар, 1996.
- Куликов В. М., Ротштейн Л. М. Школа туристских вожаков. — М., 1997.
- Куликов В.М., Константинов Ю. С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. — М., 1997.
- Линчевский Э.Э. Психологический климат туристской группы. — М., 1981.
- Лукоянов П. И. Лыжные спортивные походы. — М., 1988.
- Лукоянов П. И. Безопасность в лыжных походах и чрезвычайные ситуации зимних условий. — М., 1998.
- Маслов А. Г. Подготовка и проведение соревнований «Школа безопасности». — М., 1999.
- Маслов А. Г. Организация работы и финансирование туристско-краеведческих объединений учащихся. — М., 1999.
- Маслов А. Г., Константинов Ю. С, Дрогов И. А. Полевые туристские лагеря. — М., 2000.
|
|