Выше было отмечено, что Всеобщее («Тотальное») управление качеством - это подход к управлению организацией, объединяющий основные существующие методы управления и технические средства в научно обоснованную систему, целью которой является постоянное улучшение производственной деятельности и результатов этой деятельности.
Принятая аббревиатура концепции "Всеобщего управления качеством" - TQM (Total Quality Management). Концепция TQM охватывает все структуры предприятия, все виды производственной деятельности и направлена на использование материальных (технических) и человеческих ресурсов для наиболее эффективного удовлетворения потребностей потребителей, общества и сотрудников предприятия. Концепция TQM может быть использована в организации любого профиля деятельности и, как показывает международный опыт, способствует повышению качества результатов трудовой деятельности и улучшению финансовых показателей. Ha основании концепции TQM может быть построена система качества.
Стандарт ISO 9004:2000 в значительной мере соответствует философии и методологии TQM, однако, имеются и отличия, отраженные в таблице 2.2.
Предприятие, использующее в управлении концепцию TQM, ориентируется на изменяющиеся потребности потребителя, общества, сотрудников и организации в целом. В соответствии с выявленными потребностями предприятие изменяет характеристики продукции, процессов, методики, структуру. Дополнительная методическая база системы TQM охватывает:
• управление качеством продукции на всех этапах жизненного цикла (модель «петли качества»);
• систему ведения внутрифирменной информации о деятельности в области качества и результатах такой деятельности;
• применение статистических методов для обработки информации;
• создание проектов по усовершенствованию деятельности и процессов;
• обучение управлению качеством всего персонала;
• мотивацию сотрудников и привлечение их к управлению;
• разработку внутрифирменных стандартов на деятельность по совершенствованию качества.
Таблица 2.2