Сценарий урока математики
(3 класс, УМК "Начальная школа 21 века")
Дата: 01.02.2013 г.
Тема: Деление окружности на равные части с помощью циркуля.
Цели:
Образовательные:
1. Познакомить с приёмами деления круга и окружности на равные части;
2. Совершенствование знаний и умений при работе с чертежно-измерительными инструментами;
3.Отрабатывать вычислительные навыки.
4. Развивать умение решать логические задачи;
Развивающие:
5. Развивать память, логическое мышление.
6. Развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения, в том числе умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.
7. развивать пространственное воображение, конструкторские навыки и творчество
Воспитательные:
8. Воспитывать коммуникативные умения, навыки коллективной работы, любознательность.
Методы:
Методы организации учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные и практические, репродуктивные и проблемно-поисковые, индуктивные и дедуктивные методы обучения.
|
|
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: познавательные игры, учебные дискуссии и др.
Методы контроля: (устный, письменный и др.) и самоконтроля в процессе обучения.
Материалы и инструменты: к омпьютер учителя (ноутбук), проектор, экран; слайдовая презентация к занятию; линейка, циркуль, ламинированные индивидуальные полоски для устного счёта; круги из цветной бумаги, учебник, рабочая тетрадь.
План занятия:
- Организационная часть (подготовка к работе) – 1 мин.
- Устный счёт, актуализация опорных знаний – 10 мин.
- Введение нового материала – 5 мин.
- Практическая работа, объяснение и показ основных методов выполнения работы – 10 мин.
- Физминутка - 2 мин.
- Работа по учебнику - 10 мин.
- Подведение итогов, выставление оценок, домашнее задание– 5 мин.
- Рефлексия
Тип урока: введение новых знаний
Конечный результат и система контроля: индивидуальный контроль учителя и самопроверка, самоконтроль, взаимопроверка.
Ход урока
I. Организационная часть.
- Мне очень приятно видеть ваши светящиеся глаза, значит у вас хорошее настроение и нам вместе, сообща удастся решить любые задачи.
Итак, друзья, внимание!
Вновь прозвенел звонок,
Садитесь поудобнее,
Начнем сейчас урок.
II. Актуализация опорных знаний (10 мин).
Устная разминка:
- В тетрадях пропишите число по моему образцу. Что вы можете о нём рассказать?
- Запишите сегодняшнее число, отложите тетрадь в сторону.
2) Рассмотрите логические цепочки, определите правило, по которому они составлены и допишите ещё три.
|
|
· 50, 45, 40, 35,...,...,... (30,25,20,15,...)(Слайд № 2)
· 100, 102, 101, 202, 102, 302, 103, 402,...,...,... (104, 502, 105,...,...)
(Проверка по карточкам)
3) - Найди лишнюю величину:(Слайд № 2)
8 см², 16 кг, 37 см², 148 см², 10 см²
99 м, 37 м, 48 м², 45 м, 105 м
4) Решите логические задачи:
- Шла старуха в Москву, а навстречу ей три старика. Сколько человек шло в Москву? (Один человек).
- На столе лежит яблоко. Его разделили на 4 части. Сколько яблок лежит на земле?(ни одного).
- Двое играли в шахматы 4 часа. Сколько времени играл каждый? (4 часа)
- Незнайка решил искупаться. Он разделся, сложил одежды и поплыл.
«Сейчас переплыву реку три раза и оденусь, и пойду домой».
- Как вы думаете, нашел ли Незнайка свою одежду? Объясни ответ. (нет, т.к. три раза это значит оказаться на другом берегу).
(Сбор карточек с индивидуальной работой)
Актуализация знаний(4 мин):
6) Найди лишнюю фигуру (Слайд № 3, 4)
- Почему остались эти фигуры? (округлой формы).
- Какую бы вы исключили ещё? (овал)
- Почему? Докажите.
- Чем отличается круг от окружности?
- Как называется линия, проходящая через центр окружности или круга? (диаметр, ось симметрии, линия сгиба)
- сколько их может быть? (множество)
7) Посмотрите на слайд (Слайд № 5).
- Что вы замечаете? (все детали поделки - круги и части круга)
ПРОБЛЕМА - Как вы считаете, что важно знать, чтобы сделать такую поделку? (из какого материала сделана, форму деталей, цвет деталей, размер деталей...)
- Как получить части круга? Каким способом? (Согнуть пополам и вчетверо)
- Сформулируйте тему урока (предположения детей).
-Умеете ли вы делить круг на равные части?
III. Практическая работа (10 мин)
1. - Возьмите круги, которые вы сделали на технологии и разделите на две равные части.
- Как узнать, что вы разделили пополам? (стороны совпадают, линия сгиба проходит через центр круга).
2. - Что нужно сделать, чтобы получить 4 равные части?
- Как будет называться 1 часть из четырёх? 2 части? (четвертинка, четверть, половина).
IV. Физминутка (2 мин)
Потянулись, улыбнулись,
Покрутили головой,
Руки за спину, прогнулись, изогнулись тетивой.
Руки в боки, повороты,
Что там сзади - поглядим!
А теперь вы - самолёты!
Машем крыльями родным!
Сели-встали, сели-встали
и попрыгали легко.
Мы нисколько не устали,
Дышим ровно, глубоко.
V.
- Где мы можем применить в жизни умение делить окружности на равные части? (ответы)
Картинки на доске распределите на группы. На какие группы можно распределить кратинки? Шар, круг, окружность.
– Круги.
– Граница круга.
– Окружность.
– Как бы вы назвали линию, которой заканчивается круг?
– Граница круга – это окружность.
– Что нужно, чтобы начертить окружность?
(– Прибор, который проведёт правильную линию)
– Отгадайте загадку:
Мой циркач, циркач лихой
Чертит круг одной ногой,
А другой проткнул бумагу,
Уцепился и ни шагу.
– Для того, чтобы научиться строить окружность нужного размера, мы выполним практическую работу (учитель объясняет правила работы с циркулем и построения окружности)(Слайд 7)
– Попробуйте сами начертить окружность.
– Соедините отрезком центр окружности О с любой точкой, отмеченной на окружности. Этот отрезок называется радиусом.
– Измерьте длину радиусов. Она одинаковая или разная? – Радиусы одной окружности одинаковые.
Как разделить окружность на 6 частей с помощью циркуля
Бывает, что под рукой нет транспортира. Тогда окружность можно разделить на 6 равных частей с помощью циркуля.
Чертим окружность, например, радиусом 5 см. (окружность красного цвета). Не изменяя радиуса, переносим ножку циркуля на окружность (точка 1) и чертим еще одну окружность. Получаем две точки пересечения черной и красной окружностей 6 и 2.
Переносим ножку циркуля в точку 2 и опять проводим окружность. Получаем точку 3.
|
|
Переносим ножку циркуля в точку 3. Опять чертим окружность.
Таким образом, продолжаем делить окружность, пока не разделим ее на 6 равных частей.
Если надо, стираем лишние окружности ластиком. В результате получаем разделенную на шесть равных частей окружность.
– Необходимо отдохнуть. Физминутка «Солнышко лучистое»
Творческая работа
– Окружность – волшебная геометрическая фигура. С её помощью можно совершить чудесные превращения. Вы сейчас поработаете волшебниками. Задание – на доске.
Творческая работа
1 вариант
1. Начерти окружность радиусом
4 см 3 см
2. Дорисуй к окружности линии так, чтобы получилась фигура
Домашнее задание – творческое. Придумайте и начертите фигуру, состоящую из окружностей (снеговик, гусеница, лягушонок и т.д.)
Итог урока.
– Продолжите предложения
Сегодня на уроке:
я узнал…
я научился…
порадовался тому, что…
– Солнышко подарило вам солнечных зайчиков. Покажите своё настроение смайликами.
Я узнал, что окружность – это граница круга
Я научился чертить окружность, радиус окружности
Мне было трудно, но у меня всё получилось, я многому научился.