Основы управления операциями

ТЕМА 3

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ, ПЛАНИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ ОПЕРАЦИЙ

ВОПРОСЫ К ТЕМЕ:

1. Основы управления операциями.

2. Прогнозирование: сущность, типы и методы.

3. Виды и основные задачи планирования производства. Модель организации агрегатного (совокупного) планирования.

4. Контроль в системе операционного менеджмента.

 

 

Основы управления операциями

Опера́ция (лат. operatio «действие») — действие или их совокупность для достижения какой-либо цели. Термин «операция» может употребляться для различного характера видов производимой деятельности:

- операция (программирование) — специальный способ записи некоторых действий;

- технологическая операция — совокупность комплексных операций, направленных на решение технологической задачи;

- операция (в управлении проектами) — минимальная единица работ, которую невозможно или бессмысленно детализировать на более мелкую.

Цели управления операциями состоят в следующем:

1) производить товары и услуги, отвечающие требованиям потребителей;

2) производить и поставлять товары «точно в срок»;

3) эффективно управлять ресурсами, используемыми для производства продукции и оказания услуг.

Одновременное достижение этих целей является весьма трудным делом. На практике выполнение указанных целей образует конфликтную ситуацию. Например, спрос может быть недостаточный, чтобы эффективно использовать ресурсы. Или слишком велик, чтобы его удовлетворить имеющимися ресурсами.

Основные этапы к управлению операциями.

Этап 1 – внутренне нейтральный. Операционная функция рассматривается в организации как «неизбежная обуза». Деятельность операционных менеджеров должна быть сконцентрирована на решении внутренних проблем. Лучшее, на что может рассчитывать организация, – это на операции «без неприятных сюрпризов».

Этап 2 – внешне нейтральный. Менеджеры операций стремятся достичь паритета с действующими в своей отрасли стандартами и нормами. Проводится сравнение собственных показателей с показателями конкурентов и предпринимаются попытки внедрения последних достижений, с тем, чтобы операции не были сдерживающим фактором для организации, иначе осуществляется бенчмаркинг (процесс оценивания и сопоставления).

Этап 3 – внутренне поддерживающий. Операциями стремятся обеспечить надежную поддержку деловой стратегии организации. Разрабатывается операционная стратегия для выполнения этого требования. Операции сравнимы с лучшими образцами в данной отрасли промышленности или в сфере услуг.

Этап 4 – внешне поддерживающий. Операции становятся образцовыми (устанавливают стандарты) для своей отрасли. Это превращает операцию в основу конкурентных преимуществ организации. Операции рассматриваются как средство удовлетворения и даже превышения запросов и ожиданий потребителей. Управление операциями становится проактивным и превращается в фактор, определяющий корпоративную стратегию организации.

Таким образом, управление операциями представляет собой производственный процесс по изготовлению и выпуску готовой продукции со всеми его элементами: средствами и предметами труда, а также самим трудом.

Конечная цель системы управления операциями состоит в обеспечении выполнения в установленные сроки плана производства и поставки продукции согласно заданным объемам, номенклатуре и качеству при рациональном использовании материальных и трудовых ресурсов, всего производственного потенциала.

Оперативное управление современным производством осуществляется посредством совокупности взаимосвязанных функций – планирования, организации, учета, контроля, анализа и регулирования (рис. 3).

 

Рис. 3. Схема системы управления производственного процесса

 

Построение системы оперативного управления производством определяется такими основными факторами: организационным типом производства; характером специализации предприятия; размером предприятия и его подразделений; уровнем развития кооперирования; степенью механизации и автоматизации производственных процессов и пр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: