№ | Положения стандартов ISO 9000 | Положения концепции TQM |
1 | Нет необходимости в ориентации на определенного потребителя | Ориентация на определенного потребителя |
2 | Ориентация на технические системы и процедуры | Ориентация на философию, концепции, инструменты и методологию |
3 | Вовлечение всех сотрудников не обязательно | Вовлечение всех сотрудников – обязательное условие |
4 | Ответственность за качество оформлена документально и может возлагаться на подразделение в целом, например, на отдел качества | Каждый сотрудник организации ответственен за качество |
5 | В основном, статичность процессов и корпоративной культуры | Подразумевается постоянное изменение процессов и культуры организации |
Система TQM помимо постоянного планового изучения рынка предусматривает также постоянное плановое изучение возможности повышения качества производства, производительности труда, удовлетворенности сотрудников и общества. С этой целью формируются проекты по усовершенствованию, создаются специальные проектно-ориентированные организационные структуры, изучаются и реализуются возможности по усовершенствованию.
Цикл всеобщего управления качеством аналогичен циклу управления качеством продукции (рис. 2.9).
В основе системы TQM лежат четыре стратегии:
• ведущая роль высшего руководства в управлении качеством;
• обучение качеству, привлечение к управлению, мотивация и изучение интересов сотрудников;
• ориентация на интересы покупателей и повышение производительности труда;
• разработка программ в целях постоянного улучшения качества и оценка результатов.
Основное же отличие стандартов ISO 9000 от концепции ТОМ состоит в том, что стандарты, в первую очередь, направлены на снижение вероятности сделать что-либо неверно, в то время как ТQM является вершиной современных методов управления качеством и ориентирована на дальнейшее повышение качества продукции, когда уже достигнут некий уровень качества.
Для интегрального оценивания деятельности предприятий разных отраслей, подчинения и величины используются Национальные и Международные премии по качеству.
Планирование совершенствования Анализ изменяющихся требований потребителей, общества, сотрудников и организации Анализ внутренних возможностей организации по улучшению качества Расчет перспективных затрат на качество | ► | Реализация совершенствования Определение приоритетов среди процессов, подлежащих корректирующим воздействиям Создание команды по совершенствованию процесса Уточнение задач Сбор данных Причинно-следственный анализ Планирование и осуществление решения, документирование Оценка результатов Стандартизация |
▲ | ||
Самооценка Критерии: национальные и международные премии по качеству, внутрифирменная система баллов | ◄ |
Рис. 2.9. Цикл всеобщего управления в системе TQM [5]
В Европе с 1992г. по результатам конкурса среди лауреатов национальных премий по качеству присуждается Европейская премия по качеству. При этом методом экспертной оценки определяется количество баллов из максимума, который установлен по каждому критерию (рис. 2.10).
Рис.2.10. Модель делового совершенства EFQM
В Украине конкурсы за достижения в области качества с 1996г. проводит Украинская ассоциация качества. В качестве основы Украинской национальной премии принята Европейская премия по качеству.
Национальные премии по качеству в Украине и других странах проводятся ежегодно. Победители получают символ премии (статуэтку, приз, диплом), которые могут использоваться с целью рекламы. Одновременно победители должны распространять свой опыт по управлению качеством.
Украинская премия по качеству присуждается на Днях качества в Киеве. В праздничной церемонии принимают участие руководители государства и отраслей народного хозяйства.