double arrow

Статистика цен: виды, принципы, методы регистрации и расчета уровня цен.

Цены классифицируются в зависимости от нескольких факторов:

вида рынка: цены товарных аукционов;биржевые котировки;цены торгов; времени: постоянная цена; сезонная;ступенчатая;

объема продаж: оптовые цены (в т. ч. биржевые);розничные цены;

государственного воздействия, регулирования: свободные цены (цена спроса, цена предложения);регулируемые цены (предельные, фиксированные цены);

способа фиксации: фиксированные (твердые);подвижные (зафиксированные на момент подписания контракта с возможностью пересмотра с учетом изменений на рынке);скользящие (в зависимости от изменений издержек производства);

информации об уровне цены: публикуемые – справочные и прейскурантные;

Накопленный опыт наблюдения за рыночными ценами позволил в 1988-1989 гг. статистике оперативно перейти на выборочную систему регистрации цен, основанную на следующих принципах:

- отказ от массового документированного учета, практически не возможного в условиях различных форм собственности, и переход к ограниченному использованию документов;

- отказ от сплошного учета цен и переход к использованию выборочного метода во времени, пространстве и товарной массе;

- формирование потребительской корзинки, т. е. набора товаров-представителей;

- введение системы поправок на изменение качества товаров;

- полный охват всех форм и видов торговли (субрынков). Ряд проблем, связанных с регистрацией цен остался спорным и продолжает обсуждаться.

Существует два метода регистрации цен: прейскурантная методика и выборочная концепция. В основе прейскурантной методики лежит документированный и сплошной учет цен, несколько оправданный в условиях политики сплошных цен и сравнительно стабильного ассортимента товаров, когда регистрировались не цены, а их изменения. В условиях централизованной плановой экономики эта концепция считалась основной, а в рыночных условиях она применяется на коммерческих предприятиях с хорошо поставленным учетом.

Индивидуальный уровень цены — это абсолютная величина — сумма денег, уплачиваемая на рынке за товарную единицу.

Для совокупности однородных товаров на основании индивидуальных цен можно рассчитать средний уровень цен.

Средний уровень цен — обобщающий показатель уровня цен, исчисляется по однородным группам товаров, во времени и в пространстве.

Применяется в том случае, когда в качестве весов используются данные о продаже товаров в стоимостном выражении.

В качестве обобщающего уровня цен можно рассматривать показатель стоимости фиксированной потребительской корзины, который объединяет различные уровни цен в качественно новый обобщающий уровень цен. Данный показатель будет характеризовать не только обобщающую цену фиксированного набора товаров, но и “цену жизни”.

Индивидуальный индекс цен — отношение цен товаров-представителей текущего периода к базисному.

Индекс цен (общий) — относительная величина, характеризующая изменение цен совокупности разнородных товаров.

Индекс средних цен —отношение средних цен текущего периода к базисному; представляет собой индекс переменного состава и может быть разложен на индекс фиксированного состава и индекс структурных сдвигов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: