Как разделить окружность на 6 частей с помощью циркуля

Сценарий урока математики

(3 класс, УМК "Начальная школа 21 века")

Дата: 01.02.2013 г.

Тема: Деление окружности на равные части с помощью циркуля.

Цели:

Образовательные:

1. Познакомить с приёмами деления круга и окружности на равные части;

2. Совершенствование знаний и умений при работе с чертежно-измерительными инструментами;

3.Отрабатывать вычислительные навыки.

4. Развивать умение решать логические задачи;

Развивающие:

5. Развивать память, логическое мышление.

6. Развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения, в том числе умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.

7. развивать пространственное воображение, конструкторские навыки и творчество

Воспитательные:

8. Воспитывать коммуникативные умения, навыки коллективной работы, любознательность.

Методы:

Методы организации учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные и практические, репро­дуктивные и проблемно-поисковые, индуктивные и дедуктивные методы обучения.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познаватель­ной деятельности: познавательные игры, учебные дискуссии и др.

Методы контроля: (устный, письменный и др.) и самоконтроля в процессе обучения.

Материалы и инструменты: к омпьютер учителя (ноутбук), проектор, экран; слайдовая презентация к занятию; линейка, циркуль, ламинированные индивидуальные полоски для устного счёта; круги из цветной бумаги, учебник, рабочая тетрадь.

План занятия:

  • Организационная часть (подготовка к работе) – 1 мин.
  • Устный счёт, актуализация опорных знаний – 10 мин.
  • Введение нового материала – 5 мин.
  • Практическая работа, объяснение и показ основных методов выполнения работы – 10 мин.
  • Физминутка - 2 мин.
  • Работа по учебнику - 10 мин.
  • Подведение итогов, выставление оценок, домашнее задание– 5 мин.
  • Рефлексия

Тип урока: введение новых знаний

Конечный результат и система контроля: индивидуальный контроль учителя и самопроверка, самоконтроль, взаимопроверка.

Ход урока

I. Организационная часть.

- Мне очень приятно видеть ваши светящиеся глаза, значит у вас хорошее настроение и нам вместе, сообща удастся решить любые задачи.

Итак, друзья, внимание!
Вновь прозвенел звонок,
Садитесь поудобнее,
Начнем сейчас урок.

 




II. Актуализация опорных знаний (10 мин).

Устная разминка:

- В тетрадях пропишите число по моему образцу. Что вы можете о нём рассказать?

- Запишите сегодняшнее число, отложите тетрадь в сторону.

2) Рассмотрите логические цепочки, определите правило, по которому они составлены и допишите ещё три.

· 50, 45, 40, 35,...,...,... (30,25,20,15,...)(Слайд № 2)

· 100, 102, 101, 202, 102, 302, 103, 402,...,...,... (104, 502, 105,...,...)

(Проверка по карточкам)

 

3) - Найди лишнюю величину:(Слайд № 2)

8 см², 16 кг, 37 см², 148 см², 10 см²

99 м, 37 м, 48 м², 45 м, 105 м

4) Решите логические задачи:

- Шла старуха в Москву, а навстречу ей три старика. Сколько человек шло в Москву? (Один человек).

 

- На столе лежит яблоко. Его разделили на 4 части. Сколько яблок лежит на земле?(ни одного).

 

- Двое играли в шахматы 4 часа. Сколько времени играл каждый? (4 часа)

 

- Незнайка решил искупаться. Он разделся, сложил одежды и поплыл.

 «Сейчас переплыву реку три раза и оденусь, и пойду домой».

- Как вы думаете, нашел ли Незнайка свою одежду? Объясни ответ. (нет, т.к. три раза это значит оказаться на другом берегу).

 (Сбор карточек с индивидуальной работой)

Актуализация знаний(4 мин):

6) Найди лишнюю фигуру (Слайд № 3, 4)

- Почему остались эти фигуры? (округлой формы).

- Какую бы вы исключили ещё? (овал)

- Почему? Докажите.

- Чем отличается круг от окружности?

- Как называется линия, проходящая через центр окружности или круга? (диаметр, ось симметрии, линия сгиба)

- сколько их может быть? (множество)

7) Посмотрите на слайд (Слайд № 5).

- Что вы замечаете? (все детали поделки - круги и части круга)

ПРОБЛЕМА - Как вы считаете, что важно знать, чтобы сделать такую поделку? (из какого материала сделана, форму деталей, цвет деталей, размер деталей...)

- Как получить части круга? Каким способом? (Согнуть пополам и вчетверо)

 

- Сформулируйте тему урока (предположения детей).

-Умеете ли вы делить круг на равные части?

III. Практическая работа (10 мин)

1. - Возьмите круги, которые вы сделали на технологии и разделите на две равные части.

- Как узнать, что вы разделили пополам? (стороны совпадают, линия сгиба проходит через центр круга).

2. - Что нужно сделать, чтобы получить 4 равные части?

- Как будет называться 1 часть из четырёх? 2 части? (четвертинка, четверть, половина).

IV. Физминутка (2 мин)

Потянулись, улыбнулись,

Покрутили головой,

Руки за спину, прогнулись, изогнулись тетивой.

Руки в боки, повороты,

Что там сзади - поглядим!

А теперь вы - самолёты!

Машем крыльями родным!

 

Сели-встали, сели-встали

и попрыгали легко.

Мы нисколько не устали,

Дышим ровно, глубоко.

V.

- Где мы можем применить в жизни умение  делить окружности на равные части? (ответы)

Картинки на доске распределите на группы. На какие группы можно распределить кратинки? Шар, круг, окружность.

– Круги.

– Граница круга.

– Окружность.

– Как бы вы назвали линию, которой заканчивается круг?

– Граница круга – это окружность.

– Что нужно, чтобы начертить окружность?

(– Прибор, который проведёт правильную линию)

– Отгадайте загадку:

Мой циркач, циркач лихой

Чертит круг одной ногой,

А другой проткнул бумагу,

Уцепился и ни шагу.

– Для того, чтобы научиться строить окружность нужного размера, мы выполним практическую работу (учитель объясняет правила работы с циркулем и построения окружности)(Слайд 7)

– Попробуйте сами начертить окружность.

– Соедините отрезком центр окружности О с любой точкой, отмеченной на окружности. Этот отрезок называется радиусом.

– Измерьте длину радиусов. Она одинаковая или разная? – Радиусы одной окружности одинаковые.

Как разделить окружность на 6 частей с помощью циркуля

Бывает, что под рукой нет транспортира. Тогда окружность можно разделить на 6 равных частей с помощью циркуля.

Чертим окружность, например, радиусом 5 см. (окружность красного цвета). Не изменяя радиуса, переносим ножку циркуля на окружность (точка 1) и чертим еще одну окружность. Получаем две точки пересечения черной и красной окружностей 6 и 2.

Переносим ножку циркуля в точку 2 и опять проводим окружность. Получаем точку 3.

Переносим ножку циркуля в точку 3. Опять чертим окружность.

Таким образом, продолжаем делить окружность, пока не разделим ее на 6 равных частей.

 

Если надо, стираем лишние окружности ластиком. В результате получаем разделенную на шесть равных частей окружность.

– Необходимо отдохнуть. Физминутка «Солнышко лучистое»

Творческая работа

– Окружность – волшебная геометрическая фигура. С её помощью можно совершить чудесные превращения. Вы сейчас поработаете волшебниками. Задание – на доске.

Творческая работа

1 вариант

1. Начерти окружность радиусом

4 см 3 см

2. Дорисуй к окружности линии так, чтобы получилась фигура

Домашнее задание – творческое. Придумайте и начертите фигуру, состоящую из окружностей (снеговик, гусеница, лягушонок и т.д.)

Итог урока.

– Продолжите предложения

Сегодня на уроке:

я узнал…

я научился…

порадовался тому, что…

– Солнышко подарило вам солнечных зайчиков. Покажите своё настроение смайликами.

Я узнал, что окружность – это граница круга

Я научился чертить окружность, радиус окружности

Мне было трудно, но у меня всё получилось, я многому научился.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: